ДЖОРДЖ ГЕНРИ БОУТОН. НА ИСХОДЕ МЕДОВОГО МЕСЯЦА. 1878


Часть 1.
«Джек женился на Агнессе, и они были счастливы по крайней мере три недели». Эту фразу из старого советского научно-фантастического романа я воспроизвела по памяти. В книге, где я ее прочла, речь шла о далеком будущем, где полеты на другие планеты и всевозможные технические чудеса были обыденной реальностью, а вот отношения между людьми нисколько не изменились. Эту фразу произнесла одна из героинь книги, обнаружившая, что ее брак далек от желаемого идеала. И на мой взгляд, она идеально подходит к картине Джорджа Генри Боутона, которую в разных переводах называют «На исходе медового месяца», «Конец медового месяца» или «Медовый месяц заканчивается». Впрочем, все эти варианты на мой взгляд вполне адекватно передают аутентичное название картины «The Waning Honeymoon».

Джордж Генри Боутон родился в Англии в семье фермера в 1833 году, но, когда ему было два года, родители увезли его в Америку. Он вырос в городе Олбани, штат Нью-Йорк. Каким образом мальчик из такой, совершенно простой, семьи стал художником, точно неизвестно. Видимо нашлись в городе Олбани люди, которые заметили талант подростка и помогли ему с обучением. Но в справочниках утверждается, что Боутон был художником-самоучкой, на которого оказали влияние художники «Школы реки Гудзон».
«Школа реки Гудзон» - это условное название группы американских художников пейзажистов, основателем которой считается Томас Коул, который осенью 1825 года впервые приехал на реку Гудзон в Вест-Пойнт и создал там первое натурное изображение ландшафта. Художники гудзонской школы работали в русле романтизма и создавали весьма эмоциональные изображения нетронутой природы американского континента.

Боутон тоже начал как пейзажист и в возрасте 19 лет уже имел собственную мастерскую в Олбани. Судя по всему, его дела шли вполне удачно, если менее, чем за год, 19-летний художник-самоучка смог заработать достаточно денег, чтобы отправиться на полгода в образовательную поездку на свои историческую родину в Англию. Затем он несколько лет перемещался между Америкой, где с успехом выставлял и продавал свои работы, и Парижем, где оттачивал мастерство, занимаясь в студиях Пьера Эдуарда Фрера и Эдварда Харрисона Мэя, поскольку в какой-то момент начал очень отчетливо осознавать пробелы в своих знаниях и навыках. Наконец, он счел, что может завершить обучение и снова уехал в Англию.

В 1861 году он открыл свою мастерскую в Лондоне и с того момента уже постоянно работал в Англии, совершая лишь короткие поездки за пределы Метрополии. В это же время он переквалифицировался из пейзажистов в мастера исторического и бытового жанра. Причем, в Англии большой популярностью пользовались его картины на сюжеты из ранней американской истории, типа «Колонисты-пуритане в Новой Англии, идущие в церковь через лес зимой» или «Возвращение «Мэйфлауэра»».

А вот в Америке, связи с которой он не потерял, а только укрепил, постоянно отправляя на выставки в Штаты свои новые картины и иллюстрируя книги американских писателей, большим успехом пользовались его жанровые картины из старинной английской жизни, например, «Паломники отправляются в Кентербери». Картину «На исходе медового месяца» тоже вполне можно отнести к сюжетам из старинной английской жизни, поскольку действие в ней происходит во период Регентства.

Эпоха Регентства в Англии – это период с 1811 по 1820 гг. (или вообще первая треть 19 века), когда страной правил принц-регент Георг, в будущем король Георг IV, по причине недееспособности его отца Георга III (у него было какое-то психическое расстройство, которое современные специалисты не могут определить однозначно; в настоящее время принята версия, что его проблемы были связаны с порфирией), который формально оставался королем до своей смерти.
Это время, на которое отложила неизгладимый отпечаток личность принца-регента, отличавшегося весьма разгульным и весёлым образом жизни, до наших дней является излюбленным историческим фоном для литераторов и художников. Кроме того, это было время, когда творила Джейн Остин. Так что и в наше время период Регентства продолжает вдохновлять на творчество не только писателей и художников, но также и кинематографистов.

В эпоху Регентства особо ценились элегантность и остроумие, и появился особый тип молодых людей – денди, родоначальником которых считается Красавчик Браммел. И в то же время это было начало эпохи грандиозных свершений, когда Англия стала превращается в лидера не только в мировой политике и экономике, но и в образе и стиле жизни.
Боутон писал свою картину в 1878 году, и его, судя по всему, менее всего волновали глобальные политические сдвиги эпохи Регентства. Его картина вполне могла бы служить иллюстрацией к какому-то из романов Джейн Остин (возможно, к тому, который она не успела написать, уйдя из жизни слишком рано).
Продолжение следует…