
Как делать невозможное реальным


Урбанистов и просто неравнодушных жителей любят называть сказочниками, мол есть идеальный мир и они живут в розовых очках, а есть реальность. Сегодня реальность такова, что мы любим, путешествуем и фотографируем одни города, а строим и создаём вокруг себя совсем другие. На это есть 1001 причина и на всё новое и непонятное ответ один: «нет возможности». Быстро и качественно можно лишь всё испортить, а делать хорошо и для людей – это не про нас. Подтверждение этому можно встретить везде: тёмные и грязные подъезды, убитые дворы и тротуары, улицы-трассы, убогие новые районы и так далее. Многие любят обосновывать это нехваткой денег, хотя компетенция и бюджет – вещи совершенно разные.
Десятилетия деградации не проходят бесследно, а порочный круг политической системы порождает не успешных руководителей, а вросших в кресло хозяйственников. В такой ситуации сложно замечать хорошие и правильные вещи, но они происходят! Чудес не бывает – каждая подобная работа даётся не благодаря, а вопреки – система сопротивляется нововведениям и боится их. Между тем, именно появления качественной городской мебели, удобных улиц, хороших выделенные полос и прочего запускают процесс преобразования – появляется «золотой стандарт», с которым можно сравнивать всё остальное и требовать лучшего. Я и многие другие люди всего лишь хотят распространить хорошее на все российские города.
Чем же мы можем гордится, на что ориентироваться и стараться распространить на всю страну?
1. Расширение тротуаров за счёт проезжей части

Ещё 7 лет назад такое казалось дикостью, ведь улицы были только для двух вещей: движения машин и парковки. Сложно подсчитать, сколько улиц было убито и закатано в асфальт, миллиардов потрачено на расширение пробок и убито жизней, но процесс запустился – сейчас широкие тротуары с деревьями и скамейками, даже сам факт улиц для всех, не кажутся чем-то ненормальным.
2. Выделенная полоса у стен Кремля
Борьба Лужкова с пробками была простой и тупой как баобаб – нужно ещё полос и поменьше светофоров. С ужасом понимаю, что если бы он задержался у руля ещё на срок, то он бы правда сделал Садовое кольцо односторонним. Кремлёвскому же кольцу повезло меньше и в 90ых оно поехало в одну сторону, из-за чего появились дикие перепробеги, потерялись связи для пешеходов, пассажиров и водителей.

Умные люди ещё тогда говорили, что это большая глупость, попытки исправить ситуацию хотя бы для общественного транспорта (1 полоса из 10!) натыкались на непонимание, саботаж и смех. Но попытки не прекращались, и автобусную полосу всё же получилось сделать! Причастные не дадут соврать, что подобное далось титаническим трудом (всего-то 20 лет убеждений) и даже вопреки прогнозам оптимистов. Если в Москве у стен Кремля смогли сделать нормальный выделенный коридор, убедив ФСО, ФСБ, полиционеров и прочих шишок федерального уровня, то подобное получится сделать и в других городах.

Из этой же серии – поворот м3 в поток на Боровицкой площади. Просто поворот, который экономит порядка 30 минут каждому пассажиру и не мешает движению – на согласование ушло сотни человеко-часов работы нескольких отделов Департамента транспорта.

Подробнее: https://gre4ark.livejournal.com/383730.html
3. Русский Копенгаген
Велодорожки? В России? В неизвестном городе на 150 тысяч? По концепции датчан? Да вы шутите!

Нет, не шучу. Оказывается велосипед всё же транспорт и затраты на него окупаются. Более того, проект поддерживает нефтяная компания! Расскажи кому об этом три года назад – приняли бы за репетицию 1 апреля. Когда-нибудь подобное будет в каждом российском городе (кроме Норильска и ему подобных разве что).
Подробнее: https://gre4ark.livejournal.com/485481.html
4. Комфортные площади, удобные улицы и прочие европейские штуки в регионах
Москва доказала, что хороший город для пешеходов в России – выгоден для всех и не убивает город, а только раскрывает его потенциал. После этого начались разные региональные и федеральные программы создания подобных пространств в регионах. Планов было много, реализовано мало, но прецеденты случились.

Раньше подобные программы носили косметический характер, комфортная городская среда ограничивалась турником и урной у подъезда среди асфальтового поля.
Подробнее: https://gre4ark.livejournal.com/484144.html
5. Европейские кварталы в сердце России

Оказывается так тоже можно! Нормальная этажность, приятный нейтральный фасад, дворы без машин, безопасные улицы и это не элитное жильё! Застройщик обошёл всю Россию на 10 лет и стал пионером, несмотря на устаревшие нормативы, сопротивление чиновников и страх маркетологов.
Подробнее: https://gre4ark.livejournal.com/483750.html
6. Дворы без машин

Хорошо помню, как ещё 3 года назад фраза «двор без машин» была из разряда сказки-страшилки – а где парковать машину, мне же обязаны дать бесплатно 10 квадратных метров асфальта прямо у подъезда! Сегодня в Москве «двор без машин» – преимущество дома, а не недостаток, осталось привести в порядок улицы в новых районах.
Подробнее: https://gre4ark.livejournal.com/491362.html
7. Посадка взрослых растений
Есть два вида озеленения: как получится и хорошее. В первом случае приезжает бригада с КАМАЗом земли, раскидывает её, после приходят дворники или бабушки-садоводы и засаживают всё однолетними цветочками и деревьями-палками. В итоге получается красивый плац, который лет через 30 может будет с тенью деревьев

Второй вариант – делать комфортное пространство сразу. Тут нужно постараться: нанять ландшафтных архитекторов, заказать у питомников растения и так далее. Это получается дороже, но объект получается сразу готовым, город не тратит деньги и силы на выращивание молодых растений в агрессивной среде и получает гарантию на деревья.

Подробнее: https://gre4ark.livejournal.com/488462.html
8. Отказ от турникетов
Казалось бы, вроде локальный идиотизм одного города, но он очень характерен для России – для решения внутренней задачи ухудшается сервис для пассажиров. Как общественные транспорт может конкурировать с личными машинами, когда его делают удобным для отчётности чиновников, а не горожан? Это ещё и наглядный пример быстрого распространения идиотизма, которое очень сложно отменить – ушло больше 10 лет до постепенной отмены палок и очередей на вход.

К сожалению, некоторые города успели начать делать подобные системы у себя: Подмосковье, Новосибирск и ещё где-то. Дурной пример заразителен.
Подробнее: https://gre4ark.livejournal.com/496160.html
9. Платная парковка
Есть очень непопулярные, но нужные вещи. Особенно сложно делать что-то платным, что долгие годы было бесплатным – попробуйте раздавать лет 10 бесплатно пиво, а потом ввести за него плату и поймёте, о чём я. Платные парковки – первый этап перехода от бесконтрольного пользования машиной к попытке регулировать и управлять спросом. Ни один город мира не сумел решить свои транспортные проблемы без этого.

Платные парковки не только сигнал о смене парадигмы, но и весьма сложный управленческий проект: нужно провести анализ улиц и подсчитать количество мест (часто даже нет числа мест в районе или на улице), внедрить алгоритмы оплаты, договориться с ГИБДД о передаче баз данных номеров, наладить контроль и так далее. Далеко не у всех получается это сделать, поэтому во многих городах платные парковки носят скорее номинальный характер – чиновники просто разучились организовывать сложные проекты. Хотя, даже у Твери получилось.
Подробнее: http://gre4ark.livejournal.com/241232.html
10. МЦК и городская электричка
Железные дороги – ценный потенциал для городских пассажирских перевозок, который в России обычно используется для транспортировки угля. Даже метро менее эффективно с точки зрения провозной способности и скоростей, чем электрички. Казалось бы, бери, запускай поезда и спасай города от пробок, но практически все проекты городских электричек в регионах проваливались.

Причины провалов простые: неудобное расписание, разные билеты и нет интеграции жд в городскую транспортную систему. Электрички просто не рождают спрос на себя. Сначала небольшие интервалы, билеты с бесплатной пересадкой, удобное расположение и комфортные поезда, а потом пассажиры – именно этому сценарию обязан успех московского МЦК.

Только если МЦК проект изолированный и дико дорогой (хотя самому кольцу более века), то проекты первых диаметров уже другие – они создаются на действующих направлениях за счёт локальных связок, удобных билетов и подстраиванию расписания под удобство пассажиров. Запустят такое в Москве – у регионов появится наглядный пример для спасения своих городов от пробок (привет Краснодару).

Подробнее про МЦК: https://gre4ark.livejournal.com/378049.html
11. Частные общественные пространства

Невероятно, но делать бесплатные и удобные для людей места выгодно! Это сложнее, чем построить торговый комплекс, но вложения в качественную архитектуру, наполнение и содержание себя окупают. В России появилось понятие экономики отдыха и парки перестали быть прибежищем только для мам с детьми и алкоголиков.
Подробнее: https://gre4ark.livejournal.com/465686.html
12. Наземные переходы над подземными и никаких заборов!
У нас очень любят рассуждать о безопасности, но как показывает практика – в этом вопросе никто не разбирается. Каждый пытается придумывать свои метод и желательно, чтобы работать при этом поменьше. По закону ответственность за аварии несут органы власти, но они же заказывают опасные улицы с единственным критерием качества – соответствие гостам и тараканам в голове.

Москва же взяла и перестала ставить заборы в рамках реконструкции улиц. Для этого придумали хитрый обход гос экспертизы (оказывается так тоже можно!) и... безопасность улиц только повысилась. Ещё людей потихоньку стали вытаскивать из

Есть ещё Альметьевск, который воспользовался пробелом нормативов и убрал заборы вдоль велодорожек и улиц, Урюпинск, где доказали невозможность установки заборов, и Екатеринбург с локальными проектами без оградок. Если захотеть, покопаться в нормативах и систематически ломать барьеры, то можно уйти от могильных оградок.

Мораль вместо вывода
Чем больше в России будет подобных качественных переломов, тем быстрее мы вырвемся из тлена. Это будет сложно, долго и возможно дорого – первые шаги всегда даются сложнее, чем последующие. Всё, что вы видели выше – про это всё говорили «так нельзя», «это невозможно» и «у нас тут не это», но это уже реализовано и можно приходить потрогать.
Поделиться записью:
|
</> |
