Николас Элиас Пикеной.
bettybarklay — 25.01.2022Леонтий (Лев, Леон) Осипович Линевич, получив домашнее образование, начинал в молодости «в людях», помощником в антикварной лавке, но экономия, накопленный опыт, знания, предприимчивость и трудолюбие позволили ему завести свое собственное дело, и в середине 1860-х годов он был уже купцом второй гильдии и владельцем антикварной лавки в Апраксином дворе.
В 1861 году Линевич присутствовал на распродаже большой коллекции живописи и антиквариата генерала Ивана Даниловича Лазарева, где, по воспоминаниям, с ним познакомился коллекционер Б.И.Ханенко. Леонтий Осипович поддерживал деловые связи с Польшей и много ездил по разным российским городам в поисках ценных объектов антиквариата. Несмотря на свое неполное зрение — он был кривым на один глаз, Линевич безошибочно находил ценные и очень ценные вещи среди выставляемых предметов старины.
Известный коллекционер голландской живописи Петр Петрович Семенов-Тянь-Шанский отмечал, что будучи ревностным католиком, о набожности которого ходили анекдоты, Линевич хранил среди картин редкую, «довольно легкого содержания» картину Изака Изакса (Isaac Isaacsz) «Монах и женщина». Следов этой картины сейчас мне найти не удалось.
В конце XIX века Линевич, петербургский купец второй гильдии польского происхождения, вел торговлю антиквариатом в магазине, расположенном в принадлежащем ему доме 67 на Набережной реки Фонтанки. Известный антиквар Михаил Михайлович Савостин в своих неизданных «Мемуарах» писал о Линевиче: «Вещей у него было много, но продавать их он не любил».
В 1896 году именно от Леонтия Линевича в Императорский Эрмитаж были приобретены парные портреты кисти Николаса Элиаса Пикеноя «Портрет мужчины с перчатками в руке» (Инв. № ГЭ 1010) и «Портрет дамы с веером» (Инв. № ГЭ 1011).
Сегодня имя художника Николаса Элиаса Пикеноя (Nicolaes Eliaszoon Pickenoy) мало кому известно, но в период с 1625 по 1640 год он был самым востребованным художником-портретистом в процветающем городе Амстердаме, оставаясь таковым в те времена, когда там жил Рембрандт. Мастерство художника отражено в эрмитажных портретах.
Технические возможности Эрмитажа позволяют полюбоваться изяществом кружева на манжете, вышивкой на перчатках, фактурой плотной скатерти или коврика с восточным узором и атласом ткани черного костюма мужчины, мужа той дамы, что стоит с веером на другом полотне, созданном художником в дополнение к мужскому.
Платье из дорогого черного атласа отделано тонким кружевом, лиф платья украшен рядом золотых пуговиц, на запястьях браслеты из жемчужных нитей. Веер из черных страусовых перьев с золотой ручкой. На пальцах кольца.
Кстати о скатерти-коврике, что изображен на мужском портрете. Пикеной использовал похожий коврик и похожие перчатки при создании другого мужского портрета. Возможно, восточный узор этого коврика указывает на занятие торговлей.
Вот, для сравнения другой мужской портрет работы Николаса Элиаса Пикеноя: та же поза, похожие перчатки и коврик с похожим рисунком:
Время создания этого портрета, 1628 год, показывает, что он предшествовал созданию мужского портрета из собрания Эрмитажа.
На сайте Эрмитажа почему-то указаны другие инициалы продавца этих портретов «Н.М.Линевич», но это опечатка, ибо факт, что картины поступили в Эрмитаж от Леонтия Осиповича Линевича подтвержден Ириной Алексеевной Соколовой, хранительницей голландской живописи Государственного Эрмитажа.
Эти два портрета неизвестной супружеской четы считаются совершеннейшими образцами ранней голландской живописи в собрании Эрмитажа. Обе картины находятся в прекрасной сохранности.
Представленная на портретах пара производит впечатление людей достойных, спокойных, аристократически сдержанных. Именно так выглядят все люди, портреты которых писал Пикеной: достоинство и покой, даже умиротворение, без тени улыбки.
Аксессуары в их руках: перчатки и веер, украшения, одежда, кружевные манжеты, воздушные белые воротники — все это указывает на высокий уровень достатка и социального статуса семьи.
О том, что это супруги, говорят их позы. Обычно художники при создании парных портретов супругов изображали их расположенными так, что поза молодой женщины на портрете соответствует позе ее мужа: каждый слегка поворачивается к другому, глядя на зрителя.
Для сравнения вот портрет мужчины неженатого — на это указывает его поза, при которой тело и лицо мужчины направлены влево от зрителя. В портретной живописи эпохи эта поза предназначалась для женщины.
Манера Пикеноя создавать аристократически сдержанные образы своих моделей, по все вероятности, высоко ценилась и не давала ему сидеть без работы. Способность контролировать свои эмоции относилась к достоинствам в эпоху Пикеноя в голландском обществе. Считалось, что только серьезные люди, способные сдерживать свои страсти, руководствующиеся разумом и волей, годились для выполнения ответственных задач в торговле или власти.
Еще одна пара замечательных семейных портретов работы Николаса Пикеноя в настоящее время находится в Музее Пола Гети в США.
Молодой мужчина с бородой и усами стоит в той же позе в три четверти направо, характерной для изображения женатых мужчин того времени. Левая рука уперта в бок, правая опущена вдоль тела и держит шляпу. Взгляд спокойный и уверенный. Он носит богатый черный вышитый дублет с черным плащом, обернутым вокруг талии и удерживаемым рукой на левом бедре. Изящно выполненные белые кружевные манжеты и воротник украшают характерный для того времени черный богатый костюм.
Дама одета в платье из дорогого черного атласа с расшитым золотом лифом. Изящные манжеты и головной убор из нежно-белого кружева. Огромный складчатый воздушный воротник обнимает ее шею. Золотые украшения на талии, шее и запястьях; кольцо украшает ее правую руку. В левой руке молодая женщина держит пару серых шелковых перчаток, расшитых разноцветными шелковыми нитями.
Излюбленный цвет богатых людей в Голландии того времени — черный. Одежда из черного атласа была дорогой, поскольку чисто черный цвет был самым трудно создаваемым при окрашивании тканей.
Eliaszoon — сын Элиаса. Николас был сыном Элиаса Класа Пикеноя, гравёра из Антверпена, и Хейлтье Йонге, о браке с которой было объявлено в Амстердаме в 1586 году. Достоверно неизвестно, у кого Пикеной обучался искусству живописи, но есть предположения, что это был ведущий амстердамский портретист Корнелис ван дер Воорт (1576–1624), чьей мастерской Пикеной владел после его смерти. Позже Пикеной владел домом, имевшим общую стену с домом Рембрандта.
Пикеной женился 23 мая в 1621 года на Ливейнтье Боуэнс. В браке родились десять детей, но не всем детям довелось выжить и прожить жизнь.
Живописец стал особенно популярен после 1625 года, когда он получил по крайней мере три заказа на групповые портреты. В 1634 году он стал главой амстердамской гильдии художников.
И все же, помимо созданных им нескольких библейских и мифологических сцен, Николас Пикеной получил известность как портретист.
Кроме многочисленных портретов отдельных лиц им было написано не менее пяти картин членов гражданской гвардии и четыре групповых портрета для ремесленных гильдий или благотворительных учреждений.
Групповые портреты стали для художника важным фактором его известности. Пикеной написал таких портретов не менее девяти.
Гражданские гвардейцы представляли определенные районы города. Поэтому их групповые портреты художники изображали на фоне характерных для их района зданий и сооружений. Создание портрета чаще всего заказывали художнику, имевшему высокое звание и связанному с этим районом города.
Групповые портреты имеют большие размеры, по этой причине очень трудно пятиметровую картину отобразить на маленьком кусочке экрана. Удается вместить только жалкое подобие. На портрет выше слева с салфеткой в руках был Пикеноем изображен бургомистр Якоб Бакер когда он еще был капитаном роты гражданских гвардейцев.
Жаль, что в Эрмитаже только два портрета работы Николаса Элиаса Пикеноя, но нет оснований считать, что их было больше, но другие оказались проданы большевиками, когда распродавались сокровища Эрмитажа.
Я уже много раз упоминала, что посещение музея редко позволяет увидеть многое: через 1,5-2 часа просмотра наступает потеря внимания и пресыщение у любого зрителя. А современные технические средства дают практически неограниченные возможности любителям изучать новое и наслаждаться предметами искусства, рассматривая мельчайшие детали и изучая стиль и манеру письма, без посещения музея.
|
</> |