Как бы вы хотели умирать - в мучениях или без боли? Как в Италии или как в
olhanninen — 15.03.2020 В случае эпидемии, например, сегодняшнего коронавируса, всех заболевших спасти не удасться нигде, ни в Европе, ни в России, ни в Африке. Поэтому очень важно, как именно они будут умирать - в мучениях или без.И не только старики умирают: как раз старики умирают в Италии, хоть и без боли, но потому, что врачи спасают молодых. А могут спасать всех подряд, тогда и умирать будут все, кого не успели.
В Италии новых случаев заражения 3590 только за сегодня (всего 24747) и умерло за сегодня 368 (всего умерло 1809). Очень сочувствую: там реально короновирус рушит медицинскую систему.
А в условиях дефицита аппаратуры врачи либо выбирают, кого спасать (и спасают молодых, как в Италии, безболезненно позволяя умереть старикам), либо спасают первых по очереди - и не выбирают перспективных для выживания молодых или нет.
И неизвестно, какая стратегия будет выбрана в России. Так что среди умирающих можете оказаться лично вы. Поэтому проблема болезненной или безболезненной смерти важна и для вас тоже, сколько бы лет читающему эти строки ни было.
В отличие от России в ЕС все не так плохо со смертью. Когда читала об итальянской проблеме врачебного выбора между требующих вентиляции лёгких стариками, хронически больными и молодыми, неверно себе представляла болезненность смерти.
Да, итальянским старикам не хватило специального оборудования, чтобы выжить, но сильных обезболивающих наркотических снотворных для них было достаточно.
Совсем забыла, что совсем недавно, в сентябре видела, как именно в больнице маленького городка Лохья умирал от рака с метастазами свекр. Мне было его ужасно жалко и я думала именно об этом, не обращая внимания на детали.
Так вот он не страдал: пока был в сознании до конца надеялся на помощь врачей, но ему не было больно, он не стонал, не вертелся, не жаловался на боль, сам говорил, что ему не больно. А потом заснул, сутки не просыпался и в какой-то момент перестал дышать.
Не знаю, чем врачи его обкололи, и это неважно: так умирать - вполне достойно и гуманно.
В отличие от ненавидимой мной российской медицины, которая допустила, чтобы мой папа, ветеран ВОВ, персональный пенсионер перед смертью от инсульта полтора дня стонал, просил о помощи и бился у меня на руках в присутствии моего сына, соседей, моих друзей, моей мамы и ее подруги, в нашей питерской квартиры, а ТРИ скорые не оказали ему ни малейшей помощи и отказались везти в больницу 15 апреля 2001 года. Не забуду и не прощу этого России никогда!
Так что надеюсь и молюсь никогда не оказаться в этой стране, когда придёт мой смертный час, а умереть в Европе, где на стариков хотя бы обезболивающих наркотиков хватит.
*****
Кстати, предупреждаю троллей: тем, кто не верит, что в 2001 году мой папа умирал в России в Санкт-Петербурге в мучениях полтора дня без обезболивания и никакая скорая его в больницу не везла, желаю умереть именно так. А мне будет приятно думать, что перед смертью вы станете вспоминать обо мне и поймёте, почему вам так долго ужасно плохо.
*****
Вывод: я бы на месте россиян не гречкой с макаронами сейчас запасалась, что дело хорошее, пригодятся, - а потребовала бы отчета от властей РФ - достаточно ли в больницах обезболивающих наркотических средств в России для умирающих? - это самое главное, а не байки про вакцину, которая всех спасёт.
Так что сегодняшний итальянский выбор между стариками и молодыми при дефиците ресурсов меня не пугает совсем: мы все смертны, вопрос только в том - больно будет умирать или нет. Европейские старики хотя бы умрут без боли.
А вот насчёт российских стариков я, к величайшему сожалению, не уверена даже сегодня. А вы, мои друзья?
|
</> |