"вдруг остался кто... помнит"
d_v_sokolov — 07.05.2025
В книге воспоминаний М.С. Горбачева "Жизнь и реформы" есть
рассуждения и размышления о Гражданской войне. Автор выражает
гуманистический взгляд на конфликт, и пишет о том, что само по себе
это противостояние ужасно. Повторяя в чем-то советский нарратив про
белый террор, генсек далее говорит о красном терроре, и приводит
эпизод из своей жизни, который его поразил. Когда уже спустя много
лет, после Великой Отечественной войны - один заслуженный красный
генерал испытал дискомфорт от перспективы поехать в одно из сел -
т.к. в свое время в Гражданскую там учинил резню...и вдруг остался
кто-то, кто помнит. Потому и стал просить, чтоб ему дали охрану.
Мало ли...кто-то помнит, и не посмотрит, что ты уже советский
генерал - участник Великой Отечественной...
__
"Страшный кровавый след оставила в наших местах Гражданская
война.
Я уже упоминал, что центр нашего района — Медвежье — позднее
назвали Красногвардейское. Почему? Потому, что Советская власть шла
к нам со стороны Ростова. Места наши были первыми на этом пути, и
именно у нас в районе сформировались первые отряды Красной
гвардии.
Ставропольскую советскую республику провозгласили 1 января
1918 года. Избрали свой Совнарком. Полмиллиона крестьян получили
землю. Установили восьмичасовой рабочий день и рабочий контроль над
производством, бесплатное обучение в школе. Но уже в марте в
Медвежинском уезде шли бои с офицерскими частями генерала
Корнилова, в апреле — с Добровольческой армией генерала Алексеева.
В июле 1918 года Ставропольская республика вместе с
Кубано-Черно-морской и Терской создали Северо-Кавказскую советскую
республику, просуществовавшую до января 1919 года. Потом были
генералы Деникин, Шкуро.
Для тех, кто знал о революции и Гражданской войне по
кинофильмам и популярным брошюркам, они рисовались чем-то вроде
грандиозного физкультурного парада, когда под красными или белыми
знаменами стройными рядами шли с одной стороны рабочие и крестьяне,
с другой — буржуи и помещики. Я знал, что это было не так. Общество
раскалывалось не только по классовому, национальному, религиозному
или территориальному признаку, но и внутри семей.
Борьба достигла крайнего ожесточения. Часть казачества
вместе с «иногородними» шла в Красную Армию. Во второй половине
1918 года на Южном фронте действовали 14 красных казачьих полков,
из которых потом формировали бригады и конные армии. Наши местные
ветераны утверждают, что в знаменитой 1-й Конной ставропольцы
составляли чуть ли не 40 процентов и без них не было бы ни самой
Конармии, ни Буденного как красного командира.
Но другая, значительная, часть казачества влилась в белое
движение. Схватка была смертельная. Когда в мае 1918 года на Дону
произошел мятеж и генерал Краснов с помощью немецких войск
установил военную диктатуру, около 45 тысяч казаков,
сочувствовавших Советской власти, были расстреляны и повешены.
Впрочем, и красные не церемонились: об ужасах «расказачивания»
теперь написано немало. Мне же запомнился один эпизод.
Отмечалась очередная годовщина Советской власти, и, как
было принято, проводились встречи с участниками революции и
гражданской войны. Когда одному из ветеранов — генералу Василию
Ивановичу Книге, отличившемуся и в годы Великой Отечественной войны
(его родное село так и назвали — Книгино), предложили поехать
поделиться своими воспоминаниями в одно из дальних сел на севере
края, он вдруг замялся:
— Охрану дадите?
— Охрану? Зачем?!
— Да было дело, — угрюмо пояснил Василий Иванович. — В
гражданку мы там все село порубали.
— Как порубали?
— Да вот так. Порубали и все.
— Всех?
— Ну, может, и не всех. Я вот и думаю: вдруг остался кто...
помнит.
Меня поразил этот разговор. Ну, понятно было бы — война,
схватились две противоборствующие армии. Но ведь тут иное. Сколько
же таких сел и станиц точно так было вырублено — и белыми и
красными — под корень? Истребляли сами себя, свой народ. Василий
Иванович Книга был профессиональным воякой — они иначе смотрят на
смерть, но и у него, видно, не было покоя на душе, мучило, если
помнил об этом все сорок лет до самой смерти.
И тогда и сегодня мне не раз приходилось читать
«высокотеоретические» рассуждения о том, что при переходе к новому
обществу насилие не только оправданно, но и необходимо. То, что при
революциях очень часто действительно не удается избежать
кровопролития, — это факт. Но видеть в насилии универсальное
средство решения любых проблем, призывать к нему и способствовать
ему ради достижения каких-то якобы «высоких» целей, то есть опять
идти на «вырубку» семей, сел, народа, — такое
недопустимо".