![](/media/images/top/preview/s015-radikal-ru-i331-1209-57-49ef53a6458e.jpg)
"Желание обладать диковиной"
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
«Надо же как-то жить эту жизнь»
Начало по тэгу «разбор полётов» в ru_psiholog
Дух захватывает и теряется способность «слово молвить», при встрече с неожиданно-пугающим событием или чарующе-красивым зрелищем. Устные люди видят красивое в нерукотворном: в пейзаже, в том, что создано природой, было, есть и будет.
Обладать пейзажем, как обладать миром, и обладать необъятной красотой и длительностью, которая превышает человеческую жизнь, одному человеку невозможно. Пейзажем никто не владеет, он принадлежит «всем», удивление красотой окружающего мира «общее» переживание. А хочется «отдельного» обладания чем-то непонятным или изумительным. Так появляется желание обладать редкостями. Так появляется коллекционер. Так появляется меценат, покровительствующий искусствам.
Среди серых и неприметных камней редкость – камень цветной или камень прозрачный. Обладатель редкостей демонстрирует их другим людям, примеры:
Описывая головной убор казачек в ХVIII ст., А. И. Ригельман говорит: «По большей части старшинские и богатых казаков жены носят с черкесского обычая собольи и круглые шапки с унизанным каменьем и жемчугом, а у маломощных в узор золотом и серебром расшитым, или из какой парчи, материи или бархата, плоским верхом; вдовы же носят их без всякого украшения, только чёрные».
«На голове носят с висящими по щекам чикиликами, то есть лопастьми жемчужными и поверх оных высокие кички с сороками, на подобие большой треугольной лопаты, вышитой спереди золотом, серебром и шелками в узор, а иные унизаны дорогими каменьями и жемчугом с накрытием белым тонким шальником, то есть кисейною или флеровою фатою с распущенными сзади концами». «У простых и небогатых в верхних станицах жены носят с двумя рожнами посредственные и малые кички с сороками ж, шитые шелками и красной бумажной пряжей».
Конец цитаты.
Не берусь утверждать, что вопрос ««Какого рожна тебе ещё надо?» впервые прозвучал в супружеском конфликте и предыстория его – в желании обладать диковинным головным убором и похвастаться им перед соседками. Однако диковины приходилось добывать, читаем:
«Девичий головной убор: чаще всего лента (челоух), украшенная бисерной поднизью, жемчугом, бисером, вышивкой, повязывалась вокруг головы. Челоух сходен со скуфьею и делался обыкновенно из красного бархата, унизанного жемчугом и усаженного драгоценными каменьями. На краях челоуха, который просто накладывался на голову, была особенного вида нашивка из золотых цепочек и иногда из мелкой монеты. Его часто покрывали обыкновенным шёлковым, а иногда бумажным платком — таркичем.
В праздники носили собольи шапки с четырехугольным бархатным верхом, вышитые жемчугом, алмазами и яхонтами. Из-под шапки, как и в старину, свешивались чикилики.
Замужние женщины носили на голове повойники, бывшие на вате, из дорогой парчи и около семи вершков вышиною. К верху они постепенно суживались и утверждались на голове особенным платком, к коему прикалывались цветы или страусовые перья».
Полностью здесь http://www.zimovaya.ru/statji/kazachjya-odezhda-9.html
Вершок это 4,45 см, семь вершков это 31 см. Разложите перед собой треугольник ткани в треть метра высотой и сверху – ювелирные украшения, что в вашей собственности, подаренные мужем жемчуга, алмазы и яхонты : ) Представьте, что в праздник видитесь во дворе с женщинами своего многоэтажного дома, и у каждой на голове – разноцветье драгоценных камней, других поглядеть и себя показать. Если кто не знает, я́хонт — одно из устаревших названий красного и синего ювелирных минералов корундов. Соответственно красным яхонтом называли рубин, а «яхонтом лазоревым» или синим — сапфир. "Яхонтовый мой" устойчивое выражение, ассоциативно связанное с рубинами и сапфирами. Чем дарил, то и слышал, надо полагать :)
Это головной убор «победнее»
И.П. Аргунов Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме, 1784
Это головной убор «побогаче»
К.Е. Маковский Свадебный боярский пир в XVII веке, 1883
Для сравнения, западноевропейские короны:
Фотографии взяты из поста
Желание обладать редкой вещью, при виде которой удивление окружающих гарантировано, позволяет купцам вести торговлю: покупать втридёшева в одном месте и продавать это в другом втридорога. Нет ничего слаще для визуальномедийного человека, чем заявить «А у меня есть (название девайса)!» И нет ничего слаще для устного человека, что ответить «Да у нас у всех этого добра (название девайса) полно!»
|
</> |