День в истории. Луначарский
maysuryan — 23.11.20241922. Процесс эсеров. Выступает Анатолий Луначарский — народный комиссар просвещения РСФСР, один из государственных обвинителей на процессе
23 ноября — день рождения Анатолия Васильевича Луначарского (1875—1933), революционера, большевика, наркома просвещения РСФСР (1917—1929).
«Луначарский был незаменим в сношениях со старыми университетскими и вообще педагогическими кругами, которые убеждённо ждали от «невежественных узурпаторов» полной ликвидации наук и искусств. Луначарский с увлечением и без труда показал этому замкнутому миру, что большевики не только уважают культуру, но и не чужды знакомства с ней. Не одному жрецу кафедры пришлось в те дни, широко разинув рот, глядеть на этого вандала, который читал на полдюжине новых языков и на двух древних и мимоходом, неожиданно обнаруживал столь разностороннюю эрудицию, что её без труда хватило бы на добрый десяток профессоров». (Л.Д. Троцкий).
Из высказываний А.В. Луначарского:
«Смех не только признак силы, но сам — сила. И раз она у нас есть, надобно направить её в правильное русло».
«Игра — в значительной степени основа всей человеческой культуры».
«Смерть — серьёзное дело, это входит в жизнь. Нужно умереть достойно».
«Да, это одно из великих искусств быть прекрасным стариком, и, может быть, ни в чём так полно человечество не выражается, как в мудром старце, сердце которого открыто для всего нового, который приветствует новое поколение, который передаёт ему свой опыт…»
«Если вы стары, то вы знаете; если вы молоды, то узнаёте; если вы стары и не знаете, то мне вас очень жаль».
1930. А.В. Луначарский и его жена Наталья Розенель (1900—1962) в Берлине
«Нам пришлось взять на службу старых бюрократов. Среди этих бюрократов есть и Фамусовы и Скалозубы, о которых мы слышим, читаем в газетах. Наша задача в том, чтобы эти язвы и изъяны излечить, причём часто излечивать приходится хирургическим путём». (1933)
«Короленко, с его мягким сердцем, растерялся перед «беспорядком», исключительностью и жестокостью революции. Её понять могли только умы, подготовленные и умеющие обозреть настоящее, прошлое и будущее с вершины исторического познания, что редко возможно для современника. Её любить могли только железные сердца, не знающие жалости, когда дело идёт о решительной борьбе со злом. К ней примкнуть могли только сами угнетённые массы в лице своих проснувшихся передовых отрядов».
|
</> |