АЗБУКА ИКОНОГРАФИИ: ИГРЫ

топ 100 блогов nikonova_alina14.11.2023
Питер Брейгель Старший. Детские игры. 1560
Питер Брейгель Старший. Детские игры. 1560

        Игра и игрушки - дело серьезное. Через игру с различными предметами, имитирующими реальные, дети познают окружающий мир и учатся правильно с ним взаимодействовать. Взрослые же, играя, не только снимают стресс или тренируют логическое мышление, но подчас находят лазейку для того, чтобы заглянуть в будущее или пообщаться с высшими силами. Поэтому не удивительно, что предметы, предназначенные для детских или взрослых игр, часто появляются в произведениях изобразительного искусства и имеют свои символические значения.

Карты игральные

Лука Лейденский. Игра в карты. 1515
Лука Лейденский. Игра в карты. 1515

        Считается, что игральные карты появились в Европе примерно в 14 веке, когда в документах и городских хрониках разных европейских стран упоминается о запрете на карточные игры, а изобрели их в Китае примерно в 9 веке н.э. Есть мнение, что первую в Европе колоду игровых карт нарисовал в 1392 году Жакмен Грингоннер, художник-миниатюрист (или по другой версии шут) французского короля Карла VI. Она предназначалась для того, чтобы развлечь короля, когда у него случались приступы психической болезни.

        Также существует популярная версия, что карты в Европу привезли с Востока тамплиеры, или даже они сами их и изобрели, зашифровав в незамысловатых картинках какие-то свои тайные знания и секреты Ордена.

Игральные карты 17 в. Франция.
Игральные карты 17 в. Франция.

        В Европе считалось, что каждая фигура в колоде представляет определенного исторического персонажа. Например, королем червей был Карл Великий, а королем треф – Александр Македонский. Различные символические трактовки имели и масти карт. В одном варианте считалось, что они могут соответствовать четырем основным классам феодального общества, представляя военных (пики), духовенство (черви), купечество (бубны), крестьянство (трефы). Для того, чтобы обойти церковные запреты на игру, карточным мастям могла приписываться и христианская символика. В этом случае трефы обозначали крест, на котором был распят Иисус, пики – копье Лонгина, черви – губку на трости, с помощь которой Иисусу дали воды, бубны – гвоздь, с помощь которых прибивали к Распятию руки и ноги Иисуса.

Мастер графини Уорик (?). Портрет Эдварда Виндзора и его семьи. 1568
Мастер графини Уорик (?). Портрет Эдварда Виндзора и его семьи. 1568

        К середине 16 века карты появляются на портретах знатных персон, несмотря на официальное негативное отношение к карточным играм. Например, на портрете Эдварда Виндзора и его семьи 1568 года, написанном художником, известным как Мастер графини Уорик, двое старших сыновей Виндзора играют в шахматы, а двое младших – в карты, что создает определенный конфликт, как бы разделяя детей на два конкурирующих лагеря.

Геркулес на распутье. Копия Франсуа Буше с картины Паоло Веронезе
Геркулес на распутье. Копия Франсуа Буше с картины Паоло Веронезе

        В живописи игра в карты однозначно имела негативный смысл. Она считалась признаком праздной натуры, а карты стали символизировать порок. В аллегориях они являлись атрибутом персонифицированного Порока, как, например, в картине Паоло Веронезе (копия Буше) «Геркулес на распутье», где женская фигура, представляющая Порок, держит в руке колоду карт.

Иос ван Кресбек. Караульня с солдатами, играющими в карты
Иос ван Кресбек. Караульня с солдатами, играющими в карты
Жорж де Ла Тур, Шулер с бубновым тузом. 1636-38,
Жорж де Ла Тур, Шулер с бубновым тузом. 1636-38,

        В европейском, а особенно в голландском искусстве 17 века изображения карт и карточной игры встречаются часто, они символизируют ошибочную жизненную цель и грешную жизнь, связанную с поиском удовольствий, тем более, что в таких сюжетах часто изображается нечестная игра и шулера-мошенники.

Орест Кипренский. Гадалка со свечой. 1830
Орест Кипренский. Гадалка со свечой. 1830

        С начала 17 века в  живописи получают распространение сюжеты, связанные с карточным гаданием, что усугубляет негативное символическое значение карт, как предмета, связанного  с ложью и обманом, поскольку в качестве гадалок чаще всего выступают цыганки, символизирующие порок и ложные цели, а их клиентами оказываются наивные молодые люди, которых оказывается легко заманить в криминальные сети.

Павел Федотов. Игроки. 1852
Павел Федотов. Игроки. 1852

         В искусстве 19 века игральные карты в искусстве могут иметь и более глубокое символическое значение, обозначая Судьбу, Рок или же Фортуну, как, например, в последнее работе Павла Федотова «Игроки» (1852). Карточная игра для человека этого времени является аналогом логичного устройства человеческой жизни и одновременно аналогом Рока и Хаоса, который невозможно предугадать и предотвратить, а сами карты – неким мистическим предметом, выводящим игрока за рамки привычной обыденной жизни, и при этом по воле случая либо возносящие его на райские вершины, либо повергающие в адское пекло.

Зинаида Серебрякова. Карточный домик. 1919
Зинаида Серебрякова. Карточный домик. 1919

        Иногда на картина можно встретить изображение карт, которые дети складывают в форме карточного домика. Карточный домик в этом случае является символом быстротечности беззаботного детства, а также хрупкости и неустойчивости человеческого бытия и окружающего мира. В частности, в таком качестве этот образ использовала в своей работе «Карточный домик» (1918) Зинаида Серебрякова. Она писала эту картину в самый трагический период ее жизни, когда на революционные потрясения наложилась и семейная трагедия, связанная со скоропостижной смертью ее мужа.

Кости игральные

Игра в Кости. Роспись в Помпеях. 1 в.
Игра в Кости. Роспись в Помпеях. 1 в.

        Древнейшие игральные кости были найдены при раскопках на территории Ирана и датировались примерно 5200 гг. до н.э., причем метки на их гранях ничем не отличались от современных. В Древней Греции полагали, что игру в кости изобрел герой Паламед, чтобы развлечь скучающих солдат в время осады Трои. Правила этой игры, также, как и сами кости, нисколько не изменились за время ее бытования. Участник игры бросают два шестигранных игровых кубика со скругленными углами, сделанные из обточенных костей животных, дерева или какого-либо другого материала, вплоть до драгоценных металлов и камней для тех, кто может это себе позволить, или современной пластмассы, и подсчитывают очки на выпавших гранях. Выигрывает тот, кто получит больше очков за определенное число бросков.

Предметы для игры в кости
Предметы для игры в кости

        При всей простоте эта игра была не только весьма азартной, но также и имела более глубокий смысл. Появление игры в кости связывают с гаданием на костях животных, практиковавшимся еще в глубокой древности, поэтому количество очков, выпавших игроку считалось знаком волеизъявления богов, а сама игра поначалу считалась ритуальным действом и лишь позднее стала светским развлечением.

Уильям Блейк. Воины метают жребий об одежде Христа. 1800
Уильям Блейк. Воины метают жребий об одежде Христа. 1800

        В христианстве к игре в кости относились негативно, так как кости считались одним из символов Страстей Господних, поскольку воины, распявшие Иисуса поделили его одежды на четыре части, а хитон решили разыграть, бросив кости. Кроме того вплоть до середины 18 века кости продолжали использоваться для гадания, что не поощрялось Церковью, поскольку в этом случае человек отказывался от данной ему Господом свободы воли и ответственности за свою судьбу, вверяя жизнь случайному жребию.

Джузеппе Мария Креспи. Игроки в кости. 1740-е гг.
Джузеппе Мария Креспи. Игроки в кости. 1740-е гг.

        Игра в кости как популярное развлечение присутствует в изобразительном искусстве, начиная с Раннего Средневековья. В светском искусстве кости могут символизировать переменную удачу и порочный азарт, а также случайное везение.

Шахматы

Либерале да Верона. Игра в шахматы. 1475
Либерале да Верона. Игра в шахматы. 1475

        Шахматы – это целый мир, как считают любители и поклонники этой древней игры. Это - военное сражение, рыцарский турнир, проводящийся по строгим правилам, это - наука, это - искусство, это - спорт, это - целый мир, состоящий всего из 64 четырех клеток игровой доски и 32 фигур, имеющий своих адептов, зрителей и фанатов. В традиционном смысле шахматы считаются символом мощного интеллекта и развитого стратегического мышления, а также метафорическим изображением Вселенной и человеческой судьбы.

        Шахматным фигурам также приписывались особые символические значения, соотносящиеся с их первоначальными позициями в игре и возможностями перемещения на доске. Король считался обозначением мудрости, стабильности и лидерства, ферзь (королева) символизировал женскую силу, плодородие и материнство, слон – духовную сторону жизни, веру и мораль, конь – отвагу и благородство, ладья – стабильность и защиту.

Бозоргмехр овладевает игрой в шахматы. Иллюстрация к поэме «Шахнаме». Персидская миниатюра 14 века
Бозоргмехр овладевает игрой в шахматы. Иллюстрация к поэме «Шахнаме». Персидская миниатюра 14 века

        Игра в шахматы, как считается, была изобретена в Индии примерно в 6 в. н.э., и оттуда через арабские страны в 9-10 вв. попала в Европу. Ее классические правила сложились к 15 веку, а популярность прекрасно отражают многочисленные живописные работы, герои которых увлеченно занимаются этой игрой. Причем очень часто художники со знанием дела представляют позиции фигур на шахматной доске, так что специалисты без труда доигрывают эти партии и определяют победителя.

Никколо ди Пьетро. Визит Понтициана к Святым Августину и Алипию. 1413-15
Никколо ди Пьетро. Визит Понтициана к Святым Августину и Алипию. 1413-15

        Первые «шахматные» изображения относятся к началу 13 века и представляют как религиозных, так и светских персонажей, увлеченно занятых игрой. Например, в работе Никколо ди Пьетро в шахматы играют святой Августин и его друг святой Алипий, тогда как их общий знакомый Понтициан читает вслух фрагменты из Священного писания. В данном случае игра в шахматы как светское развлечение противопоставляется гораздо более высокодуховному занятию – чтению Библии.

Альбертус Пиктор. Смерть, играющая в шахматы. 1480
Альбертус Пиктор. Смерть, играющая в шахматы. 1480
Шахматисты. Витраж. Франция. 1450
Шахматисты. Витраж. Франция. 1450

        Также шахматы могли символизировать борьбу добродетели, представленной белыми фигурами, с грехом, который олицетворяли фигуры черные. В светских композициях и аллегориях эта игра могла ассоциироваться с любовью, которая часто воспринималась как противоборство мужчины и женщины. Иногда в этом случае шахматы считались символом распущенности и греховности, тем более, что в некоторых случаях художники могли намекать на адюльтер.

Алессандро Варотари. (Падованино). Марс и Венера играют в шахматы. 1630—1640
Алессандро Варотари. (Падованино). Марс и Венера играют в шахматы. 1630—1640

        Но в некоторых случаях трактовка шахматного поединка межу мужчиной и женщиной могда быть более оригинальной. Например, на картине Алессандро Варотари (Падованино) «Марс и Венера играют в шахматы» (1630-40), художник перевел в плоскость интеллектуальной иглы типичный сюжет, символический смысл которого заключался в аллегорическом противопоставлении войны и любви. По его версии в этой игре однозначно побеждает любовь, которую, естественно, олицетворяет Венера.

Фрэнсис Котс. Портрет Уильяма Эрла Уэлби, из Дентона, Линкольншир, и его первой жены, Пенелопы, играющих в шахматы на фоне занавеса. 1769
Фрэнсис Котс. Портрет Уильяма Эрла Уэлби, из Дентона, Линкольншир, и его первой жены, Пенелопы, играющих в шахматы на фоне занавеса. 1769

        А на картине Фрэнсиса Котса «Портрет Уильяма Эрла Уэлби из Дентона в Линкольншире, и его первой жены Пенелопы, играющих в шахматы на фоне занавеса», супруги-шахматисты достигли паритета в своей партии, так что на доске остались лишь две короля, черный и белый, что, вероятно, по замыслу художника должно обозначать равенство и вечную гармонию в их семейной жизни.

        Также шахматные фигуры могли символизировать разные сословия, а шахматная доска – человеческую жизнь, где чередуется хорошее и плохое, подобно черным и белым клеткам.

Реми-Фюрси Дескарсен. Портрет доктора де С., играющего в шахматы со Смертью. 1793
Реми-Фюрси Дескарсен. Портрет доктора де С., играющего в шахматы со Смертью. 1793

         Популярна тема в живописи – игра в шахматы со Смертью либо с Дьяволом, где ставкой служит человеческая жизнь или душа. В конце 18 века эта тема получила неожиданное развитие, когда одним из игроков на картине Реми-Фюрси Дескарсена «Портрет доктора де С., играющего в шахматы со Смертью», 1793, оказался врач, выигравший сражение на шахматной доске либо за самого себя, либо за своего пациента.

Фридрих Август Мориц Ретч. Шахматисты. 1830-е
Фридрих Август Мориц Ретч. Шахматисты. 1830-е

        В 19 веке очень популярна была картина на туже тему Фридриха Авгуса Мориса Ретча «Шахматисты» 1830 года, где изображена партия между дьяволом и юношей в присутствии ангела-хранителя молодого человека, озабоченного плохим положением фигур у его подопечного.

Любен Божен (?). Натюрморт с шахматной доской. 1630 (?)
Любен Божен (?). Натюрморт с шахматной доской. 1630 (?)

        В натюрмортах 17 века шахматы могли иметь и однозначно негативную символику, обозначая пустое времяпрепровождение, либо мир земной в противоположность миру духовному, так как игра представляет собой противостояние черного и белого.

Иоганн Эрдман Хуммель. Партия в шахматы во дворце Фосс в Берлине. 1818—1819 (?)
Иоганн Эрдман Хуммель. Партия в шахматы во дворце Фосс в Берлине. 1818—1819 (?)
Эдвард Харрисон Мэй Младший. Леди Хау ставит мат Бенджамину Франклину. 1867
Эдвард Харрисон Мэй Младший. Леди Хау ставит мат Бенджамину Франклину. 1867

        Начиная с 18 века, шахматы становятся символом интеллектуального светского развлечения и часто появляются как фон в самых разных сюжетах, связанных с противостоянием различных точек зрения.

Григорий Мясоедов. Сам с собою, или Игра в шахматы. 1907
Григорий Мясоедов. Сам с собою, или Игра в шахматы. 1907


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
На расширенной 45-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, проходящей в Эр-Рияде, в список включен находящийся на территории Турции древний город Гордион - столица Фригии. Гордиев узел - это отсюда Наряду с Гордионом список объектов Всемирного наследия в Турции пополнился ...
18:10 30.04.2017 О, есть вероятность что в РФ снова будут АРки. Taurus анонсировал начало производства. Source. Выкатили их под конвент НРА. Ценник относительно божеский (хотя для РФ - традиционно умножайте на 3). The Fix from Q - вот эту винтовку на Шот Шоу весьма ...
МаРиНа вывесила фотку Мне наплевать на тех, кто уходит из моей жизни. Я найду замену каждому. Зато тех, кто остался, я люблю больше жизни.     Как же это трудно говорить человеку о чувствах, когда не уверен во взаимности.     А время.. время не лечит. Оно просто ...
В омофоре справа королева Бутана, а слева японская принцесса Мако, внучка императора ...