Фэнтезийный нуар "Иные" — о приключениях Людей Икс в Советском
Союзе и Германии начала 1940 годов. Художественно-костюмное
оформление сериала балансирует на грани стим-панка и голливудского
нуара, смешивая образы Викторианской эпохи, классику 30-40-х годов
и эстетику милитаризма.
В альтернативном Ленинграде 1940-х годов живёт Анна Смолина. В
центре города девушка внезапно отбрасывает силой мысли грузовой
автомобиль и трамвай, чтобы предотвратить гибель своего
единственного брата Петра. В Анне просыпается сверхъестественная
сила, которую она ещё не научилась контролировать. Вскоре за
девушкой начинают охотиться органы госбезопасности во главе с
молодым следователем Иваном Лихолетовым и загадочный иностранец
Максимилиан Нойманн.
Вселенная "Иных" разделена на два мира. Первый: Анны,
Лихолетова, учёных — мир Советского союза периода 30-40-х годов. А
второй: мир Нойманна — холодный, прагматичный и жестокий.
Разрабатывая эти два мира, я хотела разделить их по ощущениям, по
цвету, стилю. Референсами для мира СССР стали художественные
произведения и фотографии того периода, конструктивистские картины
и плакаты, картины в стиле соцреализм. А для разработки мира
Нойманна референсами послужили комиксы того времени (например, мой
любимый Дик Трейси), образы героев фильмов в жанре нуар.
Когда разрабатывала деревню из детства Анны, искала фотографии
из деревень старообрядцев. Одна из найденных мной фотографий была
такая мрачная и мощная, что она стала основным референсом, от
настроения которого я и отталкивалась. Костюмы отряда "М" были
вдохновлены образами художника Петра Оцхели, летной униформой 30-х
годов и униформой современного спецназа.
Mассовку мы смогли позволить себе одеть в реальную одежду тех
времен, которую мы собирали по складам, барахолкам и винтажным
магазинам, так что практически все одеты в оригинальные винтажные
вещи 30-40 годов.
Анна: винтажные перчатки и
камень-оберег
Анна постоянно носит бусы — я хотела, чтобы с ней на протяжении
всего фильма оставался какой-то знак-амулет, который был бы с ней с
детства. Бусы эти сделаны из бирюзы, а бирюзу матери надевали
детям, потому что считается, что этот камень защищает детей от
дурного глаза, так и родилась идея этих бус. Когда-то в детстве
мама надела их Анне на шею, с тех пор она их не снимает. Это
единственное, что осталось у неё от прошлой жизни и что она
сохранила через все скитания. Мы долго искали именно правильные
бусы — такие, чтобы они были мелкими, похожими на ручную работу —
будто мама сама их собрала.
Украшение делали в трех экземплярах на случай, если одно порвется
во время трюка и понадобится замена, и на заказ; искали именно
мелкие бусинки, которые были бы похожи на древние.
Ирина Мартыненко. Алиса Шевердина, сыгравшая героиню в
детстве
Не только Анна носит в сериале бирюзу — у Нойманна есть
перстень с этим камнем. Одно из свойств бирюзы для взрослых людей в
том, что она подавляет агрессию. И, конечно, так реализована идея
про связь в образах.
Вольфганг Черни
Вдохновение для образа Анны искали в советских плакатах и
картинах художников 1930-х. Голубое платье в цветочек, в котором
Анна появляется в сцене с трамваем, сшито по выкройкам, найденным в
ранних советских журналах, и немного адаптировано под современную
моду. Команда перебрала порядка 30–40 вариантов тканей, чтобы найти
идеальный голубой цвет и узор. А кружевные перчатки Анны винтажные,
примерного того времени. Они трогательно связаны крючком из тонких
бумажных ниточек, ручная работа.
Фасон струящегося шифонового платья, в котором Анна появляется
на приеме во Фрайбурге, выбрали, чтобы подчеркнуть хрупкость
девушки в жестоком мире Нойманна. Поэтому гости на контрасте с ней
носят тяжелые украшения и темные ткани. Референсами для этого
образа Анны послужили образы кинодив 1930–40-х годов.
Нойманн: герр в футляре
Нойманн — это мрачный, судьбоносный персонаж. Мне было важно
сделать его очень знаковым, узнаваемым, чтобы, увидев его в
контровом свете, в проёме двери, можно было точно его узнать. Важны
были его контуры — хотелось его сделать, как мрачного демона с
крыльями. Для Нойманна весь гардероб шили на заказ. Его пальто
сшито по выкройке модного пальто 30-х годов, которому я увеличила
плечи, увеличила лацканы, добавила длины, добавила ширины, чтобы
при ходьбе оно развевалось, как крылья. Благодаря этому получился
такой монолитный и мрачный образ. Oсобенно трудно было выбрать цвет
его пальто. В итоге остановились на бордово-фиолетовом (цвет
рифмуется с формой его воспитанников), так как он издревле считался
цветом власти.
Цвет мира Нойманна — оттенки пурпурного — это и его пальто, и
униформа детей и Фрау Крюгер, и цвет формы, в которую переодевают
Анну в замке — этот цвет выбран неслучайно. Пурпурный издревле
считался цветом власти, цветом королей и правителей мира, а цель
Нойманна — именно управлять миром. Маску Нойманна мы делали в
содружестве с совершенно замечательными мастерами из Петербурга —
братьями Слепцовыми. Долго подбирали плотность кожи,
экспериментировали с формами и оттенками бронзы.
Рубашки героя шили по специально разработанным лекалам. Я
хотела, чтобы они были с высоким и жестким воротом, который бы
подчеркивал закрытость персонажа. Такой воротник не позволяет
активно выражать эмоции, с ним нельзя активно двигать головой,
нужно все время держать осанку. Актер Вольфганг Черни позже
признался, что это решение очень помогло ему в роли. Булавка,
которой мы закалывали воротник, тоже подчеркивала, что Нойманн
застегнут до шеи, он себя держит в своеобразном футляре.
Маску Нойманна сделали в единственном экземпляре. Материалы
использовали самые разные: кожу, нейлон, латунь, медь, напечатанные
на 3D-принтере детали, подчеркивающие оригинальный стиль Нойманна.
Получился такой стимпанк. Отвечал за маску художник по
реквизиту Алексей Устинов
Фото из личного архива Алексея Устинова
Катарина: древнегреческие статуи и крашеный
мех
Линда Лапиньш
Образ верной помощницы Нойманна (Линда Лапиньш) тоже хотели
сделать максимально закрытым. Чем-то даже напоминающим униформу,
чтобы подчеркнуть милитаристскую атмосферу в их с Нойманном школе..
А хищности героине добавляет накидка-лиса. Ее мех красили в
темно-фиолетовый, чтобы визуально объединить Катарину с Нойманном и
детьми. Для этого накидку специально везли из Сибири, от местных
мастеров. А изюминка образа Катарины — мундштук 1930–40-х годов,
сделанный из серебра и найденный в винтажном магазине.
Вообще, образ Крюгер — это оммаж Марлен Дитрих.. Особенно это
видно в образе с синим платьем, в котором Катарина появляется на
приеме. Этим фасоном мне хотелось подчеркнуть ее жесткость: силуэт
платья напоминает одеяния древнегреческих статуй — каменных,
холодных, закрытых, безэмоциональных, но прекрасных. И в этом
образе есть немного коварности (накануне приема Катарина вручила
Анне платье устаревшего фасона, чтобы гостья не затмила ее на
приеме): извилистые серьги напоминают змей, а на поясе, который
Варвара шила сама, — пантеры.
Пояс украсили брошками с пантерами: спереди — головы, а на спине —
две пантеры целиком.
Фото из личного архива Варвары Авдюшко
Специально шили и красный халат Катарины, в котором героине
предстоит выдержать драку. Кружевную сорочку под ним тоже
изготавливали вручную, сам халат украшали бисером. Хотя изначально
фройляйн Крюгер должна была драться в форме, но я хотела
придать персонажу большей женственности, поэтому придумала, что она
дерется чуть ли не в пеньюаре и чтобы он был непременно красным.
Такой образ стал вызовом для каскадеров: нужно было защитить
актрисе колени и локти так, чтобы это было незаметно в кадре.
Художественный мир
В замке Нойманна во Фрайбурге его воспитанники живут и
занимаются в огромном зале, где стоит деревянная конструкция с
гамаками и мостиками, чем-то напоминающая детскую площадку. Эту
декорацию специально разрабатывала команда художника-постановщика
Александра Арефьева
Мы создали эскиз, а застройщик смог воплотить его. Это надежная и
крепкая конструкция, вдобавок мы к деревянным башням привязали
тросы, прикрепленные к огромным бетонным блокам, чтобы декорация
выдержала нагрузку, когда дети бегали по мостикам.
Изначально рассматривали другой вариант жилья для детей.
Съемки проходили в бывшем манеже, в одном из зданий императорских
конюшен в Петергофе, спроектированных Николаем Бенуа. Во время
Первой мировой войны там была казарма. Мы нашли фотографии тех лет
и сначала думали сделать декорации казарменного типа, но поняли,
что это недостаточно фэнтезийно. А потом появилась вот такая идея —
совместить тренировочный лагерь с местом, где дети живут и
спят.
Эскизы для декорации. Над ее художественной частью, помимо
Александра Арефьева, также работали Никита Васильев, Антон Заяц,
Юлия Ульрих, Всеволод Гранкин. Проектированием занимались Александр
Рябцев и Роман Еремин.
На проектирование и сбор декорации ушло около полутора
месяцев. Прежде чем вести ее на съемочную площадку, декорацию как
конструктор собрали в мастерской, обработали сосновые детали, а
затем перевезли в бывший манеж, где на сборы ушло пять дней.
Чтобы добавить ощущение опасности в кадре, в лагере соорудили
резервуар с водой — препятствие для тренировок. Островки в нем
делали из бетонных плит. Им придавали нужную форму, наносили сверху
руны. Это тяжеленные плиты, неподъемные.
Руны для декорации
Кресло времен Романовых и гипнотические
веера
Евгения Симонова в роли профессора Любови Владимировны
Для профессора Любови я придумала костюм, который "отстает" во
времени от действия фильма. В сцене флешбека она одета в настоящий
аутентичный жакет конца 19-го века, а в других сценах на ней
настоящие кружева и украшения начала 20-го — это помогло мне
подчеркнуть архаичность персонажа, её верность принципам и
традициям прошлого. Так создается контраст между ней и героем
Николая Фоменко, который символизирует новое время, разрушающее её
мир.
Кресло-каталка, в котором после аварии оказывается профессор
Любовь, нашли у московского колекционера. Для съемок его пришлось
немного доработать. Оно было на металлических ободах, что
доставляло бы неудобства — колеса могли испортить покрытие в
исторических интерьерах. Поэтому мы поставили усовершенствованные
колеса с резиновыми ободами. Нашли покрышки от велосипеда,
подходящие по фактуре.
Евгения Симонова
Еще один символ героини, которая специализируется на гипнозе,
— веера. Образ родился из арочного окна в помещении, где снимали ее
кабинет. Мы специально сделали вставку по форме окна с отверстиями,
чтобы это было похоже на гипертонический веер. Разнообразные веера
также висят на стене в квартире героини.
Гипнотический мир героини дополняют необычные песочные часы.
Изначально они просто были необходимым элементом для сеанса
гипноза, а потом режиссер Владимир Ракша предложил поставить их на
праксиноскоп, который оживлял картинку с девочкой. Так и получилось
это необычное устройство.
Машина из "Собачьего сердца"
В "Иных" появляется немало ретромашин: трамвай, который своими
силами откидывает Анна, винтажный автомобиль, который водит
фройляйн Крюгер. Кстати, для съемок приема Нойманна потребовалось
десять таких автомобилей на ходу.
Пожалуй, самый интересный транспорт — автобус, на котором
маленького Нойманна увозят в психиатрическую лечебницу. Эта же
машина снималась в "Собачьем сердце" 1988 года.
'Мы нанесли аэрографию на автобус, придумали эмблему лечебницы.
Смотрели, какие психиатрические лечебницы в Германии были в то
время, и на основе этого разработали свой дизайн".
Кресло из хирургического стола XIX
века
Попав в лабораторию к профессору Ильинскому, Анна становится
подопытной для его исследований. Их проводят, сажая девушку на
пугающего вида кресло. Это еще одна находка реквизиторского цеха: в
основе предмета — хирургический стол XIX века, который нашли у
коллекционеров.
Фото из личного архива Алексея Устинова
Hа то, чтобы создать кресло, была неделя. Лампу мы
отполировали, перекрасили. Подсоединили к ней множество деталей,
чтобы получилась такая адская машина, ужасающая своим видом. И еще
подключили турбонагнетатель, который развевал волосы героини.
Отсюда Отсюда
Пост отложенный