
Дегенеративность идеи свободы

Например, идея блага свободы. Свобода подразумевается людьми как безусловное благо. (Под свободой же понимают, если по-простому, возможность каждому делать то, что хочется.) Предлагается не задумываясь верить в то, что осуществление свободы способно само по себе приводить общество к лучшему. Люди бездумно и безжалостно борются за свою свободу, не задумываясь уничтожая себе подобных тех, кто им кажется, стоит на пути у их свободы. Кажется, очень многие до сих пор считают свободу благом саму по себе.
Но так ли это есть на самом деле? Давайте присмотримся к тому повнимательнее, взяв за пример реализацию свободы в мире природы. Возьмем обычный сад. Если предоставить ему дикую, беспредельную свободу - неужели он сам по себе превратится в чудный ухоженный огород, в котором верх возьмут культурные растения, а сорняки сами по себе отступят и исчезнут? Конечно же, нет! И бредовость подобной надежды очевидна. Совсем наоборот - культурные растения, которые требуют ухода и поддержания, в свободе для всех будут вскорости забиты и вытеснены сорняками. Свободный сад превратится в чащу. В которой, да - возьмут верх наиболее приспособленные. Упитанные, здоровенные бурьяны, которые заполнят собою все пространство.
Вот к чему очевидно ведет свобода. К безбрежному торжеству права сильного. Что вовсе не равнозначно ни благу для всех, ни вообще лучшему!
Лучшее же совсем наоборот, достигается не само по себе. Лучшее для людей требует непрестанного усердия, целенаправленного и эффективного труда. Это и есть то, мудрость чего именуется традицией. Работать для лучшего не характерно для людей само по себе. Иначе бы мы жили совсем в ином мире, очевидно. А обезьяны в лесах становились сами так людьми. Работать для лучшего нас заставляет традиция. Которой в современности противостоит идея свободы. Дегенеративная идея, предлагающая поверить в то, что стоит лишь сломить несовершенную традицию, чтобы вернуться назад в свободную дикость - и всем от того якобы станет лучше.
Не станет. Человеческий прогресс, лучшая жизнь для все большего числа людей - в чем мы заинтересованы для устойчивости нашего общества: заключался тот прогресс всегда лишь в социальном движении, обратном от свободы. Это в дикости Вы могли творить, что хотели. Не имея при этом принятых ограничений со стороны других. Цивилизация же требует от нас от каждого всё большего учета интересов остальных. Соблюдения социального порядка, который может быть несовершенным. Но с каждым шагом вперед, пусть и сковывая нас в естественных желаниях, ведет нас ко всё большему развитию. В частности силой традиции заставляя трудиться, учиться, просто хотя бы думать, в конце концов! Потому что именно результатом этого и стало явление традиции. Требующей своего совершенствования для перемен к лучшему. А не отмены, в пользу дегенеративной, ущербной идее свободы как якобы лучшего для всех!

|
</> |