Сто тринадцатая любовь Пушкина. Часть вторая.
bettybarklay — 30.01.2022Красота, блеск, остроумие, светскость — вот главные качества, которые были необходимы жене Пушкина, чтобы она соответствовала его представлениям о возможном семейном счастье. Ему казалось, что Наталья Гончарова может обладать этими качествами. Пушкин брал облик, полагая, что к облику будут приложены остальные качества.
Пушкин, поэт и художник, любил этот чудесный тип светской
женщины. Но он, будучи зрителем, всегда в свете видел только
результат, не подозревая о тех трудах и усилиях, которыми этот
результат создавался. Как сказал один поэт уже в XX веке, «Быть
женщиной — великий шаг, сводить с ума —
искусство геройство».
Об этом даре, об этом искусстве большой знаток женщин, опытный «тверской ловелас» или «петербургский Вальмон» Пушкин, своим собственным воображением в отношении Натальи Гончаровой сведенный с ума, видимо, даже не подозревал.
«Мужчины более или менее везде одинаковы. Но молодая, изящная светская женщина—совсем особенное, чудесное существо, которого нельзя встретить в деревне, да и нигде вообще, кроме большого света».
Светская женщина, способная доставить ценителю не меньшее наслаждение, чем живопись, музыка, поэзия или театр, к которому искусство светскости было всего ближе, являла собой результат воспитания, образования, врожденного таланта и, главное, — тонкого, живого, разностороннего, восприимчивого ума.
Наталья Николаевна Гончарова обладала только молодостью и внешностью. Щедрая природа обошла ее другими качествами, необходимыми для роли блестящей светской дамы. Примитивное природное кокетство, порождаемое сознанием собственной красоты, ей, конечно, было свойственно.
Именно это кокетство и ее легкомысленность в сочетании с бешеной ревностью Пушкина стало причиной дальнейшей трагедии их семьи и русской поэзии, которую впоследствии объясняли разными политическими, социальными и прочими сложно-выдуманными причинами многие поколения историков литературы.
Красота, молодость, свежесть, душевная непорочность и нетронутость казались Пушкину непременным и достаточным залогом будущего семейного счастья. Он был совершенно убежден, что сумеет образовать юную жену в соответствии со своими идеалами. А идеал у Пушкина к тому времени уже вполне сложился. Это был идеал великосветской Мадонны.
Пасхальным воскресеньем 1830 года став женихом Натальи Гончаровой, вскоре Пушкин уехал в Петербург. Кстати, Пушкин при осуществлении своих матримониальных планов не стремился получше узнавать своих избранниц. Ему важен был образ. Так было и с Натальей Гончаровой. Не имея реальных сведений о личности Натальи Николаевны, поэт был возбужден своим новым состоянием жениха, и пластическое воображение его создавало самые возвышенные образы своей будущей жены. Эта способность Пушкина возноситься от самого низкого разврата до самого возвышенного восхищения уникальна.
Петербургская реальность в создании возвышенного образа Мадонны Пушкину только способствовала. В книжном магазине Ивана Васильевича Слёнина на Невском проспекте, известного книгопродавца и издателя, с которым Пушкин поддерживал деловые и дружеские отношения, с начала 1830 года выставлен был на продажу не совсем обычный предмет. Предмет уникальный — «Мадонна» Рафаэля.
«Отечественным запискам» вторила «Литературная газета» (Пушкина и Дельвига) № 19 за 1830 год от 1 апреля (вероятно, в те времена еще не было принято в этот день дурачить читателей) заметкой в разделе «Смесь» на странице 154. Заметка эта была подписана «В. Л — р», то есть Валериан Лангер, и сообщала она следующее:
«Любителям художеств без сомнения приятно услышать, что в книжном магазине Слёнина на Невском проспекте выставлена ныне, на суд публики, картина, изображающая св. деву Марию с младенцем Иисусом, приписываемая Рафаэлю. <...>
Стиль картины сей, с первого взгляда, действительно имеет в себе много Рафаэлевского: тот же колорит, то же божественное спокойствие в лице девы Марии, та же очаровательность в тьмо-свете... Но виден ли Рафаэль в сочинении сей картины? Неужели это выисканное, принужденное положение младенца написано Рафаэлем? — Рисунок также, кажется, не везде чист, особенно заметны погрешности в левой руке Марии и в левой кисти Иисуса. Впрочем, легко может статься, что последний недостаток сей произошел от поправок, которым картина сия подверглась, по всему вероятию, еще прежде, нежели оную перевели здесь в С. Петербурге с дерева на холст».
Для Петербурга появление в открытой продаже «настоящего Рафаэля», или пусть даже «сомнительно-настоящего», стало событием неординарным. В гостиных и прессе возникло обсуждение и громкие споры. Оставалось неясным, каким путем картина попала в Петербург, не было сообщено никаких сведений, способных пролить ясность на ее бытование.
Пушкин, хорошо знакомый с владельцем магазина Слёниным, видел картину, а увидев, вдруг «узнал» в ней свою невесту. Он стал бывать в магазине, чтобы любоваться возвышенным образом, как он считал, той, с кем ему предстояло связать свою жизнь вечным браком. Результатом этих любовных созерцаний стал сонет «Мадона»:
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец.
30 июля 1830 года он писал своей невесте из Петербурга на французском: «Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что провожу часы перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40 000 рублей».
Оказалось, что в магазине Слёнина выставлялась старинная копия Бриджуотерской Мадонны работы Рафаэля. Судьба этой копии осталась неизвестна до настоящего времени. Можно только предположить, что как не очень ценная копия она находится в чьем-то частном собрании. А сама Мадонна Рафаэля сейчас находится в Национальной галерее Эдинбурга.
Пушкин все же «купил» себе Мадонну — он вообразил, что его будущая жена как две капли воды похожа на Мадонну Рафаэля, и убеждал в этом сходстве всех. По воспоминаниям, поэт нередко говорил о сходстве Натальи Николаевны с Мадонной, и заявлял: «Я женился, чтобы иметь дома свою «Мадонну». Согласно Пушкину, Мадонна — это только внешний образ, а не сущность.
Сначала казалось, что его Мадонна обошлась Пушкину дешевле, чем за 40 000 рублей. Он осенью 1830 года по разрешению отца заложил деревеньку в 200 душ за 40 000 рублей, из которых 11 000 рублей отдал в долг матери Натальи Гончаровой для устройства приданого. Но долг этот так никогда ему и не был возвращен.
Обратимся к свидетельствам очевидцев происходившего в начале 1831 года в Московском свете, когда Пушкин с Гончаровой еще были женихом и невестой, а свадьба все откладывалась, и не было уверенности, что она состоится. В то время невестой в Москве была также дочь Александра Яковлевича Булгакова, Ольга, женихом которой был князь Александр Сергеевич Долгоруков. Пушкин был не только знаком с Булгаковым, но и был ему должен круглую сумму денег.
16 февраля 1831 года Булгаков писал в письме брату: «В городе опять начали поговаривать, что Пушкина свадьба расходится; это скоро должно открыться: Середа последний день, в который можно венчать. Невеста, сказывают, не здорова. <...> Нечего ждать хорошего, кажется; я думаю, что не для нее одной, но и для него лучше было бы, кабы свадьба разошлась».
То есть в обществе было мнение, что так долго откладываемая свадьба Пушкина с Гончаровой ничего хорошего этой паре не сулит. Однако же свадьба состоялась в последний день, в среду, 18 февраля 1831 года, когда можно было венчать. Булгаков писал: «Сегодня свадьба Пушкина наконец. С его стороны посаженными Вяземский и гр.Потемкина, а со стороны невесты Ив. Ал. Нарышкин и А. П. Малиновская».
19 февраля: «Кстати о Пушкине. Филарет таки настоял на своем: их обвенчали не у кн. Серг. Мих., а у Старого Вознесения. Никого не велено было пускать и полиция была для того у дверей. И так свершилась эта свадьба, которая так долго тянулась. Ну да как будет хороший муж! То-то всех удивит, никто этого не ожидает, и все сожалеют о ней. <...> Он жене моей говорил на бале: Пора уже мне остепениться; ежели не сделает этого жена моя, то нечего уже ожидать от меня».
28 февраля: «Пушкин славный задал вчера бал. И он, и она прекрасно угощали гостей своих. Она прелестна, и они как два голубка. Дай Бог, чтобы всегда так продолжалось!»
Завершая рассказ о свадьбе и московском периоде жизни Пушкиных следует упомянуть, что до своего переезда весной 1831 года в Царское Село, молодожены жили «во втором ярусе большого дома на Арбате между церквями Николы в Плотниках и Святой Троицы».
Из полученных за залог деревеньки в 200 душ в Нижегородской губернии 40 000 рублей Пушкин заплатил долги, выдал часть денег на приданое своей невесте, а остальное было прожито за три месяца жизни в Москве. Уезжая, Пушкин заложил у еврея Веера бриллианты Натальи Николаевны, которые им так никогда и не были выкуплены.
|
</> |