ЖАН-БАТИСТ ГРЁЗ И ПРОФЕССОР МОРИАРТИ: ПРОБЛЕМА ВЫБОРА И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА
nikonova_alina — 03.01.2023Часть 1.
Один из самых значительных эпизодов в расследованиях Шерлока Холмса, связанных с произведением искусства, относится к роману «Долина страха». В самом начале повествования Холмс беседует с инспектором Мак-Дональдом о профессоре Мориарти. Молодой инспектор, совершенно очарованный масштабом личности профессора, с которым он встретился по наущению Холмса, весьма наивно описывает картину, которую он видел в кабинете Мориарти: «…молодая дама оперла голову на ладони и смотрит на вас искоса…» (или в другом переводе: «…на ней изображена голова девушки, вполоборота…» - «…a young woman with her head on her hands, peeping at you sideways…")
Молодой инспектор не смог сказать о картине больше ничего толкового, но Холмс, разумеется, знал, что это произведение принадлежит кисти известного французского художника 18 века Жана-Батиста Грёза.
Почему-то принято думать, что картина, украшавшая апартаменты профессора Мориарти – это вариант достаточно известного полотна Жана-Батиста Грёза, традиционно именуемое «Невинность» или «Девушка с ягненком», написанный в 1790 году (первая версия хранится в лондонском собрании Уоллеса). В 1865 на аукционе Портале он был продан за сто тысяч двести франков (примерно четыре тысячи фунтов) Ван Крику, художественному агенту, представлявшему интересы нескольких коллекционеров. После этого примерно на полвека картина пропала из виду, появившись только в 1918 году как собственность некоей виконтессы де Кюрель. Владелица собиралась продать полотно, была проведена экспертиза, но «Невинность» признали подделкой. Она снова исчезла до 1951 года, когда так называемую «копию де Кюрель» купил коллекционер по фамилии Лигенхок. В настоящее время ее местонахождение неизвестно, равно как остается открытым и вопрос о подлинности полотна.
Однако, несмотря на то, что в романе упоминается название полотна, описание, которое дал картине инспектор Мак-Дональд, не имеет ничего общего с грёзовской «Невинностью» 1790-го года. Маловероятно, что даже такой неискушенный в сфере живописи человек, каким был молодой инспектор, мог бы описать девушку, которая смотрит на зрителя прямо, как девушку, которая смотрит искоса. А самое главное, что инспектор не заметил ягненка, которого героиня обнимает обеими руками, а вовсе не опирает на них свою склоненную голову. Этот пасторальный агнец, равно как и девица, является важным действующим лицом всей композиции, собирая ее воедино а, главное, символизируя пресловутую невинность, которую было бы сложно предположить в особе, столь небрежно и даже фривольно одетой, и бросающей на зрителя такие откровенно томные взгляды.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Мориарти повесил у себя в кабинете какое-то другое полотно Грёза, возможно, также именуемое «Невинность». Подобных изображений в творческом багаже художника было в избытке, искусствоведы даже выделяют так называемых «девушек Грёза» в отдельный раздел его творчества.
Две последних картины из представленных выше почти точно соответствует описанию инспектора Мак-Дональда. Единственной неточностью является то, что девушки в обоих случаях не опирают голову на ладони, а, скорее, просто держат руки с ладонями, сложенными как будто для молитвы, возле лица. Впрочем, средняя из этих картин хорошо известна искусствоведам. Она называется «Девушка со сложенными руками», была написана в 1780 году и в настоящее время хранится в музее Фабр в Монпелье. В музей она попала в 1836 году от коллекционера Антуана Валедо, и с того времени постоянно находилась в составе музейного собрания.
А вот история второго подобного полотна практически неизвестна. Девушки, изображенные на обоих, очень похожи, поэтому можно предположить, что вторая картина могла быть вариантом «Девушки» из музея Фабр, либо парной к ней.
Несмотря на то, что исследователи не слишком доверяют описанию картины, данному инспектором, можно предположить, что молодой полицейский все-таки был человеком достаточно профессионально наблюдательным и умел облекать свои наблюдения в слова. В противном случае Холмс просто не стал бы доверять ему и включать в сложнейшее расследование. Так что, скорее всего на картине действительно не было ни ягненка, ни птички или собачки, которые довольно часто сопровождают женские модели Грёза, а поза героини была именно такой, как описал инспектор.
Вообще-то в данном случае наибольший интерес представляет не конкретное название полотна, купленного зловещим профессором на деньги, добытые преступным путем, возможно, чтобы хотя бы отчасти легализовать преступные доходы, а сам выбор художника и картины, сделанный, видимо, Мориарти лично (иначе, зачем было вешать картину в своем кабинете и постоянно натыкаться на нее взглядом).
Жан-Батист Грёз (1725 – 1805) был довольно типичным представителем французской живописи эпохи Просвещения. Он считался авторитетным жанристом и портретистом, академиком, был весьма плодовит, отличался превосходным рисунком, но был довольно посредственным колористом и отвратительно владел композицией. Он фактически пережил свое время, утратив былую славу после революции 1789 года, и умер в эпоху наполеоновских походов в полном забвении на руках у преданной дочери (именно так, как он сам любил изображать подобные драматические сцены на своих картинах).
В свое время картины Грёза приглянулись Екатерине Великой, которая высоко оценила их воспитательную составляющую, отчего в Эрмитаже хранится штук пятнадцать его полотен (в том числе и заказных портретов), и еще несколько есть в Пушкинском в Москве. Возможно, если посмотреть каталоги провинциальных российских музеев, то получится отыскать еще с десяток его работ, которые в свое время под революционные лозунги перекочевали из частных коллекций под музейные своды.
Впрочем, у нас и в советское время к Грёзу относились довольно снисходительно, поскольку он писал иногда портреты служанок или крестьянок, хотя и слишком чистеньких и нарядных, но все-таки это были изображения представительниц эксплуатируемого класса. Назидательные постулаты, декларируемые в полотнах Грёза в прямолинейно-повествовательной форме, также были близки русской ментальности. Грёз прославлял девичью чистоту и невинность, сыновнюю почтительность, строгий родительский контроль в семье, умеренную бытовую религиозность, преемственность традиций, скромность и трудолюбие.
Сейчас искусствоведы оценивают творчество Грёза достаточно скептически. Разумеется, никто не умаляет достоинств его отдельных произведений, особенно детских и женских портретов, таких, как «Белая шляпка» или «Портрет Софи Арну». А вот галерея однообразных полуодетых девиц с томными и двусмысленно-сладострастными взглядами, которые тем не менее, согласно авторскому замыслу, должны символизировать Невинность и Непорочность либо Отчаяние по Причине их Потери, вызывают сейчас только циничные усмешки, также как и топорно выполненные многофигурные композиции на тему правильного и неправильного воспитания детей преимущественно в семьях представителей третьего сословия.
Продолжение следует...