Почему не едет трамвай Набережных Челнов

топ 100 блогов gre4ark13.04.2018 Почему не едет трамвай Набережных Челнов

Советские градостроители любили трамвай: большая провозная способность, экологичность, экономность работы и просто приятный внешний вид. Трамвай дорогое удовольствие, но при долгосрочном планировании и нормальным поддержание он себя окупал. Пожалуй, это одна из немногих общих тем того времени и новым урбанизмом сего дня.

На фоне трамвайно-троллейбусного погрома в России, трамвай Набережных Челнов выглядит хорошо. Здесь не только не закрывают линии и маршруты, но даже открывают новые направления. Раньше я этому очень радовался – таких «трамвайных» городов сегодня у нас мало, можно перечислить пальцами рук, но затем я побывал в городе и улыбка исчезла с моего лица. Как это часто бывает, построить пути и пустить трамвай – не есть сделать хороший трамвай.

Трамвайная сеть Челнов была построена одной из последних при СССР, открытие состоялось 8 октября 1973 года. Сегодня здесь 50 км путей и работает 14 маршрутов.
Почему не едет трамвай Набережных Челнов

Местный трамвай хоть и относительно молодой, но состоит в основном из стареньких КТМов. По этим трамваям хорошо заметна сила промышленного дизайна – в Татры того же времени приятно входить по сей день, а эти во все времена останутся гробами на колёсах. Есть даже версия, что города с чешскими Татрами не так сильно страдают от погромов и насмешек.
Почему не едет трамвай Набережных Челнов

Новые вагоны в основном из Усть-Катова, или просто морковки:
Почему не едет трамвай Набережных Челнов

Практически везде трамвай проложен сбоку от дороги. За счёт этого у трамвая нет проблем с заблудившимися машинами, но это скорее побочный плюс. Трамвай не просто так прокладывают по центру улицы – такое расположение позволяет быстрее ехать за счёт малого числа заездов-выездов и меньше ждать зелёного сигнала на перекрёстках за счёт общего сигнала с машинами. Есть ещё и психологический эффект – никто не выбежит из кустов, поэтому водителям комфортнее держать хорошую скорость. Пешеходам же легче добраться до трамвая на середине улицы – он равноудалён от двух концов, хотя требуются платформы и переходы. Так что подобное расположение путей скорее сделано в интересах машин, чем пассажиров. Хотя не спорю, что в текущих условиях это скорее хорошо, иначе бы закатали в асфальт (показатель уровень варварства в стране).
Почему не едет трамвай Набережных Челнов

Как вы помните, Набережные Челны – идеальный автомобильный спальный город. В Советском Союзе не было западных проблем с автомобилизацией, но сама идея разделения потоков с помощью подземных переходов и развязок очень понравилась. Во-первых, это красиво, как говорят. Мучения пешеходов или пассажиров в расчёт не брались, хотя это 100% населения города. Простой пример остановки на развязке тому пример: приходится либо разносить остановки далеко друг от друга в одном уровне, либо делать вертикальные пересадки. В Москве обычно идут первым путём на шулицах, в Челнах же пошли по второму, но оба варианта плохи по сравнению со стандартным небольшим перекрёстком.
Почему не едет трамвай Набережных Челнов

Почему не едет трамвай Набережных Челнов

Не можешь дойти до трамвая? Твои проблемы. Зато люди в тепле и комфорте проедут сидя на 30 секунд быстрее.
Почему не едет трамвай Набережных Челнов

С доступностью трамваев в Челнах есть и другие проблемы:
Почему не едет трамвай Набережных Челнов

Трамваи старые и со ступеньками – обновить на низкопольные дорого и нужно ждать. Но кто мешает сделать платформы и убрать хотя бы одну ступеньку? В этом нет никакого космоса и подобное давно применяется по всей России. Вы не поверите, но даже минус одна ступенька сделает жизнь проще и лучше, а с новыми вагонами будет вообще безбарьерная среда!
Почему не едет трамвай Набережных Челнов

Даже на новых линиях этого века платформ нет. В остальном классика: табло на остановках не работают, всё расписано и грязное. Открыли, уехали и забыли.
Почему не едет трамвай Набережных Челнов

Выше была единственная встреченная мною схема маршрутов. Обычная остановка в Челнах выглядит так:
Почему не едет трамвай Набережных Челнов

... или так:
Почему не едет трамвай Набережных Челнов

С маршрутной сетью и оплатой скорее всё плохо. На полумиллионный город 14 маршрутов с разными интервалами движения, а всё из-за тарифа на вход – люди платят не за поездку от А до Б, а за проход. Это неправильная логика с прицелом на доение пассажира, но при этом логика требует делать беспересадочные маршруты хотя бы раз в час. Поэтому маршрутов вроде много и трамваи все в городе, но время ожидания «своего» вагона может доходить до n-надцати минут. Магистральный же транспорт должен ходить раз в 5-10 минут.
Почему не едет трамвай Набережных Челнов

Вместо разовых билетов должны быть билеты на время: 30, 60, 90 минут, дневной, недельный, месячный, годовой. Дополнительно это позволяет убрать лишнее дублирование и ввести небольшие интервалы – поездка может быть с пересадкой, но общее время сократится за счёт уменьшения ожидания. Подробнее об этом писал здесь и тут.
Почему не едет трамвай Набережных Челнов
Иллюстрация: ООО «Электротранспорт» — Трамвайное депо Набережных Челнов

Цена поездки – 22 рубля, по электронному кошельку – 20 рублей. Можно купить проездной на месяц за 900 рублей аж в 4 местах города: в трамвайном депо и диспетчерских. К – клиентоориентированность.
Почему не едет трамвай Набережных Челнов

Как видно, рельсы купили, а ездить не купили – типичная проблема общественного транспорта в России. Нужно ориентироваться на удобство пассажиров при планировании всего города и работы автобусов с трамваями в частности, а у нас так не умеют. Зато пассажиропоток очень хорошо отражает ситуацию: 2000 – 53,4 млн., 2015 – 25 млн.
Почему не едет трамвай Набережных Челнов

Падение пассажиропотока не только вина платформ или продажи билетов в диспетчерских, тут комплекс проблем: неудобная планировка города с точки зрения пешехода, деградация городской среды из-за хаотичной парковки, отсутствие регулирования поездок на машине, удручающая инфраструктура общественного транспорта. По такому городу комфортнее ездить на машине, что и практикуют сбежавшие пассажиры. Многое из этого можно исправить и перенаправить людей в трамвай, но для этого нужно ещё много работать. Просто чтобы вы понимали, это подход к трамвайной остановке в Челнах:
Почему не едет трамвай Набережных Челнов

... а это в Праге:
Почему не едет трамвай Набережных Челнов

Поделиться записью:

Почему не едет трамвай Набережных Челнов Почему не едет трамвай Набережных Челнов Почему не едет трамвай Набережных Челнов Почему не едет трамвай Набережных Челнов

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Андрей Фурсов: Условием победы является создание принципиально нового знания об обществеЯ историк и занимаюсь вопросами мирового развития, и проблему модернизации России я буду рассматривать с этой точки зрения. В России есть такая ...
2,4 миллиарда? Компания Google проиграла свой последний судебный процесс по штрафу в размере 2,4 млрд евро, наложенному Европейским союзом за поддержку собственных рекомендаций по покупкам в результатах поиска, оставив в силе штраф, наложенный Европейской комиссией.   И в ...
Я наконец научилась заказывать доставку продуктов, правда не всяких — овощи и фрукты не надо заказывать — шопер не станет за тебя их придирчиво выбирать, а вот порционное в упаковках — вполне можно. Так вот накануне урагана мы с мужем испугались и заказали в больших количествах то что мы ...
Вот так спешишь по делам и... раз такая мысль: а не выпить ли нам кофе? Всегда стоит найти место и время для чашечки кофе в приятной компании) Отличный капучино с солёной карамелью улучшает настроение на раз. Единственный минус: работать потом совсем не хочется... а, может, это вовсе ...
Не перестаю удивляться своему везению. Ведь я вполне мог оказаться среди этих несчастных обманутых дольщиков, если бы чуть-чуть опоздал купить квартиру в последнем доме, который успели достроить и сдать (хотя и с недоделками), прежде чем фирма-застройщик накрылась медным тазом. И ...