К итогам «телочкогейта»
novayagazeta — 29.03.2015
Скандал вокруг публикаций «Медузы» — хороший знак для общества.

Портал «Медуза» выпустил материал о том, как не быть сексистом в
России. Очевидно, они обнаружили тренд — о проблеме гендерной
дискриминации действительно начали говорить. Заметить тренд
удалось, а вот почуять его и оседлать — нет. Вместо действительно
важных проблем (насилие физическое и сексуальное, «стеклянный
потолок» в карьере, разница в зарплатах и так далее, и полное
отсутствие интереса к этим вопросам у большинства мужчин) материал
освещал вопросы этикета: кто за кого платит в кафе и как подавать
пальто. Кроме того, на выходе, при репосте «ВКонтакте» и «Твиттере»
(но не в Facebook, что примечательно) текст был снабжен
комментарием:
Для пособия по борьбе с дискриминацией — не лучшая преамбула:
чтобы понять это, достаточно вместо женщин подставить в статью
какую-нибудь национальность, а в комментарий — ее пренебрежительное
название. Это заметили многие, в интернете началась интенсивная
дискуссия. Которая стала еще более бурной, когда я написала колонку на «Кольте» о связи между
положением женщины в культуре и ее положением в обществе и,
главное, о замшелом подходе к вопросу у тех, кто считает себя
носителями либеральных и, можно сказать, европейских ценностей —
например, тех же либеральных СМИ. Статью, по поводу которой многие,
в том числе и редактор «Медузы», высказались как о невнятной, —
прочитало более 170 000 человек. Как и ситуация с рубашкой
астрофизика до этого, статья стала поводом для многих показать свое
истинное лицо и, что еще более важно, — дала возможность остальным
это лицо увидеть. Через пару дней боев «Медуза» извинилась в своем
Twitter, но война продолжилась.
Либеральные деятели проходились по стилю статьи и говорили, что мне
стоило бы сосредоточиться на более важных проблемах — вроде того же
насилия над женщинами (они вдруг вспомнили об этих проблемах, когда
вышла моя статья). Блогер Антон Носик разродился аж двумя постами,
где говорил о глупости автора колонки и последовательно разъяснял
разницу между сексизмом и антисемитизмом на примере давно и миллион
раз обговоренных армии и пенсионного возраста. Кириллу Рогову было
просто скучно, а Роман Лейбов оказался лучшим знатоком проблемы
гендерного неравенства, чем гламурная и поверхностная (по его
выражению) я.
Многие опасались введения феминистской цензуры, хотя совершенно
непонятно (на самом деле понятно), почему говорить «телочки» — это
проявление свободы слова, а высказываться по этому поводу
критически — наоборот, цензура. Сравнивали колонку с действиями
террористов, расстрелявших французских карикатуристов, опасаясь,
опять же, за свободу слова. Все усиленно делали вид, что дело
именно в этом, ведь они же либералы. И поэтому самым честным
оказался совсем не либеральный журналист Максим Кононенко, который
высказался так: «Вот что я вам скажу, телочки. Феминизм ваш
омерзителен. Гадок. Мы не хотим [цензура] феминисток. Мы хотим
[цензура] телочек». Женщины, которыми можно по-всякому
пользоваться, а они в ответ будут либо молчать, либо говорить то,
что нравится собеседнику, — такие женщины нравятся большинству, и
такими нас хотят сохранить все эти люди.
Однако феминисткам неинтересно, что именно хочет с
ними делать Максим Кононенко, и они не верят в
искренность Романа Лейбова. То, что обсуждение вылилось далеко за
пределы Facebook и перешло на радио и телевидение, показало:
женщины перестают молчать. Слова поддержки и благодарности мне
присылали и в комментарии, и в личные сообщения — их было
действительно много. Женщины начинают высказываться самостоятельно.
Даже если они говорили о том, что их устраивает слово «телочка», —
они делали это сами, от первого лица. Да, Гусман на «Эхе»
продолжает рассказывать анекдоты про домашнее насилие и сам над
ними смеяться, а «Медуза» пытается троллить новыми постами. Но
дискуссия, которую сложно было представить пару лет назад,
началась. Процесс запустился, а это значит, что
когда-нибудь у женщин придется спрашивать про
все, что их касается, — про положение дел в стране,
про законы, связанные с абортами, про понятие «домашнее насилие» и,
главное, придется перестать принимать их «нет» за «да». И я рада,
что стала участницей этого процесса.
Белла РАПОПОРТ,
специально для «Новой»
|
|
</> |
Меню для новогоднего корпоратива: как угодить всем сотрудникам
Эпизодическое
1971: Дон Маклин выпустил второй альбом "AmerIcan Pie"
Доброе Утро! Сегодня 19 октября
Синдром Малыша 60+
Купянск
Осень 77 в Калининграде
Вареники с капустой и грибами на День Испанского Мира
Новочеркасск. От центра к заводу НЭВЗ,

