Известный исследователь железных дорог Сергей Болашенко закрывает свой сайт и
griphon — 02.11.2021Те, кто хоть минимально интересуется железными дорогами, не могут не знать человека-легенду Сергея Болашенко. Его вклад в историю и фотодокументирование всего железнодорожного наследия бывшего СССР сложно оценить, а сайт - настоящая железнодорожная энциклопедия!
Две основные книги ("По рельсам и земле" и "Живые рельсы") раздаются бесплатно на квартире Кротова, а остальные книги можно купить.
Интересно, что уже несколько месяцев как вижу в разных транспортных чатах идеи и предложения поскорее выкачать то, что ещё не закрыто, ну и закачать слепки с web.archive.org (а, нет, всё потёрто и оттуда).. На самом деле очень жалко, что весь этот уникальнейший пласт данных исчезает из общего доступа, и я сам даже просил Сергея переменить решение, но, увы, он непреклонен.
Те, кто следят за деятельностью Сергея, хорошо знают его несколько .. неоднозначную репутацию. Я хорошо помню, когда в нулевые он писал просто про разные ж.д. линии, и воспринимался таким важным исследователем мало контактирующим с кем-либо. Увы, с какого-то момента он, возможно, захотел "дешёвой популярности", и стал вставлять в описания дорог разные провокационные вещи. С какого-то момента обсуждение личности Болашенко превзошло обсуждение описываемых им объектов. Забавно, кстати, что он создал целый пласт мемов, которые теперь разошлись по транспортной тусовке типа "замаскированного места", или "обезумевших варваров".
Увы, это сыграло с ним злую шутку, и Сергея начали активно травить во всех соцсетях. Нельзя сказать, что такой троллинг не был спровоцирован им самим, но пранк вышел из-под контроля. Думаю, что он сам осознал, что выкладывать рассказы о ночёвках и рассуждения о том, что надо делать с "табакоманами" и нелюбителями электричек, в сеть не стоило, но было уже поздно. Интернет - вообще среда довольно злобная, и у Болашенко образовалась куча "любителей", которые жёстко его стебали на совершенно разных площадках. Последней "каплей" стала статья на известном стебательном сайте "луркмор". Я сам одно время очень любил тот ресурс, зачитывался им ночами, и даже сам что-то писал. Но тут была уже именно травля и оскорбления.
Последнее время по блогу Сергея вообще может показаться, что он поехал кукухой. То меняет по нескольку раз фамилию и имя, то удаляет и возвращает статьи, то выдумывает какие-то странные факты и опровергает ранее написанные. Признаться, я и сам одно время стал так думать. Пообщавшись с ним, понял, что нет, всё нормально - просто довели человека.
На покатушке по узкоколейке Тверского силикатного комбината, организованной Болашенко, в 2013 году. Увы, недавно узкоколейку закрыли, что было тоже для него большим ударом..
Так что пока уже сайт почти закрыт (большая часть материалов недоступна). Книги пока продаются, но скоро Сергей собирается прикрыть это. По его словам, он остатки сожжёт, но мне, всё же не верится, что он способен на такое варварство уровня героев Брэдбери. В любом случае, считаю, что стоит полезным поддержать автора в трудную минуту. Кстати, книга про американские ж.д. для меня была очень познавательна: почему-то очень мало из путешествовавших там пишет про эту сферу.
А что касается, моего отношения к Болашенко. Мне, конечно, несколько грустно, что он, делая такую полезную и важную работу, он избрал не самый эффективный путь для её осуществления. Многие, в т.ч. и я, давали советы как сделать всю эту деятельность если не более успешной, то, хотя бы, как-то окупаемой, чтобы не приходилось жаловаться на "полуголодное существование": устроиться в какое-нибудь НИИ и ездить официально на узкоколейки в командировки, получить грант, сделать более современным сайт, хотя бы. Впрочем, Болашенко из тех людей, которые хорошо знают, что делают, и не очень восприимчив к советам. В любом случае, хорошо, что такой человек есть и что ту гигантскую работу он проделал!
|
</> |