Жизнь в стиле укиё - 20 (финал сезона)
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Естественно, даже в период Эдо далеко не все ниппонцы были готовы тратить свой досуг на то, чтобы часами следить за чайными церемониями, составлять букеты или заниматься физическими упражнениями. Большинству их них хотелось разнообразить досуг всяческими играми - как интеллектуальными (кому позволял интеллект), так и попросту азартными. И, конечно же, богатая ниппонская культура предоставляла им для этого массу самых разных вариантов...
![Жизнь в стиле укиё - 20 (финал сезона) Жизнь в стиле укиё - 20 (финал сезона)](/images/main/jizn-v-stile-ukie-20-final-sezona-14bdc8.jpg?from=https://cs7.pikabu.ru/post_img/big/2018/05/12/9/152613903517347177.png)
Традиционный набор для игры в го
Самая древняя и до сих пор наиболее любимая ниппонцами настольная игра - го (точнее, и-го). Заимствована она из Китая и Кореи (и до сих пор там популярна - большинство фанатов этой игры живет там, Ниппон - только третий по численности) и внешне очень проста. Доска, расчерченная линиями на квадраты (19 на 19 линий - классический вариант, есть и "легкие - 13 на 13, 11 на 11 и 9 на 9), на которую в места пересечения линий игроки по очереди ставят "камни" (шершавые фишки в форме чечевицы) своего цвета (черного или белого). Цель игры - окружить фишку соперника со всех четырех сторон, чтобы снять ее. Побеждает тот, у кого к концу партии (как в шахматах - сдаются обычно задолго до закрытия всей доски, ибо "мастер понимает, что проиграл") останется на доске больше фишек.
Естественно, ниппонцы обставили игру в го многочисленными ритуалами и вариантами. При кажущейся простоте она - одна из самых сложных из-за многовариантности ходов, и вплоть до последнего времени (2015 год) компьютер не мог обыграть лучших мастеров - намного дольше, чем в шахматы. Существует система рангов игроков, от новичка до великого мастера (9 данов), со своими нормативами, а также много разных титулов для победителей различного уровня соревнований (ниппонцы не гонятся за званием абсолютного чемпиона, им важнее, чтобы мастера "не теряли лицо" в случае проигрыша) - самых престижных и уважаемых семь, и держать все одновременно не удавалось никому вплоть до 2016 года. Естественно, наиболее продвинутые фанаты всегда рассматривали го не просто как игру, а еще и как искусство, а также как великую науку стратегии и выживания... Обычные дзэнские заморочки.
![Жизнь в стиле укиё - 20 (финал сезона) Жизнь в стиле укиё - 20 (финал сезона)](/images/main/jizn-v-stile-ukie-20-final-sezona-ebe668.jpg?from=https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5c/Shogi_board_pieces_and_komadai.jpg/1200px-Shogi_board_pieces_and_komadai.jpg)
Доска и комплект фигур для сёги
Впрочем, "чисто про стратегию" у ниппонцев есть другая настольная игра - сёги ("игра полководцев", однокоренное со словом сёгун - "ниппонские шахматы"). На доске 9 на 9 квадратов располагаются два комплекта по 20 фигур - кстати, одного цвета, ибо отличаются тем, что фишки каждого игрока направлены "стрелкой" в сторону соперника. Императорский полководец, летающая колесница, угловой ходок, золотой полководец, серебряный полководец, деревянный конь (осадное орудие), ароматная колесница (или копье) и пехотинец - каждая из этих фигур стремиться слопать фишки противника и достичь трех последних линий на противоположной стороне - зоны превращения, где каждая фигура переворачивается и приобретает "более сильные" характеристики.
Особенность сёги (и отличие ее от шахмат традиционных) - съеденные вражеские фигуры можно выставлять на поле и использовать как свои. Но победа определяется также - когда императорский полководец противника получает угрозу быть съеденым следующим ходом и не может ее избежать (мат). Также партия может завершиться техническим поражением, если игрок сделал кинтэ - неправильный ход, а соперник это заметил и объявил (а если не заметил, а следующим ходом положение исправлено - "это можно", вот такие ниппонцы хитрожопые). В эпоху Эдо появился титул мэйдзин сёги (кстати, как и мэйдзин го) - "великий мастер", титул был пожизненным (раз его выигравший оставался с ним до смерти), а один из его обладателей был при дворе сёгуна специальным сёгидокоро ("министр сёги [и го]"), который и занимался организацией турниров, присвоением рангов, назначал государственные субсидии наиболее выдающимся школам и, собственно, учил самого сёгуна играть в го и сёги...
![Жизнь в стиле укиё - 20 (финал сезона) Жизнь в стиле укиё - 20 (финал сезона)](/images/main/jizn-v-stile-ukie-20-final-sezona-bc5264.jpg?from=https://japanese-school-asahi.com/wp-content/uploads/2017/02/img_0377.jpg)
Фишки для ставок, кости, чашка и "сгребок" - инструментарий для тё-хан бакути
Понятное дело, что го и сёги - игры интеллектуальные, для любящих думать и считать. Простолюдины же играли в "чо попроще, и на деньги". Именно в период Эдо рацвела мода на тё-хан бакути - вариант игры в кости. Крупье (правая рука его обнажена - негде прятать подставные кости) трясет кости-кубики (две штуки) в непрозрачной чашке, ставит ее на пол дном вверх, и игроки делают ставки (купленные тут же фишки) на два варианта - тё или хан (чет или нечет), после чего чашку снимают и смотрят выпавшее число. Ставки проигравших уходят крупье, победители получают выигрыш (но процент крупье тоже платят). Процесс многократно показан в ниппонском развлекательном кино (например, в "Сато Ити", для неучей - "Затойчи" с Такеси Китано). Именно бакути стала любимым занятием ниппонской мафии якудза (об этом я подробно писал в предыдущих сериях) - они устраивали подпольные игорные дома и "держали" весь этот азартный бизнес.
Дргой разновидностью азартных игр стали завезенные в XVI веке португальцами карты - карута (простое звукоподражание). Точнее, тэнсё карута - игра колодой из четырех мастей по 12 карт (жезлы, шпаги, монеты и кубки - колода Таро). Ниппонцам они так полюбились, что те придумали несколько собственных национальных вариантов (особенно после того, как "гайдзинские" карты были запрещены из-за закрытия Ниппона) - например, сун карута, колодой из 75 карт пяти мастей. Или наиболее популярный вариант - ханафуда (ханагарута), в который играют колодой из 48 карт 12 мастей (по четыре карты - деревья и цветы, соответствующие каждому из 12 месяцев). Игр великое множество, как и в привычных нам картах - надо подсчитывать очки (каждая карта имеет свое значение), или комбинации карт, и т.п.
|
</> |