К предыдущему посту
anlazz — 31.01.2023 К предыдущему посту .Интересно: но когда начались события на Донбассе - то есть, когда после украинского "майдана" и победы ультраправых там пошла массовая "ультраукраинизация" и "реактивная" на последнюю "Русская Весна" - то уже к середине весны (календарной) стало понятно, что ситуация там крайне напоминает ситуацию 1917-1920 годов. Разумеется, не в плане "идеологии": понятно, что большевиков там не было, и быть не могло. Однако вот "психтипы" и стратегии поведения эта самая "Весна" подняла поразительно похожие на "те".
Порой даже страшно становилось от того, что можно было "прямо перед собой" - ну ладно, в СМИ и блогах - увидеть людей, очень близко "похожих" на те, что были сто лет назад. (Которые совершали действия, так же крайне похожие на то, что было тогда.) Эта "реинкарнация Гражданской" продолжалась года два-три - до тех пор, пока активная политика российских властей не "загнала" донбасскую вольницу в жесткие рамки "нормального капиталистического режима".
Но пока это не случилось, можно было практически в "прямом эфире" наблюдать за тем, как общество воспроизводит совершенно немыслимые до этого "типы". Вот, например, Алексей Мозговой - практически "чистый" красный командир из 1918 года. Именно из 1918, не 1919 и далее - потому, что в 1919 уже "краскомы" были уже достаточно "идеологически определившиеся" в плане принадлежности к партии большевиков. (Сказалась огромная работа партии по рассылке своих комиссаров.) А вот в "начале процесса" с идеологией и "классовым мышлением" было еще плохо: наличествовало, в основном, желание справедливости и ненависть к врагам Родины. (Тем же немцам.)
Понятно, что в "нашем случае" комиссаров никто не прислал: считать за таковых Суркова с Кургиняном просто смешно. (На самом деле и для них есть "роли" - но они, к сожалению, не слишком "приятные".) Поэтому Мозговой так и остался "стихийным красным" со значительной примесью анархизма, некоторого национализма и "имперства". Но в данном случае это не суть важно. Важно то, что это был классический - по меркам 1918 года - случай выдвижения "командира из унтеров" - сам Мозговой был сержантов ВСУ (то есть, тем самым "унтером") и работал в военкомате. Равно как и "сборка" его "бригада Призрак", фактически, один в один напоминает формирование первых отрядов "Красной Армии" из разрозненных военных (Украины) и разного рода "гражданских лиц", выступающих на "стороне справедливости". (И, еще раз: не вина их в том, что не приехали из Москвы большевики и не объяснили: что к чему?)
Нечто подобное можно сказать и по отношению к очень многим героям "тогдашних событий": Арсену Павлову, Михаилу Толстых и т.п. - в общем, к тем, кто добровольно избрал путь борьбы за некие идеалы. В том смысле, что они один в один напоминают о временах "красных революционных шароваров", "борьбы за дело рабочего класса" и прочих признаков 1920 годов. Правда - см. сказанное выше - без четкой классовой дефиниции последних. (На самом деле текущий российский режим заинтересован был не в разъяснении - а наоборот, в запутывании объяснения происходящего, в неприятии участниками борьбы за Народные республики классовой модели мира и т.д.) Что и привело к фактическому угасанию того порыва, что возник в 2014 году - причем, по мере гибели (неизбежной) тех, кого "подняла История" это угасание ускорялось.
Впрочем, в данном случае это уже совершенно иная тема. Тут же важнее то, что описанная выше ситуация прекрасно показала, что никакие "привычные", обыденные представления о социальной динамике - дескать, "нет сейчас таких фанатиков, как Павел Кочагин или Василий Иванович Чапаев" - не могут считаться верными. Потому, что история - она имеет свои закономерности, которые очень часто кардинально отличаются от "привычных нам норм".
P.S. Кстати, на этом фоне и большевиками - которых пока нет - так же все гораздо интереснее, нежели кажется. И с меньшевиками, кстати, тоже...
|
</> |