Из дискуссии про свободу
new_rabochy — 05.10.2023 Полагаю, заслуживает вынесения отдельным постом.Итак, напоминаю свой ключевой тезис, который я отстаиваю: по мере прогресса общественная свобода не возрастает, а наоборот, уменьшается.
Это обезьяна в лесу может делать, что хочет. А в цивилизованном обществе Вы связаны массой ограничений и обязательств. Служащих, в идеале, во благо обществу (да, мы развиваемся от наиболее несовершенного его, почему и хватает несовершенств). Почему и в древности было законов мало, а сейчас - много. То нельзя, это нельзя. Нельзя орать когда вздумается, нельзя гадить, где захотите. И при дальнейшем прогрессе, в коммунизм, мы, разумеется, будем не умножать свободы - на чем многие почему-то сломались в логике, - а наоборот, запреты будут только расти. Будет запрещена та же эксплуатация, свобода для которой наличествует до коммунизма.
Но возвращаясь к проходящей дискуссии. Мои оппоненты-глупыши изо всех сил пытаются доказать, что все совсем не так, и это раньше человек был закрепощен неимоверно, а вот с прогрессом он становится все свободнее. Во-первых, оппоненты, понятно, не владеют фактами (почему и глупыши). Во-вторых, будучи неправы по существу, заведомо потому обречены жульничать.
Что они и делают. Как говорил уже, пытаются подменить общественную свободу технической. Почему мы становимся свободнее с прогрессом техническим. На что я указываю: раб в античности был не свободен потому, что его рабовладелец угнетает, или потому, что у них тогда космолетов не было? Разумеется, первое. Потому что если второе, так вы и при коммунизме сможете вякать, что не свобода - так как максимально возможно скоростных космолетов на всех еще нет.
Агафон молодец, он связал технику и порабощение и двинул встречный тезис о том, что на последнее шли из-за неразвитости первого. А вот если роботы всё будут делать, так зачем тогда порабощать же. На что я указал: чтобы до роботов дорасти - работать прежде для того надо обязательно. Без труда людского и роботов не будет, очевидно. Так что необходимый для того труд - первичен, никак без него.
Короче, суть в том, что даже не владея особо фактами про первобытность. Двоякость природы которой, емнип, отмечал еще сам Маркс: что по низости наших изначальных производительных сил, человеки тем более зависели от обстоятельств, которые если были плохи - это одно, а если вдруг хороши - то и был первобытный коммунизм, естественного изобилия, который в реальной истории был после окончания ледникового периода последнего.
Оппоненты же даже вне этих фактов сталкиваются с непреодолимым препятствием с самого начала, пытаясь опровергнуть правду. Они пытаются потому показать, что первобытность была совсем-совсем плоха, для чего всячески ее очерняют. Почему при торжестве прогресса - переходу к рабству, жизнь становится веселей. Ну, понятно, глупыши судят по себе и думают, наверное, искренне, что древние люди были просто туповаты, как сами мои оппоненты, и именно поэтому, с непривычки, и не любили быть рабами. Мне это, кстати, перестроечные сказки напомнило про то, что вот появится у всего хозяин (и у вас, ага) - и будет потому заботиться о своем хорошо, ведь это все уже его же будет! И о работниках своих потому, ага.
|
</> |