МИХАИЛ НЕСТЕРОВ. СВЯТАЯ РУСЬ. 1901-05
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![ÐиÑ
аил ÐеÑÑеÑов. СвÑÑÐ°Ñ Ð ÑÑÑ. 1901-05 ÐиÑ
аил ÐеÑÑеÑов. СвÑÑÐ°Ñ Ð ÑÑÑ. 1901-05](/images/main/mihail-nesterov-svyataya-rus-1901-05-0864fd.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3614575/3614575_1000.jpg)
Часть 1.
Художник находит основную тему своего творчества, собственную интонацию и, в конечном итоге, личный художественный стиль, руководствуясь самыми разными мотивами: любовью к определенным жанрам и сюжетам, способностями к конкретными техническим решениям, прагматическими соображениями, в конце концов. Но вот у Михаила Нестерова в этом отношении был свой собственный уникальный путь, основанный по большей части на личных душевных переживаниях. Главная тема его творчества, - религиозный опыт русского народа, его духовные поиски, воплощенные в национальной культурной традиции, - появилась из личной трагедии художника.
![ÐиÑ
аил ÐеÑÑеÑов. ÐоÑÑÑÐµÑ ÐаÑии ÐаÑÑÑновÑкой. 1886 ÐиÑ
аил ÐеÑÑеÑов. ÐоÑÑÑÐµÑ ÐаÑии ÐаÑÑÑновÑкой. 1886](/images/main/mihail-nesterov-svyataya-rus-1901-05-803784.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3615122/3615122_original.jpg)
Нестеров был учеником Перова, и поначалу работал во русле вполне традиционной жанровой и портретной живописи, демонстрируя в своих ранних работах достаточно приличную профессиональную подготовку, но при этом почти полное отсутствие чего-то индивидуального. А потом у него случила трагедия. Его молодая жена, Мария Мартыновская, умерла от осложнений после родов. Дочь, которую супруги заранее решили назвать Ольгой, к счастью, выжила.
Михаил винил себя в случившемся несчастье. Он постоянно размышлял о том, что этот брак случился вопреки воле его родителей, которые не дали на него своего благословения (они полагали, что Михаил и его возлюбленная слишком молоды для брака, и к тому же он не имеет стабильного дохода, чтобы содержать семью). И вот – такой итог.
![ÐиÑ
аил ÐеÑÑеÑов. Ð¥ÑиÑÑова невеÑÑа. 1887 ÐиÑ
аил ÐеÑÑеÑов. Ð¥ÑиÑÑова невеÑÑа. 1887](/images/main/mihail-nesterov-svyataya-rus-1901-05-027f5e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3615302/3615302_540.jpg)
Его боль немного прошла, когда спустя некоторое время он написал по памяти портрет Марии в образе молодой женщины, готовящейся к постригу. Впоследствии Нестеров несколько раз повторял этот сюжет, словно продолжая изживать свою боль.
А потом началась его дружба с участниками Мамонтовского кружка, дискуссии на философско-религиозные темы, путешествия по России, работа по росписи и реставрации храмов и, наконец, «Пустынник», его первая значительная картина, которая заставила говорить о нем всю Россию.
На протяжении почти 10 лет в течение 1890-х годов Нестеров готовился к тому, чтобы создать картину, которая стала бы результатом всех его размышлений и изысканий, и подвела итог всей его напряжённой работы. Название картины было определено заранее – «Святая Русь».
![ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ Ðванов. Явление Ð¥ÑиÑÑа наÑÐ¾Ð´Ñ (Явление ÐеÑÑÑии). 1837â1857 ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ Ðванов. Явление Ð¥ÑиÑÑа наÑÐ¾Ð´Ñ (Явление ÐеÑÑÑии). 1837â1857](/images/main/mihail-nesterov-svyataya-rus-1901-05-ff3ad2.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3615674/3615674_800.jpg)
Замысел «Святой Руси» как «большой», знаковой и итоговой картины, безусловно, восходит к «Явлению Христа народу» Александра Иванова, который был для Нестерова высшим и недосягаемым образцом как в творчестве, так и в жизни. По сути, тема «Святой Руси» — это и есть тема «Явления Христа народу» Иванова, раскрытая русским православным художником следующего поколения с учетом реалий новой предреволюционной эпохи. Нестеров как будто пытается противопоставить реальной России, в которой на рубеже 19-20 вв. жили самые разные люди: идейные революционеры, жаждущие радикально изменить мир, прагматичные коммерсанты, ученые, своими открытиями создающие технический прогресс со всеми его чудесами, художники, ищущие универсальный язык искусства, - образ почти мифической праведной Руси, Русь странников и богомольцев, нищих и страдальцев, монахов и святых.
![Ðван ÐлÑин (1883-1954) в 1901 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ðван ÐлÑин (1883-1954) в 1901 годÑ](/images/main/mihail-nesterov-svyataya-rus-1901-05-5c9f08.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3615865/3615865_original.jpg)
Концептуально идею Нестерова о «Святой Руси» позднее выразил в своих трудах философ Иван Ильин, духовно очень близкий художнику:
«…Русь именуется „святою“ не потому, что в других странах нет святости; это не гордыня наша и не самопревознесение <...>. Русь именуется „святою“ и не потому, что в ней „нет“ греха и порока; или что в ней, все“ люди — святые <...>, но потому, что в ней живет глубокая, никогда не истощающаяся, а, по греховности людской, и не утоляющаяся жажда праведности, мечта приблизиться к ней, душевно приклониться перед ней, художественно отождествиться с ней, стать хотя бы слабым отблеском ее <...>. А в этой жажде праведности человек прав и свят <...>. Когда мы говорим о „Святой Руси“, то не для того, чтобы закрыть себе глаза на эти пределы человеческого естества и наивно и горделиво идеализировать свой народ; но для того, чтобы утвердить, что рядом с несвятой Русью (и даже в той же самой душе!) всегда стояла и Святая Русь, молитвенно домогавшаяся ко Господу и достигавшая его лицезрения <...>».
Первый эскиз картины Нестеров выполнил в 1900 году, окончательный вариант был завершен в 1905, а публике картине впервые была показана в 1907 году. В какой-то мере сейчас это представляется весьма символичным, поскольку этапы работы над картиной совпадают с ключевыми датами начала 20 века в России – рубеж столетий, а затем русско-японская война и первая русская революция 1905 года. Некоторые исследователи усматривают в этих совпадениях даже нечто пророческое.
Нестеров и сам писал о том, что придает «Святой Руси» исключительное значение:
«…Я усердно работаю этюды к моей будущей картине, к картине, где я надеюсь подвести итоги моих лучших помыслов, лучшей части самого себя… Картина сложная во всех отношениях, после нее хоть и на покой — все главное будет сказано…»
В 1901 году Михаил Нестеров отправился в путешествие по русскому Северу, причем его целью было посещение Соловецкого монастыря. В поездке его сопровождал художник Чирков (Нестеров в своих «Воспоминаниях» не уточняет имя своего спутника, но вероятнее всего это был Александр Иннокентьевич Чирков, автор картин «Лед тронулся» и «Мокрые вороны»), многообещающий пейзажист, который, к сожалению, не смог реализовать свой потенциал, поскольку спился. Правда в этой поездке Чирков в основном фотографировал.
Художники приехали в Архангельск, оттуда на пароходе «Святой Николай» мест с толпой богомольцев доплыли до Соловков, причем изо всей этой поездке по Северной Двине Нестерову больше всего запомнился красавец-капитан, который был монахом и уверенно и властно управлял судном, «глядя острым глазом из-под скуфьи».
![ÐиÑ
аил ÐеÑÑеÑов. Соловки. 1917 ÐиÑ
аил ÐеÑÑеÑов. Соловки. 1917](/images/main/mihail-nesterov-svyataya-rus-1901-05-6146be.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3616120/3616120_800.jpg)
На Соловках Нестерова и его спутника встретила компания их знакомых художников во главе с Дмитрием Стеллецким, которые помогли им устроиться в гостинице рядом с пристанью. Оттуда Нестеров и начал совершать короткие или длинные вылазки по разным достопримечательностям острова и ездить по более отдаленным скитам. К мольберту же художник становился вечером, часов с 10-11 и часто работал до 3 часов ночи. В своих воспоминаниях Нестеров так писал о своей работе во время этой поездки:
«…Писал я больше по ночам. Тишина, сидишь, бывало, один-одинешенек, и только чайки время от времени, просыпаясь, пронизывают воздух гортанными своими возгласами и вновь дремлют, уткнув головки в крылья…»
На Соловках Нестеров параллельно подбирал моделей и натуру не только для «Святой Руси», но и для нескольких других работ. Это были картины «Мечтатели (Белая ночь на Соловецком)», «Лисичка», «Душа народа», "Молчание", "Тихая жизнь", "Обитель Соловецкая", "Соловки", а также многочисленные зарисовки из жизни обители.
Сам он так говорил об этих местах:
«Не бойтесь Соловков, там Христос близко...»
Продолжение следует...