"Как не порадеть родному человечку..."

Известный государственный деятель консервативных взглядов, Константин Петрович Победоносцев была женат на Екатерине Александровне, урожденной Энгельгардт. Отец ее, Александр Андреевич Энгельгардт, был промотавшийся богач, которого вынужден был содержать Победоносцев. «В это время средства Победоносцева были весьма ограничены, и содержание старого жуира-тестя было ему тяжело».
В 1868 году у наследника-цесаревича Александра Александровича произошло знакомство Победоносцева с Николаем Александровичем Качаловым, бывшим тогда первым в России председателем губернской земской управы в Новгороде.

В 1870 году Качалову императором Александром II было предложено возглавить департамент таможенных сборов Министерства финансов Российской империи. Идя навстречу Победоносцеву, Качалов пристроил его в таможню: «Я определил Энгельгардта членом Петербургской сухопутной таможни, считал его чиновником пустым, но честным; так шло дело несколько лет».
К концу 1870-х годов начали циркулировать слухи о злоупотреблениях в Петербургской сухопутной таможне. Однажды Качалов, получив информацию, что злоупотребления стали необычайно велики, конкретно во время досмотра товаров купца Сегаля*, по приказу Качалова документы Петербургской сухопутной таможни были опечатаны, но часть текущих актов о досмотрах товаров оказались из книги учета вырваны.
На другой день недостающие акты были представлены, но в них «неискусно были вытравлены химические отметки досматривавших чиновников и написаны новые ; вытравка была сделана так неискусно, что были видны фамилии подписавших первоначально чиновников, и в том числе Энгельгардта».
Подделка документов — уголовное преступление. Материалы были переданы прокурорскому надзору и началось следствие. В числе виновных оказался Энгельгардт, который сознался в нарушении своих служебных обязанностей. Семейство Победоносцева стало пытаться как-то дело исправить и сам Победоносцев начал просить, чтобы Качалов прекратил дело и наказал виновных административным способом.
Но начавшееся уголовное дело уже нельзя было просто так остановить. Обвинение касалось более тридцати чиновников таможни и купца Сегаля. Дело тянулось долго: началось при Александре II, а решать его пришлось уже Александру III, который будучи сторонником законности, вынужден был ради Победоносцева, вернее его тестя, этой законностью пренебречь.
Императором все было решено административно, без суда. Мздоимцам даже не пришлось компенсировать казне материальный ущерб: настолько ценным был для Российской империи тесть Победоносцева — Энгельгардт.
Победоносцев, бывший с Качаловым в хороших отношениях, в ходе этого дела стал его врагом. Он стал говорить, что это дело направлено не против его тестя Энгельгардта, а против самого Победоносцева, как ближайшего советника Александра III.
Вот такой «блюститель чужой нравственности» Победоносцев стоял на страже общественных интересов, думал, как бы повысить эту самую русскую народную нравственность, чтобы молились больше...
Качалову же дело стоило должности: в апреле 1882 года он ушел с должности директора департамента таможенных сборов.
==================
*Сегаль Лев Аронович — петербургский купец 1 гильдии, в купечестве с 1867, потомственный почетный гражданин.
|
</> |