Живем ли мы в эпоху тоталитаризма?
new_rabochy — 15.01.2022 В журнале ув. Александра Майсуряна состоялась у меня небольшая дискуссия с участником sceptic_gztru (не знаю, как копировать упоминание).Говорили о тоталитаризме, и он все пытался уверить меня, что сейчас мы и живем при тоталитаризме, а при Сталине был не тоталитаризм.
Я выразил сомнение, но так как мы постоянно обсуждали различные стороны концепции тоталитаризма, оппоненту постоянно казалось, что я меняю позицию, выкручиваюсь и т.п.
Это часто мне говорят, поскольку изначально ждут какой-то однозначной моей позиции, а узнав, что ее нет, начинают редуцировать мою позицию до собственной классификации, в рамках которой я попросту уклоняюсь от чего-то ясно-понятного.
Меня в этих подозрениях удивляет бессмысленность моих действий: зачем мне так хитро шифроваться, что это мне даст?
Поэтому я попробую изложить свое понимание концепции тоталитаризма более или менее непротиворечиво.
Кстати, если у меня есть о чем-то представление, это не означает, что я всецело разделяю это представление.
Если я знаю, что "неверные" в исламе - это вероучения, неверно истолковавшие послание Аллаха (иудеи и христиане), значит ли это, что я сам верю в существование Аллаха и его отношения с людьми разных конфессий?
Так и с любой концепцией: мне важнее, насколько мое представление о чем-то АУТЕНТИЧНО.
В данном случае: соответствует ли концепция тоталитаризма обстоятельствам современного бытия в разных странах? Обсудим, поскольку я пообещал Скептику ГЗТРУ разобрать вопрос отдельной темой.
Понятие тоталитарного государства ввел итальянский левый либерал Джованни Амендола:
"Амендола использовал «тоталитаризм» в 1923 году для негативной характеристики фашистской диктатуры Муссолини с целью подчеркнуть качественное отличие итальянского фашизма от прежних типов диктатур: деспотизма, олигархии, тирании и т. д. Тем не менее, этот термин пришелся по вкусу итальянским фашистам и получил с их помощью широкое распространение. В частности, в 1926 его начал использовать теоретик итальянского фашизма Джованни Джентиле.
В статье Муссолини «Доктрина фашизма» (1931 г.) тоталитаризм понимается как общество, в котором главная государственная идеология обладает решающим влиянием на граждан. Как писал Муссолини, тоталитарный режим означает, что «Tutto nello Stato, niente al di fuori dello Stato, nulla contro lo Stato» - «Всё внутри государства, ничего вне государства, никого против государства». В положительном смысле использовали понятие «тоталитарного государства» и нацистские правоведы"//https://historicus.ru/obiknovennii_fashizm_i_totalitarizm
Лично я читал работу Ханны Арендт "Истоки тоталитаризма" (1951) в 2009 году, работая над дипломной работой о Нюрнбергском процессе. Книга эта толстая, страниц 700, читал я ее в читальном зале Ленинской библиотеки. Досконально не изучил, конечно, но сделал какие-то выписки и кое-что запомнил. Книга хорошо написана и в целом понятна.
Мое представление о тоталитаризме в основном восходит к этой работе. Есть еще работа Бжезинского и Фридриха 1956 года, но я ее не читал, а то, что о ней слышал, не показалось мне более четким, чем у Ханны Арендт.
"Стоит ли продолжать использовать столь идеологически нагруженный со времен холодной войны термин? Это до сих пор предмет дискуссий. Но так или иначе, общего у государств, которые удостоились звания «тоталитарных», тоже немало. Одни историки пишут, что обязательное условие тоталитаризма — массовое народное политическое движение, другие — что таким условием является милитаризм. Но практически все сходятся на нескольких непременных чертах тоталитарного режима:
- Проникновение государства во все сферы жизни общества,
его стремление полностью, тотально контролировать частного
человека, подчинить себе его свободную волю, лишить всех личных
принципов и навязать вместо них один-единственный —
лояльность."//https://diletant.media/articles/45285059/
Начнем с того, что "тоталитаризм" - не термин. Термин отличается
однозначностью, как препод культуры речи вам скажу.
Например, "карбюратор", "синхрофазотрон", "ацетилсалициловая
кислота" - термины.
Выражения из гуманитарных "отраслей знания" (как некогда обозначил
эти "науки" мой бывший френд Водокачкин) терминами не являются в
принципе, потому что трактуются и так, и эдак.
Поэтому "социализм", "капитализм", "тоталитаризм", "общенародное
государство" - это что-то вроде выражений теологии типа "Божья
благодать", "святость", "грех". Один составляет такой список
грехов, другой эдакий, одна церковь считает святым НН, а ее
зарубежный аналог не согласен, и т.п.
Поэтому понятия гуманитарных "наук" всегда исходят из какой-то
традиции, а не являются "объективными".
Это карбюратор останется карбюратором и у коммуниста, и у фашиста,
и у мусульманина, и даже у индуиста - инжектором он не
станет)).
ТОТАЛИТАРИЗМ И РЕЛИГИЯ
Ханна Арендт начинает повествование с понятия "массового общества".
Дескать, около второй половины 19 века пошла активная пропаганда
эгалитаризма и разрушение сословных обществ, что повлекло
следующее:
«Падение охранительных стен между классами, — писала Арендт, —
превратило сонные большинства, стоящие за всеми партиями, в одну
громадную, неорганизованную, бесструктурную массу озлобленных
индивидов… Они не нуждались в опровержении аргументации
противников и последовательно предпочитали методы, которые
кончались смертью, а не обращением в новую веру, сулили террор, а
не переубеждение»//https://ru.wikipedia.org/wiki/Арендт,_Ханна
Мы видим, что Арендт говорит о классах скорее как о сословиях - и я
склонен с ней согласиться: классы 19 века были сильно отличны от
тех, кого сейчас упорно пытаются впихнуть в прокрустово ложе этой
старой концепции.
Тем самым устраняется представление о том, что религии давали
образцы тоталитарных обществ. Мол, попы регулировали все стороны
жизни, манипулировали сознанием, смыкались с репрессивным
аппаратом, - то бишь тоталитаризм был всегда.
Однако в представлении авторов, писавших о тоталитаризме, люди в
религиозных обществах жили традиционно, были разделены сословными
перегородками и считали их божественным установлением. Бывали
флуктуации, конечно, вроде Жакерии и движения анабаптистов, но в
среднем было устойчиво. И лишь к ХХ веку массовый отход от
религиозной веры и ожидание быстрых социальных перемен, в том числе
в своем непосредственном бытии, влекло появление вот этого
"массового человека", который готов "всем бошки поотшибать" ради
некой сверхценной идеи.
Сия идея как раз заменила современным людям религию.
Тут возникает вопрос: а исламисты типа ИГ и "Аль-Каида"? Люди,
далекие от ислама, склонны приписывать ему склонность к терроризму
и подобным движениям. Реально же политический ислам есть
превращенная форма как раз вот этих сверхценных социальных идей
быстрой переделки общества в общество справедливости.
"Политический ислам" не тождествен понятию "ислам". Это модерная
идеология, сочетающая ленинизм и маоизм с Кораном, условно
говоря. Аналогом в католицизме является латиноамериканская
"теология освобождения", осужденная Ватиканом как ересь.
Ибо мировые религии не нацелены на решение социальных задач, а
провозглашают приоритетом спасение души верующих после смерти.
Да, попы живут в обществе и помогают политикам в их практических
вопросах типа "защиты Отечества" или "честного труда", но в целом
это действия в рамках общей цели - попасть в рай (у буддистов
вместо рая хорошая реинкарнация, но вряд ли это "исполнение задач
съезда вьетнамских коммунистов").
ТОТАЛИТАРИЗМ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Часто говорят: какой там у Сталина мог быть тоталитаризм, если и
телефонов не было!
Это верно. Сейчас с коммуникациями получше.
Тоталитаризм мог быть лишь корявый и убогий, как и весь СССР времен
Сталина. Аналогично и гитлеровский тоталитаризм.
Геринг, послушав на Нюрнбергском процессе про Освенцим и прочие
"фабрики смерти", о которых он знал, но в общих чертах (что
это не дома отдыха), сказал: "Как все это глупо и отвратительно"
(примерная цитата). Поразительно не то, что людей там убивали в
большом количестве, а отсутствие какой-либо пользы от грандиозных
усилий по созданию душегубок, газовых камер и крематориев,
айнзатцкоманд и массовых казней в оврагах.
В наше время контролировать общественные настроения куда удобней.
Собирать информацию - одно удовольствие. АйПи-адреса, соцсети,
фотки и личная информация по большинству жителей развитых стран не
требует слежки и пыток. Есть еще телевидение, Интернет и т.п.
ресурсы для "создания монолитного дискурса".
Но Ханна Арендт писала, что "насилие есть нерв тоталитарной
системы" (или как-то наподобие).
Насилие же современного общества не выходит за рамки судебной
системы и отдельных внесудебных расправ.
Для сравнения в СССР с 1930 по 1940 было выслано около
полутора миллионов так называемых "кулаков" и их семей, с 1937 по
1945 - свыше 2 млн человек в рамках высылки народов, а осуждено за
"политические преступления" (то есть нелояльность системе) за
1921-53 - свыше 3.5 млн.
Итого высылки, посадки и расстрелы по сомнительным поводам
составили не менее 7 млн, что составляет процента 4
населения.
Для отдельных групп (немцев, крымчаков, чеченцев, месхетинцев,
балкарцев, карачаевцев, калмыков, корейцев) высылки составили около
90%.
Вот как найдете в современном обществе столь же
дискриминируемые и массовые (превышающие 1% всего населения)
группы, укажите на них, я их не вижу.
ТОТАЛИТАРИЗМ И США
Часто говорят, что в США и в Британии (почему-то) тоже
тоталитаризм!
Мол, промывка мозгов сильна. И в Штатах японцев выслали в центр
страны во время ВМВ.
Тут надо отметить вот что.
Промывка мозгов в виде рекламы и навязывания некоего базового
отношения к жизни (дискурса), несомненно, присутствует везде, что
связано с развитием ТВ, радио, Интернета, а они опираются на
крупные корпорации и некоторое единство представлений.
Кроме того, на Западе всегда было некоторое единство подходов, что
продиктовано уницифирующей ролью Церкви и общественного мнения.
Собственно, некоторые брутальные ходы большевиков связаны с тем,
что они скорее хотели создать "общество как на Западе".
Например, на геев в России всегда смотрели сквозь пальцы, и банщики
с ямщиками и матросами частенько подрабатывали однополой
проституцией, но никто их особо не преследовал, не было в России и
смертной казни для геев, как в ряде западных
стран.
Но в 1930-е было введено лишение свободы за мужеложство, а в 1990-е
отменено. Потому что пытались "стать цивилизованными".
Так вот унификация дискурса в развитых странах не подлежит
сомнению (и описывалась авторами антиутопий типа Хаксли и
Брэдбери), тем не менее возможны карликовые проявления
свободы: небольшие журналы, радиостанции и т.п. Это возможно и
в РФ: см. "Эхо Москвы", "Дождь" и проч. Наше сообщество
принципиально не проводит единой идеологической линии, хотя такие
идеи поступали.
Что касается японцев, то тут вопрос, что с ними стало ПОСЛЕ ВОЙНЫ.
Их выпустили из лагерей, а в начале 1990-х выплатили
компенсации.
Было их около 300 тысяч.
В СССР в 1948 вышел указ об оставлении сосланных народов в местах
ссылки навечно. При нарушении было 25 лет каторги. В 1955 или около
того каторгу заменили 5 годами лишения свободы, а чуть позже
уголовку убрали. В 1972 разрешили селиться в других регионах всем
народам, кроме крымчаков (они не упоминались), поэтому им создавали
трудности при прописке в Крыму, что описано в романе Л. Улицкой
"Медея и ее дети". Как бы в СССР пожестче малость, не находите? И
во время, и после войны.
ОДНОПАРТИЙНОСТЬ И ВОЖДИЗМ
Ну да, классические теории тоталитаризма опирались на эти явления,
а сейчас этого куда меньше. Вместе с тем это какой-то
второстепенный признак...
В то же время понятно, почему они фигурируют в теории
тоталитаризма: однопартийные диктатуры связаны с навязыванием
некоего единого дискурса, некоей сверхценной идеи всему
обществу.
Причем это не такое навязывание, что где-то там у себя в ячейке
чуваки трут про цели и задачи - нет, кругом октябрята, пионеры,
гитлерюгенд, в букваре дедушка Ленин, в вузах кафедры научного
коммунизма, а в Рейхе проверка на еврейскую родню.
В Штатах есть некая консьюмеристская идеология, но Наоми Кляйн и
Ноам Хомски издаются, их можно читать, обсуждать, их и на ТВ,
небось, приглашают. Пусть и не на центральные телеканалы.
Вот Наоми в университете в США: https://www.youtube.com/watch?v=Rs6Ajz6Hir8
Что-то не помню, чтобы буржуазные профессора в 1930-е выступали в
ХГУ, скажем, с критикой Советской власти)).
Всего 5 тыщ просмотров за 6 лет. Во всем тоталитаризм Первого
канала виноват, конечно)).
ТОТАЛИТАРИЗМ, НАЦИЗМ И КОММУНИЗМ
Исследователь фашизма Вольфганг Випперман пишет:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конечно, концепция тоталитаризма устарела и выглядит предвзятой, а
ее политическая цель очевидна: уравнять советский и нацистский
режим и противопоставить их режимам парламентской демократии как
вершине мировой политической практики.
Кроме того, она глубоко приблизительна.
В то же время, характеризуя некоторые тенденции, с целью
отграничения от авторитарных, автократических тенденций, иногда
имеет смысл говорить о тоталитаризме (упомянутый Водокачкин и
"авторитаризм" отрицает - одну классовую борьбу признает, видать,
ножами для нее затаривается).
Если мы в целом отрицаем это понятие, то не имеет смысла говорить,
что сейчас тоталитаризм и наступил.
Если же мы концепцию признаем, то странно, что мы игнорируем
массовые насилия и однопартийные диктатуры, а говорим лишь о сборе
информации о населении и навязывании ему неких общекультурных
ценностей (салата оливье, фильма "Ирония судьбы" и рекламы с
Бузовой).
Вот тут, правда, чувак нашел тоталитарные режимы в КНР, КНДР,
Вьетнаме и на Кубе)): https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-totalitarizm-i-ego-raznovidnosti/viewer
Какой-то "Ленинградский юридический журнал" 2016 года. Халтура,
короче.
Ранее по поводу тоталитаризма в НР высказывался Владимир Василиев, но его концепция
мне не близка.
|
</> |