ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК ЭНГР. РИВЬЕРЫ
nikonova_alina — 22.11.2023Часть 3. Мадемуазель Каролина
Точно неизвестно, сколько лет было мадемуазель Ривьер, юной Каролине, когда Энгр начал работу над ее портретом. Исследователи указывают возраст от 13 до 16 лет. В настоящее время наиболее вероятным считается максимальный вариант – 16 лет. Но вот тот факт, что картина была написана в последний год жизни девушки, и что вскоре после того, как Энгр закончил портрет, Каролина умерла, к сожалению, подтвержден документально. Более того, картину очень часто рассматривают именно под этим углом, тщательно выискивая в энгровской работе намеки на последующую трагедию (девочка, скорее всего умерла от какой-то болезни, но смерть в таком юном возрасте всегда трагедия).
Портрет Каролины действительно принципиально отличается от портретов ее родителей. Во-первых, фигура девушки помещена на пейзажном фоне, а во-вторых, героиня изображена стоящей (поколенно), а не сидящей. Вероятно, такая поза позволила художнику наиболее убедительно передать ее расцветающую юную женственность, которую героиня сама еще не вполне осознает.
Фон портрета, откровенно отсылающий зрителя к ренессансным традициям, представляет собой безмятежный весенний пейзаж. Хотя на картине видны довольно конкретные детали: церковь с колокольней слева и какое-то строение с крепостными стенами справа, а также зеленеющие рощи и сиреневатые холмы на горизонте, скорее всего художник не ставил себе целью изобразить реальные окрестности Парижа. Пейзаж выполнен в нежных голубовато-зеленоватых тонах, и его свежесть и прозрачность подчеркивает юность модели и ее невинность. Фон не прорисован глубоко, он строится на использовании «плоских горизонтальных ярусов, на фоне которых фигура вырисовывается особенно четко, подобно барельефу».
Девушка тщательно и модно одета как будто для первого выхода в свет (этакая французская Наташа Ростова). На ней белое платье-шмиз, из достаточно плотного шелка с рукавами-фонариками, его неглубокий вырез отделан полупрозрачным муслином. Наряд дополняют желтые перчатки, закрывающие локоть, и роскошная белое песцовое или горностаевое боа. Единственное украшение – тонкий золотой пояс под лифом платья. Прическа Каролины также модная – гладко уложенные волосы, расчесанные на пробор и скрепленные сзади гребнями и заколками, которые зрителю не видны. Это называлось à la grecque. Еще более стильным считался тот вариант, как на портрете ее матери, когда лицо обрамляли завитые локоны, которым старательно придавался естественный вид.
Энгр, судя по всему, сосредоточился на передаче характера и внутреннего мира модели, для чего ему и понадобился пейзаж, но при этом как это часто бывало в его портретах, несколько отошел от анатомической точности в изображении лица и фигуры героини. В частности, и шея девушки, и ее нос кажутся чересчур удлиненными.
Каролина немного неуклюжа и нерешительна, но при этом открыта миру, который представляется ей местом интересным и доброжелательным, и с любопытством смотрит на зрителя. Она может считаться истинным воплощением юности, чистой и наивной, устремленной в будущее, и безмятежной в своем незнании жизненных трудностей и опасностей.
На Салоне 1806 года портрет Каролины Ривьер, также как и портрет ее матери, был принят довольно неоднозначно. Критику вызвала так называемая «готичность» работы, излишняя с точки зрения тогдашнего искусства точность и четкость линий, которая придала портрету сходство с работами Яна ван Эйка и других фламандских мастеров эпохи Северного Возрождения, которые как раз в то время были открыты заново. Энгра откровенно упрекали в подражании им. А некоторые зрители почему-то усмотрели нечто неприличное в изгибе мехового боа и в том, как оно сочетается с очертаниями фигуры под платьем.
Современные исследователи подчас упрекают Энгра чуть ли не в педофилии, отмечая, что он пишет совсем юную девочку как объект сексуальных желаний, акцентируя внимание на уже вполне чувственных формах ее тела, угадывающихся под платьем, и на пухлых губах. Эффект дополняют плавно изгибающиеся, почти змеиные линии перчаток и боа.
Сам Энгр никогда не видел все три портрета Ривьеров вместе после Салона 1806 года. Много лет спустя он попытался найти и соединить их для выставки 1855 года, но поскольку к тому времени все модели уже ушли из жизни (Каролина умерла в 1806 году, Филибер в 1816 году, а Сабина в 1848 году), то он так и не смог выяснить их местонахождение. Позднее обнаружилось, что все картины никуда не пропадали, а все время находились в парижской коллекции Поля Ривьера, единственного представителя семейства, которого Энгр не писал. В конечном итоге они были переданы в распоряжение Французской Республики наследниками Ривьера, но это случилось 1870 году, через три года после смерти самого Энгра.