Николас Элиас Пикеной.

топ 100 блогов bettybarklay25.01.2022

Леонтий (Лев, Леон) Осипович Линевич, получив домашнее образование, начинал в молодости «в людях», помощником в антикварной лавке, но экономия, накопленный опыт, знания, предприимчивость и трудолюбие позволили ему завести свое собственное дело, и в середине 1860-х годов он был уже купцом второй гильдии и владельцем антикварной лавки в Апраксином дворе. 

В 1861 году Линевич присутствовал на распродаже большой коллекции живописи и антиквариата генерала Ивана Даниловича Лазарева, где, по воспоминаниям, с ним познакомился коллекционер Б.И.Ханенко. Леонтий Осипович поддерживал деловые связи с Польшей и много ездил по разным российским городам в поисках ценных объектов антиквариата. Несмотря на свое неполное зрение — он был кривым на один глаз, Линевич безошибочно находил ценные и очень ценные вещи среди выставляемых предметов старины.

На Набережной реки Фонтанки у Линевича был еще одно домовладение под номером 61, где находился рынок.
На Набережной реки Фонтанки у Линевича был еще одно домовладение под номером 61, где находился рынок.

Известный коллекционер голландской живописи Петр Петрович Семенов-Тянь-Шанский отмечал, что будучи ревностным католиком, о набожности которого ходили анекдоты, Линевич хранил среди картин редкую, «довольно легкого содержания» картину Изака Изакса (Isaac Isaacsz) «Монах и женщина». Следов этой картины сейчас мне найти не удалось. 

В конце XIX века Линевич, петербургский купец второй гильдии польского происхождения, вел торговлю антиквариатом в магазине, расположенном в принадлежащем ему доме 67 на Набережной реки Фонтанки. Известный антиквар Михаил Михайлович Савостин в своих неизданных «Мемуарах» писал о Линевиче: «Вещей у него было много, но продавать их он не любил».  

В 1896 году именно от Леонтия Линевича в Императорский Эрмитаж были приобретены парные портреты кисти Николаса Элиаса Пикеноя «Портрет мужчины с перчатками в руке» (Инв. № ГЭ 1010) и «Портрет дамы с веером» (Инв. № ГЭ 1011). 

Сегодня имя художника Николаса Элиаса Пикеноя (Nicolaes Eliaszoon Pickenoy) мало кому известно, но в период с 1625 по 1640 год он был самым востребованным художником-портретистом в процветающем городе Амстердаме, оставаясь таковым в те времена, когда там жил Рембрандт. Мастерство художника отражено в эрмитажных портретах.

Николас Элиас Пикеной «Портрет дамы с веером» (Инв. № ГЭ 1011). Время создания 1630 год. Дуб, масло. Размеры 122х89 см. Место экспозиции Новый Эрмитаж, зал 251.
Николас Элиас Пикеной «Портрет дамы с веером» (Инв. № ГЭ 1011). Время создания 1630 год. Дуб, масло. Размеры 122х89 см. Место экспозиции Новый Эрмитаж, зал 251.
Николас Элиас Пикеной «Портрет мужчины с перчатками в руке» Фрагмент.
Николас Элиас Пикеной «Портрет мужчины с перчатками в руке» Фрагмент.

Технические возможности Эрмитажа позволяют полюбоваться изяществом кружева на манжете, вышивкой на перчатках, фактурой плотной скатерти или коврика с восточным узором и атласом ткани черного костюма мужчины, мужа той дамы, что стоит с веером на другом полотне, созданном художником в дополнение к мужскому.

Николас Элиас Пикеной «Портрет мужчины с перчатками в руке» Фрагмент.
Николас Элиас Пикеной «Портрет мужчины с перчатками в руке» Фрагмент.
Николас Элиас Пикеной «Портрет дамы с веером» (Инв. № ГЭ 1011). Время создания 1630 год. Дуб, масло. Размеры 122х89 см. Место экспозиции Новый Эрмитаж, зал 251.
Николас Элиас Пикеной «Портрет дамы с веером» (Инв. № ГЭ 1011). Время создания 1630 год. Дуб, масло. Размеры 122х89 см. Место экспозиции Новый Эрмитаж, зал 251.
Николас Элиас Пикеной «Портрет дамы с веером». Фрагмент.
Николас Элиас Пикеной «Портрет дамы с веером». Фрагмент.
Николас Элиас Пикеной «Портрет дамы с веером». Фрагмент.
Николас Элиас Пикеной «Портрет дамы с веером». Фрагмент.

Платье из дорогого черного атласа отделано тонким кружевом, лиф платья украшен рядом золотых пуговиц, на запястьях браслеты из жемчужных нитей. Веер из черных страусовых перьев с золотой ручкой. На пальцах кольца.

Николас Элиас Пикеной «Портрет дамы с веером». Фрагмент.
Николас Элиас Пикеной «Портрет дамы с веером». Фрагмент.

Кстати о скатерти-коврике, что изображен на мужском портрете. Пикеной использовал похожий коврик и похожие перчатки при создании другого мужского портрета. Возможно, восточный узор этого коврика указывает на занятие торговлей. 

Вот, для сравнения другой мужской портрет работы Николаса Элиаса Пикеноя: та же поза, похожие перчатки и коврик с похожим рисунком:

Николас Элиас Пикеной. Портрет неизвестного мужчины в возрасте 24 лет. Время создания 1628 год. Дерево, масло. Размеры 119.2 x 87.2 см. Copyright: The Weiss Gallery.
Николас Элиас Пикеной. Портрет неизвестного мужчины в возрасте 24 лет. Время создания 1628 год. Дерево, масло. Размеры 119.2 x 87.2 см. Copyright: The Weiss Gallery.

Время создания этого портрета, 1628 год, показывает, что он предшествовал созданию мужского портрета из собрания Эрмитажа.

Николас Элиас Пикеной. Портрет неизвестного мужчины в возрасте 24 лет. Фрагмент.
Николас Элиас Пикеной. Портрет неизвестного мужчины в возрасте 24 лет. Фрагмент.

На сайте Эрмитажа почему-то указаны другие инициалы продавца этих портретов «Н.М.Линевич», но это опечатка, ибо факт, что картины поступили в Эрмитаж от Леонтия Осиповича Линевича подтвержден Ириной Алексеевной Соколовой, хранительницей голландской живописи Государственного Эрмитажа.

Эти два портрета неизвестной супружеской четы считаются совершеннейшими образцами ранней голландской живописи в собрании Эрмитажа. Обе картины находятся в прекрасной сохранности. 

Представленная на портретах пара производит впечатление людей достойных, спокойных, аристократически сдержанных. Именно так выглядят все люди, портреты которых писал Пикеной: достоинство и покой, даже умиротворение, без тени улыбки. 

Аксессуары в их руках: перчатки и веер, украшения, одежда, кружевные манжеты, воздушные белые воротники —  все это указывает на высокий уровень достатка и социального статуса семьи. 

О том, что это супруги, говорят их позы. Обычно художники при создании парных портретов супругов изображали их расположенными так, что поза молодой женщины на портрете соответствует позе ее мужа: каждый слегка поворачивается к другому, глядя на зрителя.

Каждый из супругов слегка развернут друг к другу.
Каждый из супругов слегка развернут друг к другу.

Для сравнения вот портрет мужчины неженатого — на это указывает его поза, при которой тело и лицо мужчины направлены влево от зрителя. В портретной живописи эпохи эта поза предназначалась для женщины.

Николас Элиас Пикеной. Портрет Фредерика Диркса ван Алевейна. Время написания 1632-1637 годы. Дерево, масло. Размеры 129,9 x 92 см. Copyright: The Weiss Gallery.
Николас Элиас Пикеной. Портрет Фредерика Диркса ван Алевейна. Время написания 1632-1637 годы. Дерево, масло. Размеры 129,9 x 92 см. Copyright: The Weiss Gallery.

Манера Пикеноя создавать аристократически сдержанные образы своих моделей, по все вероятности, высоко ценилась и не давала ему сидеть без работы. Способность контролировать свои эмоции относилась к достоинствам в эпоху Пикеноя в голландском обществе. Считалось, что только серьезные люди, способные сдерживать свои страсти, руководствующиеся разумом и волей, годились для выполнения ответственных задач в торговле или власти.

Еще одна пара замечательных семейных портретов работы Николаса Пикеноя в настоящее время находится в Музее Пола Гети в США.

Николас Элиас Пикеной. Портрет неизвестного молодого мужчины. Время создания 1632 год. Дерево, масло. Размеры 121,9 × 85,1 см. Из собрания Музея Пола Гети.
Николас Элиас Пикеной. Портрет неизвестного молодого мужчины. Время создания 1632 год. Дерево, масло. Размеры 121,9 × 85,1 см. Из собрания Музея Пола Гети.

Молодой мужчина с бородой и усами стоит в той же позе в три четверти направо, характерной для изображения женатых мужчин того времени.  Левая рука уперта в бок, правая опущена вдоль тела и держит шляпу. Взгляд спокойный и уверенный. Он носит богатый черный вышитый дублет с черным плащом, обернутым вокруг талии и удерживаемым рукой на левом бедре. Изящно выполненные белые кружевные манжеты и воротник украшают характерный для того времени черный богатый костюм. 

Николас Элиас Пикеной. Портрет неизвестной молодой женщины в возрасте 21 год. Время создания 1632 год. Дерево, масло. Размеры 118,7 × 91,1 см. Из собрания Музея Пола Гети.
Николас Элиас Пикеной. Портрет неизвестной молодой женщины в возрасте 21 год. Время создания 1632 год. Дерево, масло. Размеры 118,7 × 91,1 см. Из собрания Музея Пола Гети.

Дама одета в платье из дорогого черного атласа с расшитым золотом лифом. Изящные манжеты и головной убор из нежно-белого кружева. Огромный складчатый воздушный воротник обнимает ее шею. Золотые украшения на талии, шее и запястьях; кольцо украшает ее правую руку. В левой руке молодая женщина держит пару серых шелковых перчаток, расшитых разноцветными шелковыми нитями.

Излюбленный цвет богатых людей в Голландии того времени — черный. Одежда из черного атласа была дорогой, поскольку чисто черный цвет был самым трудно создаваемым при окрашивании тканей.

Николас Элиас Пикеной. Автопортрет в возрасте 36 лет. 1627 год. Дерево, масло. Размеры 46х60 см. Из собрания Лувра, Париж, Франция.
Николас Элиас Пикеной. Автопортрет в возрасте 36 лет. 1627 год. Дерево, масло. Размеры 46х60 см. Из собрания Лувра, Париж, Франция.

Eliaszoon — сын Элиаса. Николас был сыном Элиаса Класа Пикеноя, гравёра из Антверпена, и Хейлтье Йонге, о браке с которой было объявлено в Амстердаме в 1586 году. Достоверно неизвестно, у кого Пикеной обучался искусству живописи, но есть предположения, что это был ведущий амстердамский портретист Корнелис ван дер Воорт (1576–1624),  чьей мастерской Пикеной владел после его смерти. Позже Пикеной владел домом, имевшим общую стену с домом Рембрандта. 

Пикеной женился 23 мая в 1621 года на Ливейнтье Боуэнс. В браке родились десять детей, но не всем детям довелось выжить и прожить жизнь. 

Живописец стал особенно популярен после 1625 года, когда он получил по крайней мере три заказа на групповые портреты. В 1634 году он стал главой амстердамской гильдии художников. 

Николас Элиас Пикеной. Урок остеологии доктора Себастьяна Эгбертса. Время написания 1619 год. Холст, масло. Размеры 135 x 186 см. Из собрания Музея Амстердама.
Николас Элиас Пикеной. Урок остеологии доктора Себастьяна Эгбертса. Время написания 1619 год. Холст, масло. Размеры 135 x 186 см. Из собрания Музея Амстердама.

И все же, помимо созданных им нескольких библейских и мифологических сцен, Николас Пикеной получил известность как портретист. 

Николас Элиас Пикеной. Гераклит и Демокрит. Холст, масло. Размеры 85,5 х 112,3 см. Продана через торговый дом Кристи в 2013 году.
Николас Элиас Пикеной. Гераклит и Демокрит. Холст, масло. Размеры 85,5 х 112,3 см. Продана через торговый дом Кристи в 2013 году.

Кроме многочисленных портретов отдельных лиц им было написано не менее пяти картин членов гражданской гвардии и четыре групповых портрета для ремесленных гильдий или благотворительных учреждений.

Николас Элиас Пикеной, Анатомический урок доктора Йохана Фонтейна. Время создания ок. 1625/26. Амстердамский музей. Эта картина сильно пострадала во время пожара в 1723 году в Зале гильдии хирургов на Новом рынке. В том же пожаре пострадал и Анатомический урок доктора Яна Деймана кисти Рембрандта.
Николас Элиас Пикеной, Анатомический урок доктора Йохана Фонтейна. Время создания ок. 1625/26. Амстердамский музей. Эта картина сильно пострадала во время пожара в 1723 году в Зале гильдии хирургов на Новом рынке. В том же пожаре пострадал и Анатомический урок доктора Яна Деймана кисти Рембрандта.
Николас Элиас Пикеной. Групповой портрет Четыре губернатора и отец дома тюрьмы Спинхуиса — исправительного учреждения для женщин. Время создания 1628 год. Размеры 178 x 233 см. Из собрания Музея Амстердама.
Николас Элиас Пикеной. Групповой портрет Четыре губернатора и отец дома тюрьмы Спинхуиса — исправительного учреждения для женщин. Время создания 1628 год. Размеры 178 x 233 см. Из собрания Музея Амстердама.

Групповые портреты стали для художника важным фактором его известности.  Пикеной написал таких портретов не менее девяти. 

Николас Элиас Пикеной, рота капитана Дирка Толинкса и лейтенанта Питера Адрианса Раепа (фрагмент), 1639 год. Музей Амстердама.
Николас Элиас Пикеной, рота капитана Дирка Толинкса и лейтенанта Питера Адрианса Раепа (фрагмент), 1639 год. Музей Амстердама.

Гражданские гвардейцы представляли определенные районы города. Поэтому их групповые портреты художники изображали на фоне характерных для их района зданий и сооружений. Создание портрета чаще всего заказывали художнику, имевшему высокое звание и связанному с этим районом города. 

Николас Элиас Пикеной. Банкет гражданских гвардейцев из роты капитана Джейкоба Бакера и лейтенанта Джейкоба Рога. 1632 год. Холст, масло. Размеры 198 x 531 см. Музей Амстердама.
Николас Элиас Пикеной. Банкет гражданских гвардейцев из роты капитана Джейкоба Бакера и лейтенанта Джейкоба Рога. 1632 год. Холст, масло. Размеры 198 x 531 см. Музей Амстердама.

Групповые портреты имеют большие размеры, по этой причине очень трудно пятиметровую картину отобразить на маленьком кусочке экрана. Удается вместить только жалкое подобие. На портрет выше слева с салфеткой в руках был Пикеноем изображен бургомистр Якоб Бакер когда он еще был капитаном роты гражданских гвардейцев. 

Николас Элиас Пикеной, Портрет бургомистра Якоба Бакера, написанный после 1632. Музей Амстердама.
Николас Элиас Пикеной, Портрет бургомистра Якоба Бакера, написанный после 1632. Музей Амстердама.

Жаль, что в Эрмитаже только два портрета работы Николаса Элиаса Пикеноя, но нет оснований считать, что их было больше, но другие оказались проданы большевиками, когда распродавались сокровища Эрмитажа.  

Я уже много раз упоминала, что посещение музея редко позволяет увидеть многое: через 1,5-2 часа просмотра наступает потеря внимания и пресыщение у любого зрителя. А современные технические средства дают практически неограниченные возможности любителям изучать новое и наслаждаться предметами искусства, рассматривая мельчайшие детали и изучая стиль и манеру письма, без посещения музея. 


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Очередная подборка фотографий из интернета со странными предметами, людьми и их поступками. ...
Меня просили поделиться результатами моих изыскааний , и вот делюсь. Я прикупил за 1 200 000 рублей 20 соток со статусом ИЖС в селе Межводноё, море с хорошим песчаным пляжем в 500-ти метрах, а лечебное грязевое солёное озеро Джарылгач - в 50-ти, все коммуникации (свет, газ, вода)  ...
Оригинал взят у zhur_zhal в Об Андреевском спуске и украинском менталитете Интересная статейка на глаза попалась - не столько об Андреевском спуске, сколько об особенностях национального и локальных менталитетов: украинского, киевского, ...
Здравствуйте! https://m.vz.ru/information/2024/8/16/1282496.html Гибридиуса с его шайкой под странным названием ВОЗ глубоко травмировало, что вся центральная Африка не болела ...
Акт 1. Нападающий "Трактора" Владимир Антипов высказал своё мнение на счет того, что советские мультфильмы запрещены к показу на телевидении. " Я немного в шоке от сегодняшней информации про мультики, которые запретили к показу. Да здравствует ...