Историческое штрихами, часть тринадцатая

топ 100 блогов inkogniton28.11.2024 Всякий раз, когда заходит речь о Муфтии Амине Аль-Хусейни, чья связь с нацистами детально и скрупулезно задокументирована (и мы к ней обязательно вернемся), появляется кто-нибудь, кто говорит: ну, слушайте, подумаешь Муфтий, кто он вообще такой? кто вообще дал право какому-то Муфтию Иерусалима говорить от имени всех арабов?! Вспомнив это, я решила, что сначала мы поговорим о том кто он такой и почему он являлся одним из самых важных и главных лидеров арабов Палестины, а также о том как -- именно ему -- удалось превратить земельный конфликт двадцатого века в конфликт исключительно религиозный -- почему и как это получилось. Итак, прежде, чем мы вернемся к связям Муфтия, а также других арабских лидеров, с нацистами, давайте немного поговорим о самом, собственно, Муфтии.

Позвольте еще добавить -- я не уверена готова ли я рекомендовать читать страницу о Муфтии в (английской) википедии: там много фраз, указывающих на манипуляции и переписывание истории, к примеру фраза о неоднозначности его фигуры (иронично то, что в русской версии однозначно сказано о том, что Муфтий военный преступник; эта разница -- еще один очень хороший пример усиленного продвижения определенного нарратива вопреки историческим фактам) или краткий симпатичный очень обтекаемый рассказ о событиях двадцать девятого года. Но мы не будем смотреть в явно подправленную и обтекаемую версию википедии, а обратимся к фактам. Благо, и сам Муфтий, и те, с кем он встречался, скрупулезно документировали разговоры, встречи и последствия всего этого, потому источников много. И здесь самое время повторить: у всех есть право на самоопределение, но ни у кого нет права на переписывание истории. Если вам мешают факты, это проблема вас, а не фактов.

Итак, давайте начнем почти с начала. Кто такой был Амин Аль-Хусейни.


Он родился в 1895 году в семье Муфтия Иерусалима Мохаммеда Тахира аль-Хусейни, который посвятил всю свою жизнь борьбе с еврейским заселением Палестины. Его отец умер в 1908 году. На посту Муфтия, Тахира сменил Камаль аль-Хусейни, его сын от первой жены Махбубы и сводный брат Амина. Амин родился у Зейнаб, второй жены его отца, которая родила еще одного сына Фахри и погибла во время Первой мировой войны.

В 1913 году аль-Хусейни, вместе со своей матерью, отправился в Мекку, выполнив, таким образом, заповедь хаджа. В том же году, вместе со своим двоюродным братом Якубом, аль-Хусейни отправился в университет Аль-Азхар в Каире -- изучать теологию и арабский язык, однако учебу не закончил. На втором году обучения он привязался к преподавателю Рашиду Риде и перешел учиться к нему -- в Высшую духовную семинарию. Рашид Рида ратовал за возрождение Арабского Халифата, за возрождение шариата и, естественно, против проникновения европейской культуры в арабские страны. Позже Рашид Рида считался духовным отцом движения "Братья-мусульмане", того самого радикального мусульманского движения, о котором я говорила ранее в одной из частей (из которого произросли практически все сегодняшние террористические организации). Рида часто приглашал аль-Хусейни в гости и вел с ним длинные беседы. Мировоззрение Рида можно суммировать так: восприятие западной культуры как экзистенциальной угрозы исламу, с которой необходимо бороться, возвращаясь к образу жизни, очищенному от западного влияния, связывая религию с национальной и политической борьбой. Рида оказал очень сильное влияние на аль-Хусейни, который параллельно учился на факультете гуманитарных наук в университете. Уже тогда, там, он начал организовывать группу арабских студентов (мусульман и христиан), основной целью которой было довести до общественного сознания опасность сионизма.

В 1914 году аль-Хусейни начал обучение в военной академии Стамбула. Во время Первой Мировой войны аль-Хусейни был призван в османскую армию, в которой воевал в течение двух лет (офицером). В августе 1916 года он был назначен офицером сорок шестой дивизии. Занимал пост губернатора Измира, после служил в артиллерии на Черном море. При этом следует отметить, что он практически не принимал участия в боевых действиях, так как турки старались не посылать ни офицеров, ни молодых арабов Палестины непосредственно на поле боя. В своих воспоминаниях аль-Хусейни рассказывал о конфликтах с турецкими командирами, которые, с его точки зрения, пренебрегали арабскими солдатами. В ноябре шестнадцатого года аль-Хусейни заболел дизентерией и был отпущен в трехнедельный отпуск в Иерусалим (откуда больше в строй не вернулся). В том же году он активно присоединился к подготовке антитурецкого восстания (арабское восстание 1916--1918), лидером которого являлся Хусейн ибн Али аль-Хашими -- аль-Хусейни агитировал добровольцев вступать в ряды повстанцев, причем делал он это пользуясь информацией, предоставляемой ему британским агентом, находившимся в тот момент в Палестине. С точки зрения многих историков, именно эта деятельность привлекла к нему симпатии британцев и помогла впоследствии получить должность Муфтия.

Вскоре после британской оккупации Иерусалима в декабре 1917 года, аль-Хусейни был принят на работу в британскую военную администрацию в Калькилии -- его задачей было предотвращение контрабанды. После этого он был переведен в кабинет помощника военного губернатора Иерусалима и работал в военной администрации.

В 1918 году аль-Хусейни основал "Арабский клуб" -- это был молодежный клуб, служивший центром политической деятельности против евреев и сионизма, связанный с одноименной организацией, созданной в том же году в Дамаске. Этот клуб был пробританским, его лидерами и активистами были, в основном, члены большой семьи аль-Хусейни и их друзья (ничего не напоминает? вспомните пророка Мухаммеда), также иногда на огонек заглядывали британские офицеры. Центр сирийской одноименной организации также находился в Иерусалиме, девизом организации был "наша страна для нас", целями организации являлись объединение Сирии и Палестины и борьба с евреями и сионизмом. Аль-Хусейни был ее президентом до апреля 1920 года. Когда в начале 1919 года Джибриль Хаддад (помощник военного губернатора Иерусалима) был назначен директором департамента безопасности короля Фейсала Первого в Дамаске, аль-Хусейни поехал в Сирию вместе с ним, и летом того же года организовал палестинскую делегацию на Сирийском национальном конгрессе, состоявшемся в июле в Дамаске, – собрании, призванном претендовать на независимость Великой Сирии под властью короля Фейсала Первого. Но в 1919 году Хаддада перевели на другую должность, а аль-Хусейни уволили. В марте 1920 года аль-Хусейни возвращается в Иерусалим, где зарабатывает на жизнь преподаванием в школе и написанием статей в газету, созданную видными участниками "Арабского клуба". Это последний год, в котором политическая активность Муфтия была столь незначительной.

Давайте обратимся в двадцатому году, в котором случились кровавые еврейские погромы, и посмотрим на роль Муфтия в них.

В 1920 году Муфтий Камаль аль-Хусейни (сын отца Амина от другой жены) руководил процессией паломников на праздновании Наби Мусы. Незадолго до этого, двое молодых людей подогревали настроение среди восторженных масс, празднующих правление Фейсала: Араф аль-Араф, который подстрекал арабов со страниц своей газеты и Амин аль-Хусейни, который подстрекал непосредственно живые массы. Он произнес речь перед толпой, помахал в воздухе фотографией короля Фейсала Первого и несколько раз повторил: "О, арабы, это ваш король" (представляете, аль-Хусейни в голову не приходило обращаться к ним о, палестинцы, так как не было такого народа, еще всего лишь сто лет назад не было, а говорят, что жили веками). По мере приближения празднующих к Иерусалиму, характер их шествия всё дальше отдалялся от мирного и становился всё более агрессивным. По возвращении в Иерусалим -- четвертого апреля двадцатого года -- уже беснующаяся толпа начала жесточайший еврейский погром. Беснующиеся погромщики ворвались в Еврейский квартал Старого Города, они громили и грабили дома, сжигали магазины и синагоги. Погромы длились четыре дня, пятеро евреев было убито, еще несколько сотен получили ранения. Несмотря на то, что евреи организовали самооборону, они наивно полагали, что арабы пойдут громить сионистов, которые жили в более новых районах Иерусалима и не думали, что арабы пойдут бить одно из самых старинных еврейских поселений на этой земле. В Еврейском квартале были совсем небольшие силы еврейской самообороны, которые были практически сразу сметены погромщиками. Параллельно происходили еврейские погромы в Галилее, где уничтожали еврейские поселения (Метула, Менахемия и другие), изгоняли и убивали евреев, грабили и жгли еврейские дома. Через четыре дня британским властям удалось прекратить погромы, в процессе были убиты четыре араба и ранены еще пятьдесят три (британцами). Британские власти выписали ордера на аресты: Амина аль-Хусейни и Арафа аль-Арафа, которые немедленно бежали в Сирию (через сегодняшнюю Иорданию). Британский суд заочно приговорил их к десяти годам тюрьмы. Следует заметить, что британские власти не питали никаких теплых чувств к евреям и заодно выписали ордер на арест для Жаботинского (по обвинению в создании вооруженной подпольной организации). Его осудили на пятнадцать лет, однако через три месяца выпустили, косвенно признав, что обвинения были сфабрикованы.

В мае того же, двадцатого, года, Амин аль-Хусейни стал одним из главных лидеров новоиспеченной "Палестино-арабской ассоциации", прозванной возглавить арабское национальное движение в Палестине. Аль-Хусейни был также назначен мировым представителем этой ассоциации. Ассоциация опубликовала протест против решений, принятых на конференции в Сан-Ремо (где были распределены мандаты по управлению территорий бывшей Османской империи на Ближнем Востоке), а также протест против назначения еврея Герберта Самуэля Верховным комиссаром в Палестине, а также направила меморандум Папе Римскому с просьбой о помощи против евреев Палестины (Декларация Бальфура) и против "сионистской опасности для Христианство в Палестине". В июле, назначенный на должность Верховного комиссара Самуэль, объявил всеобщую амнистию для всех политических заключенных. Однако, эта амнистия не включала имена аль-Хусейни и аль-Арафа, которые считались сбежавшими от суда.

Таким образом, на этот момент, образ Амина аль-Хусейни был следующим: он считался бесспорным героем апрельских событий, но он также осмелился поднять руку как на евреев, так и на англичан, искупив, тем самым, свое униженное достоинство. Амин аль-Хусейни стал национальным символом в глазах арабов Палестины. Апрельские события расценивались арабами не как еврейские погромы, а как бунт против британцев, поэтому аль-Хусейни завоевал огромную симпатию среди арабского мусульманского населения. В августе того же года, по просьбам нескольких бедуинских шейхов, Самуэль объявил об амнистии аль-Хусейни и аль-Арафа. Аль-Хусейни поначалу отказался, так как с его точки зрения соглашение на амнистию являлось признанием собственной вины, однако его сводный брат, Муфтий Камаль аль-Хусейни, принял предложение амнистии и в декабре 1920 года Амин аль-Хусейни вернулся в Иерусалим. В том же месяце он принял участие в третьей палестинской конференции, проходившей в Хайфе. Муфтий Камаль аль-Хусейни, скончался в марте двадцать первого -- спустя год после назначения ненавистного еврея Самуэля. Амин стремился получить работу сводного брата, он начал носить белый тюрбан и отрастил бороду. В апреле среди священнослужителей и мусульманского руководства в Иерусалиме состоялись выборы. Амин был самым молодым и самым религиозно необразованным (учебу он не закончил, я напоминаю) из четырех кандидатов. На выборах Амин занял последнее, четвертое, место. В соответствии с османскими законами, на должность Муфтия мог быть назначен один из первых трех кандидатов.

Семья Аль-Хусейни наводнила правительственные учреждения петициями и записками, а также запросами от многих религиозных лидеров. Высокопоставленные чиновники британского правительства также поддержали передачу этой должности аль-Хусейни, поскольку думали, что семья аль-Хусейни вознаградит правительство за это назначение сохранением мира в Иерусалиме. Дополнительным тонким моментом был конфликт между двумя важными семьями: аль-Хусейни и Нашашиби, возникший вследствие назначения Рааба Нашашиби мэром Иерусалима вместо Мусы Хатама аль-Хусейни. Британские чиновники считали, что назначение Амина на должность Муфтия должно восстановить баланс между этими важными семьями. Рааб Нашашиби, мэр Иерусалима, пользуясь знакомством со всеми действующими лицами, попросил бедуинского шейха, чья кандидатура стояла в списке первой, снять свою кандидатуру. Шейх согласился, таким образом Амин оказался одним из трех кандидатов, что позволило проложить юридический путь к его назначению. Перед назначением британское правительство настояло на мирных встречах между аль-Хусейни и Самуэлем (и другими британскими чиновниками) и поставило условием дальнейшее сотрудничество с властями. В апреле двадцать первого Амин аль-Хусейни руководил процессией паломников на праздновании Наби Мусы, снова говорил речи, но речи были спокойные и миролюбивые, процессия мирно разошлась, никаких эксцессов не было. Это произвело должное впечатление на британские власти и уже в начале мая Самуэль сообщил аль-Хусейни о новом назначении, однако отказался присваивать ему титул "Великий Муфтий", который британцы впервые подарили его брату Камалю. И сейчас, в условиях, когда Амин аль-Хусейни стал национальным символом, религиозная должность муфтия Иерусалима приобрела особенно отчетливое политическое значение.

Продолжение следует.

Стандартный вопрос: расскажите мне, пожалуйста, что из этого вы знали до прочтения текста, заранее благодарю.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Доброго всем утра. Мой рассказик об англо-китайском научно-техническом сотрудничестве - https://whale-roma.livejournal.com/502303.html - задерживается; нужно собрать больше фактов - рассказик должен быть интересным и качественным. Поэтому сегодня я опять пишу об оптике. Есть несколько ...
Напрашиваются такие важные выводы: 1) К вопросу о раннем развитии. Автобиографическая память формируется у ребенка в беседах со взрослыми о ситуациях его недавнего прошлого. Наряду с рабочей памятью (узкое горлышко), у ребёнка надо развивать автобиографическую память, а не пичкать ...
Преодолевая различные бытовые проблемы, отнимающие у меня много времени, наконец-то я вышел на финишную прямую и приступил к дополнениям в шестом, последнем по счёту томе электронной энциклопедии "5000 фильмов. Рецензии за 50 лет". Надеюсь, что смогу завершить 3 сентября. Кстати, я даже ...
Когда выбран участок, недостаточно самим решить, что и где строить. Это в России, хочешь - пирожное, хочешь - мороженное. Один стоит скворечник, другой 3-этажную домину из палок по собственному проекту. "Требований к проекту достаточно много, особенно если дом строится в городе. ...
Деньги за аренду зала в ХХС уплочены - и можно петь что угодно, лишь бы не против Путина и Патриарха. А то будет как с пуськами. ...