Жизнь в стиле укиё - 19

Ниппонцы эпохи Эдо были

Материально-технический аспект будо разделялся на отдельные техники владения разными видами оружия дзюцу ("искусство, навык", другое название бугэй - "исскуства воинов") - кэндзюцу (ака кэндо - владение мечом), содзюцу (владение копьем), кюдо (искусство стрельбы из лука) и пр., вплоть до дзюдзюцу ("мягкое искусство", навык рукопашного боя, в устах неучей и "упертых антиполивановцев" - джиу-джитсу). Занимались совершенствованием этих навыков правильные самураи всю жизнь в особых местах, называемых додзё - буддийское слово, обозначавшее место для медитации, приобретшее значения "место для тренировок" и "определенной школы (рю) такого-то мастера некоего дзюцу". Постепенно это превратилось в своего рода индустрию, производившую огромное количество инвентаря - например, бамбуковые или деревянные мечи для тренировок. А содержание додзё для многих самураев-ронинов стало еще и прибыльным бизнесом за счет учеников, оплачивающих "курсы бойца".
Изучать "свой путь" было делом добровольным, но каждый самурай обязан был овладеть "технологическим минимумом" - для этого в ханах (система управления владениями даймё) существовали школы кэйко-дзё, где учили кэндо, кюдо, содзюцу, владению фитильным и кремневым огнестрельным оружием, верховой езде и основам тактики и стратегии. А многие "секретные техники" передавались в семьях, от отца к сыновьям, и были предметом "наследственной тайны" - например, в династии Ягю, представители которой занимали наследственную должность учителей фехтования сёгунов. И только на самом закате сёгуната, в 1856 году, в Эдо была основана кобусё - военная школа, где преподавали "западные науки", типа стрельбы из современного оружия и пушек, плавания и "принципов ведения войны от гайдзинов".

Зал для занятий в типичном додзё
Еще одним приличным для благородного человека путем был кандо - "путь поэзии". Специальные трактаты объясняли, как именно надо писать стихи, какие есть жанры и формы (подробности см. в предыдущей серии). Самым известным был "Кокин дзэндзю" ("Толкование Кокин[вака]сю") разбиравший стихосложение на примерах из самой популярной антологии вака. Это искусство считалось жутко тайным - легенда гласила, что в конце XVI века существовал только один экземпляр "Кокин дзэндзю" у даймё Хосокавы Фудзитаки, и враги даже сняли осаду с его замка, чтобы такое сокровище не погибло при штурме. Еще одним очень любимым ниппонцами искусством был сёдо - "путь каллиграфии". Красиво и по правилам нарисованные иероглифы - до сих пор самое распространенное и любимое украшение ниппонских жилищ.
"Эксклюзивно ниппонским" стал тядо (ака садо - "путь чая"), он же сукидо ("путь любителей [чая]") и тя-но ю ("горячая вода для чая"). Сперва в Ниппоне заимствованный из Китая чай употребляли буддийские монахи для поддержания сил в длительных медитациях, в монастырях же его приготовление и употребление обросло сложными ритуалами. Появился обычай устраивать тотя - "чайные бои", специальные дегустации, на которых истинные знатоки угадывали "настоящий чай" хонтя (выращиваемый возле Киото) среди образцов "ложного чая" хинтя. Затем эти состязания превратились в красочные и длительные турниры - тя-авасэ. Постепенно тядо становится роскошным и ярким атрибутом дворов крупных дайме (все трое великих "собирателей Ниппона", Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу, были "фанатами чайного пути"). Настолько, что даже появляется "системная оппозиция", устраивавшая состязания без показной роскоши, с "простыми" керамическими чашками и в каких-то хибарах - вабитя ("простой чай"). Окончательно "отделал и забронзовел" тядо великий мастер конца XVI века Сэн-но Рикю, определивший "железные правила" церемонии и набор обязательных аксессуаров и атрибутов.

Сэн-но Рикю (кликабельно)
Самостоятельными "путями" стали также кодо ("путь благовоний" - искусство создания ароматов с помощью сжигания разных сортов древесины) и, конечно же, икэбана - искусство составления букетов. Последнее развилось на почве всё того же буддизма, из церемоний подношения цветов божествам, и делилось на две школы (третья возникла только в ХХ веке):
- Икэнобо - самая старая, придерживавшаяся строгих архаичных стилей Сёка и Рикка;
- Охара - практикующая стиль морибана, когда растения ставят в низкие вазы и используют специальные наколки-заколки кэндзан.
|
</> |