ЖАН-БАТИСТ ГРЁЗ И ПРОФЕССОР МОРИАРТИ: ПРОБЛЕМА ВЫБОРА И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА

топ 100 блогов nikonova_alina03.01.2023
ЖАН-БАТИСТ ГРЁЗ И ПРОФЕССОР МОРИАРТИ: ПРОБЛЕМА ВЫБОРА И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА

Часть 1.

        Один из самых значительных эпизодов в расследованиях Шерлока Холмса, связанных с произведением искусства, относится к роману «Долина страха». В самом начале повествования Холмс беседует с инспектором Мак-Дональдом о профессоре Мориарти. Молодой инспектор, совершенно очарованный масштабом личности профессора, с которым он встретился по наущению Холмса, весьма наивно описывает картину, которую он видел в кабинете Мориарти: «…молодая дама оперла голову на ладони и смотрит на вас искоса…» (или в другом переводе: «…на ней изображена голова девушки, вполоборота…» - «…a young woman with her head on her hands, peeping at you sideways…")

Молодой инспектор не смог сказать о картине больше ничего толкового, но Холмс, разумеется, знал, что это произведение принадлежит кисти известного французского художника 18 века Жана-Батиста Грёза.

Жан Батист Грез. Невинность. 1790
Жан Батист Грез. Невинность. 1790

        Почему-то принято думать, что картина, украшавшая апартаменты профессора Мориарти – это вариант достаточно известного полотна Жана-Батиста Грёза, традиционно именуемое «Невинность» или «Девушка с ягненком», написанный в 1790 году (первая версия хранится в лондонском собрании Уоллеса). В 1865 на аукционе Портале он был продан за сто тысяч двести франков (примерно четыре тысячи фунтов) Ван Крику, художественному агенту, представлявшему интересы нескольких коллекционеров. После этого примерно на полвека картина пропала из виду, появившись только в 1918 году как собственность некоей виконтессы де Кюрель. Владелица собиралась продать полотно, была проведена экспертиза, но «Невинность» признали подделкой. Она снова исчезла до 1951 года, когда так называемую «копию де Кюрель» купил коллекционер по фамилии Лигенхок. В настоящее время ее местонахождение неизвестно, равно как остается открытым и вопрос о подлинности полотна.

        Однако, несмотря на то, что в романе упоминается название полотна, описание, которое дал картине инспектор Мак-Дональд, не имеет ничего общего с грёзовской «Невинностью» 1790-го года. Маловероятно, что даже такой неискушенный в сфере живописи человек, каким был молодой инспектор, мог бы описать девушку, которая смотрит на зрителя прямо, как девушку, которая смотрит искоса. А самое главное, что инспектор не заметил ягненка, которого героиня обнимает обеими руками, а вовсе не опирает на них свою склоненную голову. Этот пасторальный агнец, равно как и девица, является важным действующим лицом всей композиции, собирая ее воедино а, главное, символизируя пресловутую невинность, которую было бы сложно предположить в особе, столь небрежно и даже фривольно одетой, и бросающей на зрителя такие откровенно томные взгляды.

        Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Мориарти повесил у себя в кабинете какое-то другое полотно Грёза, возможно, также именуемое «Невинность». Подобных изображений в творческом багаже художника было в избытке, искусствоведы даже выделяют так называемых «девушек Грёза» в отдельный раздел его творчества.

Жан Батист Грёз. Девушка, пишущая письмо
Жан Батист Грёз. Девушка, пишущая письмо
Жан Батист Грёз. Девушка со сложенными руками. 1780
Жан Батист Грёз. Девушка со сложенными руками. 1780
Жан Батист Грёз. Девушка со сложенными руками
Жан Батист Грёз. Девушка со сложенными руками

        Две последних картины из представленных выше почти точно соответствует описанию инспектора Мак-Дональда. Единственной неточностью является то, что девушки в обоих случаях не опирают голову на ладони, а, скорее, просто держат руки с ладонями, сложенными как будто для молитвы, возле лица. Впрочем, средняя из этих картин хорошо известна искусствоведам. Она называется «Девушка со сложенными руками», была написана в 1780 году и в настоящее время хранится в музее Фабр в Монпелье. В музей она попала в 1836 году от коллекционера Антуана Валедо, и с того времени постоянно находилась в составе музейного собрания.

        А вот история второго подобного полотна практически неизвестна. Девушки, изображенные на обоих, очень похожи, поэтому можно предположить, что вторая картина могла быть вариантом «Девушки» из музея Фабр, либо парной к ней.

        Несмотря на то, что исследователи не слишком доверяют описанию картины, данному инспектором, можно предположить, что молодой полицейский все-таки был человеком достаточно профессионально наблюдательным и умел облекать свои наблюдения в слова. В противном случае Холмс просто не стал бы доверять ему и включать в сложнейшее расследование. Так что, скорее всего на картине действительно не было ни ягненка, ни птички или собачки, которые довольно часто сопровождают женские модели Грёза, а поза героини была именно такой, как описал инспектор.

        Вообще-то в данном случае наибольший интерес представляет не конкретное название полотна, купленного зловещим профессором на деньги, добытые преступным путем, возможно, чтобы хотя бы отчасти легализовать преступные доходы, а сам выбор художника и картины, сделанный, видимо, Мориарти лично (иначе, зачем было вешать картину в своем кабинете и постоянно натыкаться на нее взглядом).

Жан Батист Грёз. Автопортрет. 1769
Жан Батист Грёз. Автопортрет. 1769

        Жан-Батист Грёз (1725 – 1805) был довольно типичным представителем французской живописи эпохи Просвещения. Он считался авторитетным жанристом и портретистом, академиком, был весьма плодовит, отличался превосходным рисунком, но был довольно посредственным колористом и отвратительно владел композицией. Он фактически пережил свое время, утратив былую славу после революции 1789 года, и умер в эпоху наполеоновских походов в полном забвении на руках у преданной дочери (именно так, как он сам любил изображать подобные драматические сцены на своих картинах).

Жан Батист Грёз. Балованное дитя. нач. 1760-х гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Жан Батист Грёз. Балованное дитя. нач. 1760-х гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

        В свое время картины Грёза приглянулись Екатерине Великой, которая высоко оценила их воспитательную составляющую, отчего в Эрмитаже хранится штук пятнадцать его полотен (в том числе и заказных портретов), и еще несколько есть в Пушкинском в Москве. Возможно, если посмотреть каталоги провинциальных российских музеев, то получится отыскать еще с десяток его работ, которые в свое время под революционные лозунги перекочевали из частных коллекций под музейные своды.

Жан Батист Грез. Голова девушки в чепчике. 1760-е гг.
Жан Батист Грез. Голова девушки в чепчике. 1760-е гг.

        Впрочем, у нас и в советское время к Грёзу относились довольно снисходительно, поскольку он писал иногда портреты служанок или крестьянок, хотя и слишком чистеньких и нарядных, но все-таки это были изображения представительниц эксплуатируемого класса. Назидательные постулаты, декларируемые в полотнах Грёза в прямолинейно-повествовательной форме, также были близки русской ментальности. Грёз прославлял девичью чистоту и невинность, сыновнюю почтительность, строгий родительский контроль в семье, умеренную бытовую религиозность,  преемственность традиций, скромность и трудолюбие.

Жан Батист Гр1ёз. Белая шляпка. ок.1780
Жан Батист Гр1ёз. Белая шляпка. ок.1780

        Сейчас искусствоведы оценивают творчество Грёза достаточно скептически. Разумеется, никто не умаляет достоинств его отдельных произведений, особенно детских и женских портретов, таких, как «Белая шляпка» или «Портрет Софи Арну». А вот галерея однообразных полуодетых девиц с томными и двусмысленно-сладострастными взглядами, которые тем не менее, согласно авторскому замыслу, должны символизировать Невинность и Непорочность либо Отчаяние по Причине их Потери, вызывают сейчас только циничные усмешки, также как и топорно выполненные многофигурные композиции на тему правильного и неправильного воспитания детей преимущественно в семьях представителей третьего сословия.

Продолжение следует...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг 21 сентября объявил о начале масштабных перестановок в кабинете министров. Глава правительства назначил министром культуры страны 29-летнюю мусульманку Хадию Тайик. Женщина стала самым молодым ...
 В СССР стоимость электроэнергии для рядовых потребителей была выше, чем для производства. Это как раз понятно - обслужить одного крупного потребителя дешевле, чем тысячу мелких. Да и оплата вовремя , чего не скажешь о народе. Но вот пришёл капитализм, где приватизиторы сразу ...
Дорогие друзья, администрация ЖЖ, модераторы, руководство СУПа, представители Роскомнадзора, и уважаемое блогерское сообщество. Второй день в информационном пространстве, в особенности на блог-платформе ЖЖ продолжается открытое глумление над погибшими в катастрофе 25 декабря людьми, ...
Глянул чокак с конкурсом.   Вопрос к членам жюри. Мы чокак фото не самострельно-зеркальное допускать будем или таки строго придерживаемся правил?   ЗЫ: просьба донести до участниц конкурса - ВНИМАТЕЛЬНО читать какие фото принимаются. ...
Дочь сегодня сделала нас бабушкой и дедушкой. Родила сына, а нам внука. В 6 утра. Вроде ждали сего момента, но в голове каша, в душе смятение) Трудно пока осознать сей факт. эх. Накатить от души хочется. И таки накачу ...