­
­

Как бы еще эту чертову "ымперскость", в которой теперь модно обвинять по факту

топ 100 блогов dimagubin05.03.2023 Ну, еще одна попытка. Дискуссию под текстом, который пощу ниже, пришлось насильственным образом прекратит. Потому что сначала стали забрасывать комментариями типа "Русская имперскость, это когда в "русском Эрмитаже" французские, итальянские и немецкие картины - не случайно в оккупированных городах грабят все что могут и музеи в первую очередь!" (я не придумываю). Ну, а потом разразился говносрач накала и уровня аргументов, которые разве в Mein Kampf по поводу евреев можно найти.

Но – еще одна попытка. Я, к слову, спокойно отношусь к комментариям типа "Дмитрий, простите, но ваш текст слишком сложен для меня, я в нем запутался".

* * *

Я все пытаюсь понять: какой смысл вкладывают в "имперскость" те, кто сегодня кричит, что все русские - имперцы?

Империя для меня всегда подразумевала возможность сверхусилия вопреки логике и расчету. Так во Франции появлялся Версаль, а в России Петродворец или Зимний дворец. Да, на строительстве Зимнего дворца погибло столько русских рабов, сколько во Франции рабочих заработало на строительстве Версаля (начитанный узнал цитату, а неначитанный пусть побухтит). Но Зимний от этого и сегодня не перестает поражать. Он не перестает поражать, несмотря даже на охреневшего от денег, вседозволенности и барского чванства Пиотровского.

Так что стоит за современной "имперскостью" и какая за ней вина?

С этой идеей возились когда-то больше других "петербургские фундаменталисты" – Крусанов, Рекшан, Секацкий, Трофименков. Даже Татьяна Толстая в какой-то момент, если не путаю, примыкала к ним. Я понимаю, что их завораживала сама идея крупного масштаба, неизменно сопутствующего империи. Крупные вещи вообще завораживают. Груди Памелы Андерсон, задница Ким Кардашьян, член Рокко Сиффреди - чье сердце не заставят они биться вдвое быстрее?!.

Крусанов в 2000-м выпустил "Укус ангела" - гимн империи, гимн сверхусилию, гимн великой пусть даже хоть гибели именно в силу ее величины. "Укус ангела" обожала Хакамада, его с восторгом за пару дней проглотил и я. Секацкий писал полные точнейших наблюдений эссе типа "О смертности смертных", но главными считал, полагаю, свои вещи типа "Почему скоморохи и паяцы захватили власть над миром?" - эдакий плач по утраченному имперству. Ну, а Толстая была действующей моделью империи в масштабе 1:1,000,000: ее самодурство и правда порой создавало удивительной красоты фонтаны.

Повторяю, это все было четверть века назад, когда в Питере еще царило послевкусие короткого периода, когда одна из осей мировой культуры на короткое время перенеслась на берега Невы, когда здесь были самые интересные рок- и просто музыка (от Курехина до Десятникова, от "Терем-квартета" до молодого Гергиева, нагло вернувшего Кировскому театру имя Мариинского!, балет (Лопатника-Вишнёва-Махалина - это все 1990-е!), телевидение, пресса, художники (от Митьков до Новой Академии Тимура Новикова). А потом разочарованный мировой океан откатил, и Питер стал тем, чем он и сегодня является: провинцией, московской дачей. Но не для работы. И вся мечта о возрождении великой имперской культуры выродилась в то, во что она выродилась. Крусанов писал все хуже, слабее, беспомощнее. Секацкий со своими текстами на русском языке (а самый слабый был про то, что русский язык снова становится языком мировой философии – o rus!..) так и не достиг известности и влияния ни Паскаля Брюкнера, ни куда более слабого (imho) Алена де Боттона. Толстая стала просто пожилой самодурой. Но хуже всех кончил Трофименков: он публично обосрался с публичной поддержкой путинской войны, продолжив гордое шествие с воняющих труселях в никуда.

То есть имперская идея вне своего времени, да еще и в провинции, выродилась в кудахтанье в полудохлом курятнике.Оказалось, чтобы быть великой, идее нужно идти в ногу, резонировать с большими мировыми идеями - желательно американскими, потому что именно в университетах США рождается большинство великих идей. Но и Старый Свет (Великобритания, прежде всего: про немецкую свободу слова и мысли с поджатыми губами и мозгами мы сейчас не будем) тут тоже годнота.

А вне их - вот море гнилости, Сиваш, провинция, шпагоглотатель (что, начитанные, снова возрадовались? За то наш малочисленный клуб и ценю).
То есть я к тому, что постсоветская имперская идея была запоздалым и бессмысленным всплеском на провинциальных мозгах, на короткий момент освещенных солнцем мирового внимания к тем, кто подавал какие-то надежды. Подавал, но не оправдал.

Путина, к слову, любопытно рассмотреть именно с этой точки зрения: как деревенщину, лао бай син, провинциала, который никак не может забыть милолетный поцелуй девочки из дома на холме (ничего не значащий для нее), а потому никак не может ее простить...

Вот что, собственно, подразумеваю под новейшей русской имперскостью я. Экскурс в ее недолгую историю я привел. Никакой имперскости в сегодняшних русских нет. Есть (часто) банальный шовинизм, есть бытовой расизм (я его постоянно вижу в уехавших в Германию советских немцах и советских евреях), есть обида постсоветской деревни на европейский город (а точнее, на то, что себе деревня под этим городом напридумывала).

Но вернусь к тому, с чего начал. То есть к вопросу: что под русской имперскостью понимают те, кто в ней всех подряд русских в имперскости обвиняют?

Ну, если в Украине есть кто-то, кто способен толково это изложить, - может, он изложит? Я надеюсь, что там есть те, кто может излагать, а не просто кидать обидки.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Тот самый маршал Гречко. Дважды Герой СС "без войны" Так получилось ...
Попытка изнасилования тринадцатилетней девочки 10 июля 2010 года вызвала большой резонанс в кабардино-балкарском городе Майском. Опрошенные нашим корреспондентом майчане считают случившееся провокацией, которую кто-то заказал и спланировал, ...
Про братьев Вайнеров и двух актеров. Вайнеров я не то чтобы сильно любила, но - было дело, было - почитывала. И вот что мне у них нравилось, так это второстепенные персонажи. Имя им - легион, а из книг они попадали в кино. По "Месту встречи" помните, да? Манька Облигация, Копченый и иже ...
Не тот, конечно, который в Африке Южной, а наш, моравский Янов Град Проектировал, кстати, Йозеф Хардмут, тот самый, который основал фабрику по производству карандашей Koh-i-noor, известных каждому советскому школьнику. А вокруг вот такие живописные заросли с лебедями... ...и ...
  Желание посетить Тарусу было просто наваждением. В самом деле, что это за место такое, про которое Константин Паустовский писал: "Я не променяю Среднюю Россию на самые ...