ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК ЭНГР. РИВЬЕРЫ
nikonova_alina — 20.11.2023Часть 1. Месье Филибер
Молодым талантам всегда было трудно пробиваться. Особенно в искусстве, где традиционно присутствует бешеная конкуренция, да еще и давят авторитеты мэтров. Поэтому, если начинающему художнику посчастливится получить настоящий заказ, то он всегда старается выложиться максимально, продемонстрировать заказчику все грани своего дарования и широту профессиональной подготовки.
Жан Огюст Доминик Энгр окончил Высшую школу изящных искусств в Париже (он занимался в мастерской Жака Луи Давида) еще в 1801 году. После этого он поучаствовал в конкурсе на Римскую премию, и вполне успешно. За картину «Послы Агамемнона у Ахилла» он получил право отправиться на четыре года в Рим за государственный счет. Впрочем, в стране ситуация была непростая, и выплата гранта задержалась на целых пять лет. А пока Энгр получил небольшую стипендию и приятный бонус в виде бесплатной студии в монастыре капуцинок, реквизированном во время революции.
Но несмотря на всеобщее одобрение, которое его первые картины получили в Салоне, поначалу никаких заказов он не получал, и был вынужден рисовать автопортреты или портреты своих знакомых и родственников бесплатно. И только в 1805 году он получил свой первый настоящий большой заказ на целую серию семейных портретов.
Заказчиком был месье Филибер Ривьер де л`Иль, чиновник высокого уровня, юрист императорского двора при Наполеоне. Он пожелал, чтобы Энгр выполнил отдельные портреты его самого, его супруги и дочери. Известно, что у Ривьера был еще и сын Поль, но его портрет почему-то заказан не был, что до сих пор повергает в недоумение всех исследователей. Судя по всему, заказчик, впечатленный портретом Наполеона, который Энгр выполнил в 1804 году (знаменитый и весьма неоднозначно принятый критиками «Бонапарт, первый консул»), предоставил молодому художнику полную свободу, и именно поэтому все три портрета получились абсолютно разными по замыслу, стилю и композиции.
Ривьеры жили в пригороде Парижа, в Сен-Жермен-ан-Ле, и художнику приходилось ездить туда на сеансы. За время, проведенное в их гостеприимном доме, он подружился с хозяевами, проникся уважением к месье Ривьеру и восхищался его супругой и дочерью. Юную Каролину он называл не иначе как «восхитительная дочь».
Самым традиционным в серии можно считать портрет главы семейства. Филибер Ривьер изображен наиболее официально. Он сидит в рабочем кабинете в роскошном, богато украшенном кресле, в непринужденной позе. Рядом с ним стол, задрапированный красным бархатом, на котором размещены документы, связанные с его работой, и дорогие книги с золочеными корешками. Его рука заложена за планку фрака, что однозначно отсылает к типичной позе Наполеона. На другой руке, пальцы которой обхватывают львиную голову, украшающую ручку кресла, два кольца – тонкое золотое, видимо обручальное (но почему-то на мизинце), и эффектный перстень-печатка с античной геммой.
Энгр всегда уделял огромное внимание рукам своих моделей В данном случае он изображает холеную белую руку человека, которому безусловно посчастливилось не знать в жизни никаких проблем, уверенного в себе, удачливого, пользующегося благосклонностью сильных мира сего. Не случайно его рука машинально поглаживает золоченую львиную голову ручки кресла. Лев — это традиционный символ силы и власти.
Ривьер смотрит на зрителя с любезной улыбкой, но в его взгляде можно увидеть и откровенное превосходство. Он знает себе цену, и предстает перед зрителем этаким вторым Наполеоном.
Картина выполнена в сдержанной гамме, тона зеленого фона (неужели это те самые модные обои, зеленый цвет которых получался при активном использовании мышьяка?), красной обивки кресла и перекликающейся с ней красной бархатной скатерти сознательно приглушены. Самым светлым пятном являются белоснежный шейный платок и белые панталоны месье Ривьера.
Надо признать, что Филибер Ривьер получился у Энгра человеком весьма обаятельным, но за внешней привлекательностью явно читается сильный и даже, возможно, жёсткий характер.
P.S. Мне он напомнил Колина Фёрта в роли мистера Дарси в каноническом сериале «Гордость и предубеждение» 1995 года
Продолжение следует…