Как философ стал вождем, а затем тираном, или о природе тоталитаризма.
new_rabochy — 16.01.2022

В 1532 Женева была веселым городом расположенным на пересечении торговых путей. Она славилась не только ярмарками, но и кабачками, театрами и пышными празднествами. Несмотря на то что Реформация, разделившая Швейцарию на протестантскую и католическую части, не способствовала развитию торговли, город процветал. Сама Женева выбрала протестантизм, но произошло это в значительной степени по политическим причинам. Это борьба городской общины против герцогов Савойских, которым исторически принадлежала эта территория, так она очень быстро превратилась в борьбу реформатов против католицизма. В результате в список любимых развлечений сторонников независимости вошло уничтожение скульптур и мощей, то есть тех предметов католического культа, которые воинственно настроенные реформаты считали идолами.
Гийом Фарель, приютивший парижанина Кальвина, мог ворваться в храм и, оттолкнув католического священника, начать проповедовать на свой лад. Комсомольский, можно сказать, задор, с которым действовали реформаты, заставил женевского епископа искать защиты у ненавидимых горожанами герцогов Савойских. Жители Женевы логично решили, что независимость и Реформация — это почти одно и то же, а потому предпочли изгнать католическое духовенство. Так Жан Кальвин стал главой городского совета.
Для начала он составил краткое изложение веры и потребовал, чтобы все граждане Женевы присягнули в том, что они верят именно так, а не иначе. Но клятвами и присягами дело не ограничилось. Его ноу-хау сводилось к тому, что церковь и государство преследуют одни и те же цели, поэтому к делу религиозного воспитания граждан следует привлечь органы власти. Для наблюдения за нравственностью и благочестием горожан были избраны специальные наблюдатели (что-то вроде комиссаров), которые пытались наставить на путь истинный своих подопечных. А если им это не удавалось, то за дело бралось государство.
В протоколах заседаний зафиксирована масса приговоров, вынесенных под влиянием этих выступлений. Например, азартного игрока выставили у позорного столба с картами, привязанными к шее. А молодая женщина, явившаяся в церковь с завитыми по моде волосами, была осуждена на несколько дней тюремного заключения, причем в ту же тюрьму отправили и парикмахера, соорудившего ей прическу. Категорически была запрещена всякая роскошь в одежде, шумные публичные увеселения и танцы. А те, кто осмеливался хранить у себя дома четки и другие предметы старого культа, объявлялись богоотступниками и подвергались серьезным наказаниям.
Однажды Кальвина выгнали, но потом вернули решив что тоталитаризм не так уж и плох. Он же укрепившись даже создал свою гвардию штурмовиков. Тотальный контроль, который Кальвин установил в Женеве, объяснялся его представлениями о человеческой природе. По мнению "женевского папы", человек по своей природе склонен ко злу, поэтому государство должно помочь ему оставаться хорошим христианином. Добро должно иметь большие кулаки, а государственная власть — быть строгой и чуждой милосердия: лучше осудить невиновного, чем оставить без наказания виноватого.
Страсть к роскоши, которой отличались богатые женевцы, в прямом смысле выжигалась каленым железом. По своему обыкновению, Кальвин не просто ее осудил, но придал этому осуждению форму законодательного акта. Закон подробнейшим образом регламентировал малейшие детали быта, определяя цвет и фасон костюмов, качество материи, предельно допустимый размер женской прически и даже максимальное количество блюд на пирах. В городском архиве хранится приговор, отправивший трех кожевенников в тюрьму на хлеб и воду "за распутство". Их преступление заключалось в том, что они съели за завтраком 48 пирожков. Несомненно, отсидка в сочетании с диетой не могла не принести пользы их здоровью.
Те, кто не хотел постоянно ходить с постным выражением лица, получили название либертинов. В кальвинистской Женеве они играли примерно ту же роль, которая в СССР отводилась троцкистам, а именно — роль подлежащих уничтожению врагов.
Основной идеей была успешная профессиональная деятельность христиан, труд исправляет человека, а Бог благодарит дарами. Нищенство это грех из-за нежелания трудиться. Именно благодаря протестантизму в общественном сознании в качестве идеала утвердился образ кредитоспособного добропорядочного человека, а труд и процветание стали цениться куда больше, чем молитва и пост.
Забавно что наш «вождь» строил теократию, но получил развитый капитализм.
ЗЫ. Стырено, порезано и изменено у буржуйского Коммерсанта.
Опасно ли носить контактные линзы: вся правда от эксперта
Жить в мире? НЕТ!
Полковник Старинов о сталинском терроре в РККА
Смазка — это главное
Церковь Санта-Мария-делле-Грацие
Нет смысла потакать WhatsApp
Противника нужно знать
Строительство избушек достигло 15 этажей, правда наискосок
В какой знаменитой киносцене кошка появилась случайно?

