Как машины из Китая заняли треть рынка в России
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Китайские производители не продают в России машины дешевле 2 млн руб., но стали лидерами на рынке за год. Есть ли альтернативы автомобилям из Поднебесной, какие к ним претензии и почему нет вариантов за 1–1,5 млн руб.
![Как машины из Китая заняли треть рынка в России Как машины из Китая заняли треть рынка в России](/images/main/kak-mashini-iz-kitaya-zanyali-tret-rinka-v-rossii-339ebb.jpg?from=https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1440xH/media/img/4/04/756795112999044.webp)
Китайским автокомпаниям невыгодно продавать в России автомобили дешевле 2 млн руб., а у водителей на фоне отсутствия официальных продаж от европейских, корейских, японских и американских брендов не остается выбора.
За счет доминирующей позиции в совокупности китайские бренды заняли 36% авторынка в России в 2023 году: это в 3,5 раза выше, чем год назад.
Такие цифры назвали аналитики на большой тематической конференции организованной Международной автомобильной консалтинговой компании «АвтоБосс».
Почему водителям не стоит ждать более выгодных предложений от китайцев, которые оккупировали сегмент SUV, и какие могут появиться альтернативы, выясняла корреспондент Autonews.ru, наблюдавшая за дискуссиями дилеров и экспертов.
«Вложили 26 млн руб. в обновление версии автосалона в июле 2022 года, а уже в августе пришло письмо от бренда, что нужно переделывать центр под третью версию, это еще примерно столько же. И как мы должны зарабатывать,
— жалуется владелица одного из крупных дилерских центров в Сибири, которая 25 лет продает автомобили АвтоВАЗа и 12 — ряда китайских брендов.
— Чтобы получить бонусы, дилеры «желтят» машины — подают отчеты, что они проданы, а машины при этом на стоках! Соседние дилеры продают модели на 250 тыс. руб. дешевле!»
Все эти проблемы отзываются среди дилеров китайских автобрендов, количество соглашений с которыми в 2023 году достигло 700.
Как посчитали в «Автостате», в конце 2022 года в России действовали 3164 дилерских контракта (по одному контракту могут работать несколько центров), из них 33% пришлось на китайцев.
В среднем количество представителей брендов из Поднебесной за последнее время выросло на 30%.
![Как машины из Китая заняли треть рынка в России Как машины из Китая заняли треть рынка в России](/images/main/kak-mashini-iz-kitaya-zanyali-tret-rinka-v-rossii-b5106c.jpg?from=https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/40/756795111998406.webp)
Однако проблемы продавцов и производителей рядовых водителей не так волнуют — для них важны цены и предложения.
И здесь хороших новостей для тех, кто не может позволить себе автомобиль по цене от 2 млн руб. и выше, нет — как проанализировали в том же «Автостате», производителям китайских автомобилей продавать в России машины дешевле 2 млн руб. сейчас смысла нет.
С одной стороны — это издержки на доставку. Так, собственное производство в России есть только у Haval в Туле, а с 2023 года на «Автоторе» собирают машины нового бренда Kaiyi. С другой стороны — отсутствие конкурентов играет продавцам на руку.
Ввозимые по каналам альтернативного импорта автомобили пока немногочисленны: перевозчики не имеют возможности демпинговать и хоть как-то влиять на рынок.
![Как машины из Китая заняли треть рынка в России Chery Tiggo7 Pro Max Как машины из Китая заняли треть рынка в России Chery Tiggo7 Pro Max](/images/main/kak-mashini-iz-kitaya-zanyali-tret-rinka-v-rossii-8ee508.jpg?from=https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1080xH/media/img/3/05/756795111349053.webp)
«Более доступных вариантов из Китая просто нет. Можно найти автомобили чуть дешевле, только с определенными тонкостями, например по госпрограммам. Пока есть только две модели, которые теоретически могут подпадать под субсидии, которые предлагают для машин не дороже 2 млн руб., — это Chery Tiggo 4 и Haval Julion. Все остальное значительно дороже»,
— сообщил глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
36% авторынка в России заняли китайские бренды
Согласно данным агентства, средневзвешенная цена на OMODA C5 составляет 2,567 млн руб., Geely Coolray — 2,582 млн руб., Chery Tiggo 7 PRO — 2,715 млн руб., Haval F7 — 2,796 млн руб., Haval F7 X — 2,805 млн руб. Еще дороже обойдутся Geely Atlas Pro — 3,065 млн руб., Chery Tiggo 8 PRO MAX — 4,041 млн руб. и EXEED TXL — 4,415 млн руб.
![Как машины из Китая заняли треть рынка в России Как машины из Китая заняли треть рынка в России](/images/main/kak-mashini-iz-kitaya-zanyali-tret-rinka-v-rossii-3d447f.jpg?from=https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/65/756795106299657.webp)
И хотя именно высокая цена считается, по словам дилеров, первой причиной отказа для покупки китайских автомобилей у 50% посетителей автосалонов, общая доля продаж китайцев все равно растет.
Так, китайские автокомпании сейчас занимают 36% рынка новых автомобилей. При этом, по данным аналитиков, в начале 2022 года доля китайских автобрендов в России составляла не более 10%, в конце 2021 года — 9%, а в конце 2020 года — всего 4%.
![Как машины из Китая заняли треть рынка в России Как машины из Китая заняли треть рынка в России](/images/main/kak-mashini-iz-kitaya-zanyali-tret-rinka-v-rossii-8d047b.jpg?from=https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/16/756795105957163.webp)
Как подсчитали в «Автостате» с помощью данных системы электронных паспортов, в январе—феврале 2023 года больше всего регистраций новых автомобилей в ГИБДД пришлось на марку Chery — 12 315 машин (+114,7% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года).
Далее следует бренд Haval — 9155 автомобилей (+51,2%),
Geely — 6722 машины (+87,1%), Exceed — 3900 автомобилей
(-), Оmoda 3009 машин (-). Следом в рейтинге — Changan, JAC, Great
Wall FAW и Voyah. При этом, как отмечают в «Автостате», подавляющее
большинство китайских брендов представлены в наиболее маржинальном
сегменте SUV.
Всего в России в 2023 году представлено 486 моделей автомобилей, из
них, как оценили в «Автостате», 87 пришлось на китайские бренды —
это 18%. Эксперты прогнозируют, что их доля в 2023 году вырастет до
25–30% и в дальнейшем продолжит расти.
![Как машины из Китая заняли треть рынка в России Chery Tiggo 4 Как машины из Китая заняли треть рынка в России Chery Tiggo 4](/images/main/kak-mashini-iz-kitaya-zanyali-tret-rinka-v-rossii-add3a6.jpg?from=https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/82/756795110581820.webp)
Сегмент до 2 млн руб. пока пустует
Если автомобилисты пока не готовы пересаживаться на китайские автомобили, вариантов у них остается несколько:
- машины из параллельного импорта,
- автомобили с пробегов или же весьма ограниченное предложение от отечественных производителей.
При этом, как предупредил Целиков, в России сегмент автомобилей стоимостью от 1 млн руб. до 1,5 млн руб. пока остается «пустым».
|
</> |