ВИКТОРИНА МЕРАН, ХУДОЖНИЦА
nikonova_alina — 13.11.2023
Часть 2.
Трудно сказать однозначно, почему Викторина Меран вообще приняла решение сама заняться живописью. Но очевидно, что для нее не прошли даром те годы, которые она провела в кругу художников. Похоже, что ее перестал удовлетворять статус натурщицы, и ей захотелось стать равной с теми, кто ее писал.
Итак, с 1875 года она начала брать уроки живописи в знаменитой Академии Жюлиана в мастерской художника Этьена Леруа. И, оказалось, что она действительно талантлива. Ее картины даже охотно принимали в Салон. В 1876 году она представила там свой автопортрет, а в 1879 году картину «Нюрнбергская горожанка в XVI веке», а в 1885 году – «Вербное воскресение». Забавно, что в 1876 году картины Мане Салон отверг, и ему пришлось организовать собственную выставку в своей мастерской, а в 1879 году ее картину повесили в один зал с работами Мане.
Викторина участвовала в шести Салонах, в последний раз – в 1904 году. А в 1903 году она вступила в Общество французских художников, получив тем самым официальное признание своих художественных заслуг. При этом до 1890-х годов она продолжала позировать, только не Мане, который к тому времени уже умер, а Норберу Генетту, более известному как художник-иллюстратор, и Тулуз-Лотреку.
Но в это время у нее начались проблемы с алкоголем, возможно, связанные с её романом с ещё одной моделью Мари Пеллегри. Впрочем, эта история известна лишь из автобиографического романа «Воспоминания о моей умершей жизни» (1906) друга Мане ирландского писателя Джорджа Мура. От него же исходит информация о том, что в те годы Викторина, которую якобы знали под прозвищем La Glu (липучка), предпочитала отношения с женщинами, попрошайничала в кафе и барах, а потом завела себе обезьянку и как «la vielle au singe» (старуха с обезьяной), одетая в лохмотья, играла на улице на гитаре и просила подаяние. Но, вероятно, отчасти все эти истории были лишь плодом воображения писателя.
Скорее всего на самом деле Викторина некоторое время она жила со своей матерью в Аньер-сюр-Сен, а в 1898 году познакомилась с некоей Мари Дюфур. Видимо у них действительно был роман. Позднее, уже в 1906 году вместе с партнёршей Викторина переехала в парижский пригород Коломб. Тогда ей уже было за шестьдесят лет.
Подруги (любовницы) купили там дом, которым владели совместно. Там они прожили около двадцати лет. Викторина зарабатывала уроками музыки и продолжала рисовать, но практически полностью переключилась на композиции в жанре анимализма, а точнее рисовала портреты домашних животных на заказ. В свои восемьдесят лет она продолжала называть себя художницей, что было зафиксировано в переписи населения того времени.
Викторина Меран умерла 17 марта 1927 года, в весьма почтенном возрасте. Ей было 83 года. Ее подруга пережила ее всего на три года и ушла из жизни в 1930 году.
После смерти Мари Дюфур все их имущество было уничтожено. Уже в 1990-х годах их бывшие соседи, также уже очень пожилые, вспоминали, что последние вещи из дома Викторины Меран, в том числе скрипку и футляр от нее, кто-то из наследников сжег на костре.
Работ, безусловно принадлежащих кисти Викторины Меран, почти не сохранилось. Большинство её полотен и рисунков считаются сегодня утерянными, однако в 2004 одна из самых известных ее картин, «Вербное воскресение», была найдена и атрибутирована. Сейчас она находится в историческом музее Коломба. Там же находится и еще одна сохранившаяся картина Меран «Le Briquet» (название можно перевести как «огниво» или «зажигалка», возможно это было прозвище мальчика, изображенного на полотне).
Такая вот жизнь…
P.S. Честно говоря, я не думаю, что большая часть творческого наследия Викторины Меран погибла в костре, разожженном дебильными родственниками ее или ее подруги. Она много работала на заказ, по крайней мере в последние годы жизни, а значит ее картины должны были находиться у покупателей. Конечно, по трем работам, которые можно найти в интернете, невозможно практически ничего сказать о ее стиле, но судя по всему, у нее была довольно мягкая манера письма, которую можно легко перепутать с некоторыми работами Ренуара или того же Мане. Видимо, она была очень неплохой портретисткой. Так что малоизвестные картины очень известных художников с неоднозначной атрибуцией вполне могут оказаться принадлежащими кисти их куда менее именитой современницы.
Разновидности и особенности металлопроката
Когда в научном обороте и историческом каноне появились Русь и русский народ
Военная быль № 4
Декабрь в Коголето, вспоминая Японию
Классический поп
Российские традиции
В траншее...
Добрая трапеза
Четыре из ларца, одинаковых с рыльца...

