К вопросу о поставках в СССР истребителей по ленд-лизу

топ 100 блогов Сообщество «История Вооружений» — 16.01.2014

То в одной теме, касающейся Второй мировой войны, то в другой, в разных сообществах, от разных авторов, в сотнях дисскуссий возникает тема ленд-лиза, его значения для общей Победы и, в частности,  количества и качества боевой техники, поставлявшейся союзниками.

Во первых, постоянно звучат тезисы про "сами с усами" и про "мы в 41-м справились сами". Некоторые искренне заблуждаются, некоторые знают, но нагло врут, что помощь стала поступать позже. Я не хочу тут вдаваться в детали номенклатуры поставок, пре-лендлиза, протоколов ленд-лиза - это уже перетиралось миллион раз. Меня вдруг заинтересовало другое.

Чуть ли ни в каждом источнике о самолетах ленд-лиза воздается должное Аэрокобрам и Спитфаерам, а по поводу английских Хоукер Харрикейн и американских Кертисс Р-40 повсюду эдакое снисходительное, что они мол были лучше И-16 и И-153, но "значительно уступали новейшим советским истребителям". При этом их называют тихоходными, с плохой маневренностью и со слабым вооружением (по сравнению с "новейшими" советскими истребителями того времени). Для меня заявления такого рода, не опирающиеся на конкретные цифры, как красная тряпка для быка - я тут же лезу в справочники, начинаю собирать конкретные данные и сопоставлять.

30 августа премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль предложил Сталину 200 истребителей «Харрикейн» в рамках помощи по ленд-лизу. Эти истребители должны были дополнить уже отправленные 200 машин Р-40 «Томагавк». Все самолеты предполагалось доставить по морю в Мурманск, но первые «Харрикейны» прибыли в Советский Союз по воздуху. 28 августа 1941 года на аэродроме Ваенга под Мурманском приземлились 24 «Харрикейна Mk IIB» из 151-го крыла. Вскоре к ним присоединились 15 истребителей, доставленных морем. Группа английских летчиков под командованием Х.Н.Дж. Рамсботтом-Ишервуда имела задачей прикрывать союзнические конвои на подходах к Мурманску. В состав 151-го крыла входили 81-я и 134-я эскадрильи. Уже 12 сентября 134-я эскадрилья сбила два из трех Bf 109, сопровождавших корректировщик артиллерийского огня Hs 126. Англичане потеряли один самолет, погиб сержант Смит. Это была единственная потеря, понесенная англичанами на Карельском фронте. 17 сентября восемь «Харрикейнов», сопровождавших СБ-2, были атакованы восьмеркой «мессеров». Англичане не дали немцам прорваться к бомбардировщикам и даже сбили один Bf 109. В конце сентября англичане вернулись домой. Перед отъездом командир крыла и трое других пилотов были представлены к ордену Ленина. 37 «Харрикейнов» крыла остались в СССР. Из этих самолетов сформировали 78-й ИАП, который возглавил Борис Сафонов. В октябре 1941 года в Мурманск прибыла первая партия «Харрикейнов», доставленная морем.

Первые 195 «Томагавков» прибыли в Архангельск в октябре 1941 года. Вскоре поступило еще 25 Р-40, закупленных в США за золото. В кратчайшие сроки самолеты начали передаваться в боевые части.  Советские пилоты считали «Томагавки» средними машинами, лучше чем И-15 и И-16, но хуже Яков. Это мнение сохранилось до конца войны. Р-40 уступал в популярности Якам и Ла.

Это я выдрал с очень хорошего русскоязычного сайта Авиация Второй Мировой

Вот опять этот жупел: лучше Ишачков, но хуже Яков. Уступали по популярности, почему-то, Ла... Пардон? Мы же смотрим в 41-й год! Какие Ла в 41-м? Ла-5 появились в войсках только под Сталинградом, летом-осенью 42-го, через год после получения первых ленд-лизовских истребителей!

СССР получил за всё время войны 2952 Хоукер Харрикейна, 247 P-40 модификаций B и C,  2178 P-40 модификаций E, K, L и N.

Характеристика Ед. измерения Як-1 ЛАГГ-3 Харрикейн IIС P-40E
Масса пустого кг  2490 2650 2605 2753
Взлетный вес кг 2995 3363 3480 3760

Мощность двигателя

лс 1020 1180 1185 1150

 Удельная мощность

лс/кг 0,34 0,35 0,34 0,31
Макс. скорость км/час 528 560 547 580
Практическая дальность км 760 610 965 1100
Практический потолок м 9500 9000 10970 8800
Скороподъёмность м/с 13,4 11,42 14,1 11,6
Нагрузка на крыло кг/м² 168 150 121,9 171,5
Пушечное вооружение ед*мм 1*20 1*20 4*20 -
Пулеметное вооружение ед*мм 2*7,62 2*12,7 - 6*12,7
Бомбовое вооружение кг 0 0 230 907

Сравним новейшие советские истребители 41-го года Як-1 и ЛАГГ-3 с Харрикейн II и Р-40Е, которые поставлялись в СССР в 41-м году из Англии и США.

Кто-то заметил, чтобы истребители, полученные от союзников были "медленными"? Я вижу, что самый быстрый из всех приведенных в таблице был Куртисс Р-40Е - 580 км/час, а Як-1 очень проигрывал ему в скорости со своими 528 км/час.

Самая высокая скороподъемность была у Харрикейна - 14,1 м/с. ЛАГГ  очень проигрывал в этой характеристики, важнейшей для вертикального маневра.

Самая большая дальность была у Р-40 - 1180 км. Куда там до него Якам и ЛАГГам!

Самое мощное пушечное вооружение было у Харрикейна, а самое мощное пудеметное - у Р-40. Кроме того, Р-40 мог нести ещё и значительно больше бомбовой нагрузки (907 кг), чем даже штурмовик Ил-2 (400-600 кг).

Я честно сравнил ленд-лизовские истребители с новейшими, в 1941-м году, советскими. Лично я не вижу, чтобы эти, успевшие устареть в своих странах, самолеты сильно уступали по летным характеристикам и вооружению своим советским аналогам.

К вышесказанному, могу добавить, что оборудование, приборы, радиостанции американских и английских истребителей не идут в сравнение с советскими, не говоря уже о том, что у советских, в 1941-м, радиостанций не было вообще.

Итак, СССР получил в 41-м году от союзников 730 истребителей. Это много или мало?

На 22 июня авиапарк ВВС РККА имел около 24 тысяч самолетов, из которых около 15 тысяч были истребителями. На этом фоне 730 истребителей - капля в море. С 1 января по 31 декабря 41-го советская авиапромышленность передала фронту 7081 истребитель. Но после 22 июня - всего 1682 машины. Причина понятна - предприятия срочно эвакуировались подальше от фронтов, нехватало алюминия для двигателей (советские истребители оставались рус-фанер до конца войны, но движки всё-таки были из алюминия), не всё оборудование удалось эвакуировать - ну и так далее. Потери советских ВВС в технике были невероятными - до конца 41-го года потеряли почти 21,5 тысячу самолетов, как в воздухе, так и на земле. Если посмотреть на цифры поступления истребителей в ВВС, то 730 машин уже не покажутся каплей в море. Фактически каждый третий, поступивший в армию в 1941-м году истребитель, был сделан в Англии или Америке.

Получается, что помощь союзников в 41-м одними только истребителями была далеко не пустячной по количеству и вовсе не уступала даже новейшим советским образцам по качеству.

Более того, Советский Союз имел возможность выбирать технику, поставляемую по ленд-лизу. Американцы и англичане были готовы поставлять любые самолеты, которые производили. Аэрокобры, например, не понравились ни англичанам, ни американцам. Кобрам нехватало высотности и дальности для задач истребителей в ВВС союзников. А вот для советских ВВС эти параметры "рояля не играли" и Кобры стали самыми эффективными истребителями советских ВВС. А вот великолепные мощнейшие Тандерболты, которые играли огромную роль в ВВС союзников, служившие в ВВС разных стран десятилетия после 2МВ, в СССР не пришлись ко двору. У американцев были великолепные палубные истребители, но СССР они были без надобности в виду отсутствия этих самых палуб. Хотя, я бы, на месте советских заказчиков, попробовал прикупить пару десятков Корсаров, на пробу.

 

 

Всего, за годы войны, СССР получил от союзников

Тип самолета кол-во
Белл   Р-39 Аэрокобра 4952
Хоукер Харрикейн 2952
Белл Р-63 Кингкобра 2421
Кертисс Р-40 2134
Супермарин Спитфайр 1338
Рипаблик Р-47 Тандерболт 195
Норт Америкен Р-51 Мустанг 10

Иноземные истребители в годы войны составляли до 20% всех истребителей советских ВВС.

 

 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
23 мая в Минске обманом заставили приземлиться самолет ирландской авиакомпании Ryanair - крупнейшей бюджетной авиакомпании в Европе. Самолет летел рейсом из Афин в Вильнюс. На борту находились около 170 пассажиров из 12 стран. Но главное - этим рейсом летел один из главных врагов ...
фото p.im9.eu Пентагон уже открыто и конкретно говорит о планах стиснуть вокруг России свое военное кольцо. Побывавший в Эстонии министр обороны США Эштон Картер сообщил, что в Польше, Болгарии, Румынии, Эстонии, Литве и Латвии хотят дислоцировать 250 танков, самоходные гаубицы, боевы ...
Сегодня прошел мощный ливень и землю слегка затопило. Я побоялся, что треснут ягоды на моем любимом кусте винограда, и поэтому сразу после ливня собрал с него урожай. Этот неизвестный сорт южного винограда весьма хорошо акклиматизировался в наших северных широтах (58 гр. сев. широты). ...
> Бог в помощь. Столько страданий и муки в мире. Само страдание может быть очистительной силой, как бы, залогом для рая без веры в Него? Едва ли. > Бог уважает и ценит свободную волю человека. Почему, если человек избрал грех, то Он не оставляет человека в покое, а посылает все, ...
Зимняя сказка в Охта Парке. Как все же хороша зима в свете ярких огней Охта Парк Адрес: Ленинградская область, Всеволожский район, деревня Мистолово. Фото : ...