Как найти дорогу в космос? Или 9 самых мотивирующих картин о покорении

топ 100 блогов picturehistory17.04.2023 Как найти дорогу в космос? Или 9 самых мотивирующих картин о покорении

В 1961 году наш соотечественник Юрий Гагарин впервые преодолел гравитацию Земли и увидел планету из космоса - это стало грандиозным прорывом для всего человечества. Может показаться, что сегодня дорога в космос потускнела, а тяга к звездам остыла, но это не так - люди всегда будут завороженно смотреть в темноту, мечтая дотянуться до раскаленных светил. И кино в этих мечтах никогда не стояло в стороне - в честь праздника мы вспомнили лучшие фильмы о тяге к иным мирам, заставляющие нас грезить о том, чтобы однажды все-таки стать космонавтом.

Путешествие на Луну / Le Voyage dans la Lune (1902)

Как найти дорогу в космос? Или 9 самых мотивирующих картин о покорении

Только представьте себе - первый фильм о покорении космоса был снят за полвека до запуска первого искусственного спутника и за 60 лет до полета Гагарина. Как такое возможно? Как можно было предугадать форму ракеты? Видимо, все дело в том, насколько сильно человечество всегда тянуло к звездам - мы хотели взлететь к небесам настолько сильно, что сдерживал нас только неспешный научно-технический прогресс. Конечно, фильм Жоржа Мельеса “Путешествие на Луну” смотрится сегодня наивно и смешно, но при просмотре всегда держите в голове простую мысль: в кино мы были на Луне раньше, чем в реальности изобрели пылесос, скрепки и целлофан!

Планета бурь (1961)

Как найти дорогу в космос? Или 9 самых мотивирующих картин о покорении

Космическая фантастика в послевоенные годы стала для западного зрителя привычным зрелищем, правда, чаще в ней рассказывалось о визитах на Землю инопланетных гостей разной степени враждебности. Такое кино транслировала угрозу. С противоположным настроением выступил советский популяризатор науки Павел Клушанцев - в его фантастической ленте “Планета бурь” люди исследуют Венеру и приходят к выводу, что очень скоро нас ждет контакт не с врагами, а с братьями и сестрами по разуму. Всего через год после полета Юрия Гагарина мы уже мечтали о визите на планету-соседку с самыми добрыми намерениями - мечтали всем миром!

Космическая одиссея 2001 года / 2001: A Space Odyssey (1968)

Как найти дорогу в космос? Или 9 самых мотивирующих картин о покорении

Здесь хочется сокрушенно вздохнуть и сказать: “2001 год давно остался в прошлом, а мы так и не сделали космические полеты столь же обыденными и рутинными как межконтинентальные авиарейсы…” Да, наверное, прекрасное экранное будущее, созданное режиссером Стэнли Кубриком, сегодня от нас примерно также далеко, как и в 1968-м, когда картина вышла на экраны, но у “Космической одиссеи” совершенно точно есть суперспособность - эта лента любого, кто стремится покорить звезды, напитывает энергией, верой в себя и колоссальной творческой силой. Именно на этом фильме выросли все те, кто сейчас продвигают науку и технику вперед.

Москва - Кассиопея (1973)

Как найти дорогу в космос? Или 9 самых мотивирующих картин о покорении

Кубрик отправлял к Юпитеру проверенных взрослых астронавтов, но в Советском Союзе всегда было принято смотреть вперед дальше, чем на один шаг. В 1973-м мы уже устремили свой взгляд за пределы Солнечной системы - герои приключенческой ленты “Москва - Кассиопея” под руководством режиссера Ричарда Викторова отправились к звезде Шедар, сверкающей на небе северного полушария. Чтобы выполнить сложную миссию, не подряхлев, а заодно пробудить интерес к космосу у детей, авторы ленты запустили во вселенную столичных школьников. Семерым “отрокам” завидовали все советские дети. Завидовали и мечтали стать космонавтами!

Контакт / Contact (1997)

Как найти дорогу в космос? Или 9 самых мотивирующих картин о покорении

Покорение космоса - это не только героические взлеты с перегрузками, опасные прилунения и головокружительные выходы в открытое космическое пространство. Неисчислимое число героев, прокладывающих путь к звездам сутками сидит у мониторов, рассчитывая траектории, вычисляя координаты и наблюдая за кажущейся неподвижностью созвездий. Именно такую героиню сыграла Джоди Фостер в фантастической драме “Контакт” Роберта Земекиса - и именно ей выпала честь принять первый осмысленный сигнал из глубокого космоса, расшифровать в нем приглашение и отправиться в гости к инопланетянам. Как такое кино может не увлечь?!

Гравитация / Gravity (2013)

Как найти дорогу в космос? Или 9 самых мотивирующих картин о покорении

“Гравитация” Альфонсо Куарона может показаться лишней в этом списке - герои здесь находятся на минимальном удалении от Земли, они не делают открытий и не формируют мосты общения с инопланетным разумом. Наоборот, они терпят удары и лишения, пока последняя из оставшихся в живых астронавтка не оказывается в полном отчаянии. И все же, даже такое кино способно мотивировать. Утратив любые доступные средства выживания персонаж Сандры Буллок не опустила рук, проявила характер, превзошла себя и любые ожидания. Она оказалась готова бороться за свою жизнь до самого конца и в итоге все преодолела - высочайшая мотивация!

Интерстеллар / Interstellar (2014)

Как найти дорогу в космос? Или 9 самых мотивирующих картин о покорении

Перед героями картины Кристофера Нолана “Интерстеллар” стоит грандиозная и весьма амбициозная задача - они должны найти для человечества новый дом, пока Земля окаончательно не превратилась в безжизненную пустыню. Ради этой цели персонажи расстаются с семьями, оставляют дом, идут на опасные маневры, понимая, что шансов вернуться у них чрезвычайно мало. Кого-то может отпугнуть сложность сюжетной конструкции фильма, кто-то не поймет всю физику происходящего, но финальные кадры вряд ли могут оставить равнодушным - более заряжающего монолога, чем произнесенный вслед улетающему Куперу и не придумать.

Марсианин / The Martian (2015)

Как найти дорогу в космос? Или 9 самых мотивирующих картин о покорении

Еще одна картина о выживании в сложнейших условиях, которая на поверку оказывается лентой, заряжающей на подвиги. “Марсианин” - это, если хотите, современное прочтение “Приключений Робинзона Крузо”, но с поправкой на крайне агрессивную внешнюю среду, постоянную не иллюзорную угрозу гибели и невозможность спасательной операции. Безусловно, только киногерой с лицом Мэтта Деймона справится с такой нагрузкой, а затем триумфально вернется на Землю, но с задачей привлечения внимания к космосу фильм справляется и при таких вводных. Марс никогда еще не был так ощутимо близок - хочется скорее сделать на нем первый шаг.

Вызов (2023)

Как найти дорогу в космос? Или 9 самых мотивирующих картин о покорении

Нашему “Вызову” мы даем место в подборке авансом - только через неделю первые зрители увидят, насколько обоснованным был риск запуска киноэкипажа в космос, смогли ли авторы извлечь из этого выгоду, поражает ли наше воображение готовый результат. Впрочем, все это касается исключительно художественной и технической части, с мотивационной составляющей все уже понятно и так - “Вызов” стал проектом, сплотившим страну, заинтересовавшим молодеж вопросами о космосе, заставляющим гордиться нашими конструкторами, инженерами, техниками и, конечно, космонавтами. У Гагарина выросла достойная смена, а следующее поколение будет еще лучше!

Отсюда

См.также:

7 лучших советских фильмов про инопланетян

Почему в СССР так долго не показывали «Звездные войны», и Что было нарисовано на первых афишах

Хьюстон, «Аполлону-13» — 25 лет! Съёмки, невесомость и исторические неточности

Лучшие экранизации Рэя Брэдбери

«Интерстеллар» поколения 1990-х. Как создавался «Контакт» Роберта Земекиса

Как найти дорогу в космос? Или 9 самых мотивирующих картин о покорении в Телеграм!