Искусство для всех: московская выставка Энди Уорхола оказалась в центре скандала
tanjand — 03.10.2020Поп-арт буквально означает популярное искусство. Одним словом, это искусство для всех. А Энди Уорхол - его "кресный отец" и один из самых популярных художников всех времен и народов.
Комментарии об американском материализме, массовом потреблении и идее славы и знаменитостей в 1950-х годах были кусками пирога Уорхола.
Начав как коммерческий иллюстратор в эпоху Безумцев, обратившись к выставкам высокого искусства и галерей своим собственным противоречивым способом и став центром самого элитного социального круга Нью-Йорка, Уорхол - единственный в своем роде.
Уорхол родился в Питтсбурге, штат Пенсильвания, 6 августа 1928 года, в семье словацких иммигрантов в бедном районе во время Великой депрессии. Он, между прочим, стыдился славянских корней.
В 1969 году свита чешских киношников приехала в Нью-Йорк, они встретились и с Энди Уорхолом.
В лифте о нем говорили достаточно нелицеприятно: что он белый, как труп.
Им не пришло в голову, что он мог понимать чешскую речь.
«Энди делал вид, что ничего не происходит, но потом он их наказал.
Он всех их оставил в помещении, где они три часа были вынуждены смотреть какой-то порнографический фильм», - вспоминает чешский эмигрант, пионер видеоарта и некоторое время нью-йоркский сосед Уорхола Вуди Вашулка в книге «Энди Уорхол и Чехословакия».
Таким он был – умел нажимать на болевые точки людей.
В детстве Уорхол заразился редкой болезнью под названием Хорея, из-за которой он был прикован к постели на весь учебный год.
Именно в это время Уорхол научился рисовать у матери, которая работала мастером вышивки. В постели ему было плохо, но он рисовал, и вскоре это стало его любимым занятием.
Он поступил в Технологический институт Карнеги, чтобы изучать графический дизайн. Получив диплом изящных искусств, он переехал в Нью-Йорк в возрасте 21 года.
В конце 1950-х годов Уорхол сосредоточил свои усилия на живописи и теперь известен как «крестный отец» поп-арта.
Это было истинное продолжение того, чем были 50-е.
Люди покупали пластик, одевались для развлечения, требовали больше возможностей, чем когда-либо прежде, и жизнь была намного ярче, чем когда-либо в истории.
Шелкография стала его торговой маркой. До Уорхола шелкография в основном использовалась для изготовления обоев в больших масштабах.
А теперь о главной новости сегодня.
Выставку Энди Уорхола в Москве назвали фейком, а организаторов мошенниками.
Есть на Телеграм-канале такая «Небожена», которая и подняла весь этот шум.
Общая суть претензий телеграм-авторов сводится к тому, что, ну не могут супердорогие работы Уорхола выставляться в таком пространстве, как зал Союза художников в здании "Новой Третьяковки".
Четвертый этаж, на котором разместилась выставка, якобы находится в аварийном состоянии. Непорядок!
Еще одна претензия - к достоверности выставляемых работ.
Мол, на сайте выставки заявлены 200 подлинников, а подтвердить, что это подлинники, никто не может!
Та же "НЕБОЖЕНА" пишет, что оригиналы Уорхола должны быть помечены специальными эстампами, которых на работах в Новой Третьяковке замечено не было, а в экспликациях к работам нет серийных номеров.
Кроме того, сомневающиеся граждане отмечают, что нигде не написано, из каких конкретно коллекций приехал "наш" Уорхол. И Уорхол ли это на самом деле. Этикетки не содержат эту информацию, а значит, налицо обман!
Но вот ответ:
"Александра Данилова из Галереи искусств стран Европы и Америки Пушкинского музея: даже если мы имеем дело не с работами, созданными ЛИЧНО Энди Уорхолом, а с копиями, созданными на "Фабрике" или в коллаборациях - это абсолютно в духе, в стиле и в пределах логики самого Уорхола.
Задачей художника было как раз-таки многократное копирование, тиражирование искусства, его медийность, его практически маркетинговый эффект.
Именно поэтому Уорхол применял шелкографию, чтобы быстро и качественно создавать копии работ.
И именно поэтому грань между копией и оригиналом в данном случае очень нечёткая.
В любом случае, эстампы, которые так отчаянно искали Небожена и ее подруга, ставятся на задник, но никак не на лицевую часть работы. То есть, отсутствие каких-либо знаков прям поверх портрета китайского или советского вождя, вовсе не означают, что они фейковые".
Зачастую говорить о подлинности его работ довольно тяжело.
Фонд изо Энди Уорхола был учрежден, в частности, чтобы помогать разбираться в этой ситуации. Коллекционеры показывали им свои приобретения, а фонд говорил: настоящее или нет.
В 1995 году американский коллекционер и близкий друг Уорхола Джо Саймон-Уилан обратился в фонд с "Красным Портретом", купленным в 1989 году. И что вы думаете? Фонд поставил на него эстамп "ОТКАЗАНО" нечитаемой красной тушью. Ни стереть, ни опровергнуть.
Были и другие скандалы с наследством Уорхола, что неудивительно при таком количестве копий и копий копий, создаваемых самим маэстро.
А развитие скандала у нас в Москве будем ждать – это еще слишком свежо и Фонд изобразительных искусств Энди Уорхола и в музей Энди Уорхола в Питтсбурге должны будут прокомментировать ситуацию.
А пока я советую москвичам и гостям посетить выставку и увидеть, что же такое Эди Уорхол.
Это крутая выставка в любом случае, чем бы не закончился скандал.
Уорхол ведь тем и прославился, что стер грань между оригиналом и копиями.
И в заключение:
Уорхол был брендом сам себе и в некотором смысле произведением искусства сам по себе.
Он переосмыслил себя, заявив о моде, днем и ночью нося простые парики и солнечные очки.
И его стиль иллюстрации 50-х годов, и его методы шелкографии по-прежнему широко распространены среди нынешних художников.
Он был и остался загадкой, хоть и жил относительно недавно.
Даже его личная жизнь – такая любопытная страница для нынешнего поколения, остается загадкой.
Но это тема для другого поста.
Очень интересная, дрматическая и дже киношая страница его жизни в предыдущем посте:
Можно ли убийство считать перфомансом? Три пули в Уорхола