"Юность Петра" (1980): Костюмы царевны Софьи с точки зрения реконструкторства
selyanka1 — 19.03.2024Четыре года назад я уже публиковала пост про этот фильм, но тут мне попалась на глаза научная статья, где костюмы фильма не просто описываются с художественной точки зрения, как это обычно принято, а сравниваются с тем, как шилась одежда петровского времени.
Тема до такой степени редкая и необычная, что пройти мимо совершенно невозможно. Так что давайте взглянем на костюмы под немного другим углом. Как именно костюмы фильма соответствуют одежде, крою и способам шитья конца XVII века
*********************************************
XVII век в Русском государстве историки называют 'бунташным", переходным и даже "Новым" временем . В 1680-е гг. Софья Алексеевна добилась регентства при своих братьях, несовершеннолетних царях Иване и Петре. Ее имя вошло в официальный царский титул. Историограф Н. М. Карамзин отмечал, что царевна Софья "по уму и свойствам души своей достойна была называться сестрою Петра Великого; но, ослепленная властолюбием, хотела одна повелевать, одна царствовать". Отечественный кинематограф к образу правительницы обращался нечасто. И фильм "Юность Петра" с костюмной точки зрения - одна из самых интересных работ, где создавали образ царевны.
Художников по костюмам в фильме было три: Гюнтер Шмидт, Элеонора Маклакова и Наталья Полях как ответственная за военный костюм. Работая над экранизацией, создатели стремились найти образ времени, выявить его дух, передать колорит, пластику . "Максимальная точность, строгая достоверность, опирающаяся на литературные, научные, искусствоведческие данные" — этот принцип подхода заявлен художниками при воссоздании исторического образа
Подобное распашное платье XVII в. называлось телогрея/ душегрея. Нужно отметить, что технология соединения рукавов с основной частью изделия отличается от средневековой. Предположительно, телогрея героини выкроена со спущенной линией плеча, что создает эффект короткого рукава. Откидные рукава присоединены лишь к участку проймы спинки, поэтому ниспадают вдоль внешней стороны рук. Судя по рисунку XVII в. Августина Мейерберга, головка рукава телогреи охватывает плечо молодой женщины по всей окружности.. На рукавах мы видим продольные разрезы, предназначенные для рук.
Слева рисунок из альбоме Мейерберга: портрет трёх царских сестёр, ок. 1662 г. Справа Мария Ильинична Милославская в опашне. Сверху — круглое накидное ожерелье
Неизвестный художник XVII века. Портрет царевны Софьи Алексеевны Около 1687 г. Дворец-музей Версаль, Франция.
Неизвестный художник. Портрет царицы Марфы Апраксиной. XVIII в. Государственный музей-заповедник "Гатчина", Гатчина.
В следующей сцене костюмный комплекс царевны составляет верхняя одежда с откидными рукавами, рубашка, венец и украшения . По центру полочки верхней одежды располагается ряд пуговиц. Для определения вида одежды обратим внимание на нижний срез изделия. При движении актрисы можно заметить, что ее платье распашное.
Рукава рубахи светлых оттенков собраны в складки. Материал изделий пластичный, с легким блеском золотистого цвета и орнаментом в тон ткани. Визуально можно предположить, что это шелк.
Похожий образ встречаем в художественном произведении В. М. Васнецова"Три царевны подземного царства" . Ассоциации возникают при виде царевны в золотистом платье с откидными рукавами.
В. М. Васнецов. "Три царевны подземного царства". 1881 г Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Точное название одежды героини не удается определить, так как не совсем ясно, какой тип одежды изобразил художник: глухой или распашной. При детальном анализе картины мы видим, что по передней части платья отсутствуют петли для пуговиц, таким образом, пуговицы являются лишь декоративным элементом костюма. Подол платья украшен расшитой полосой из другого материала. Автор живописного произведения пытался передать плотный, тяжелый материал с гладкой блестящей поверхностью и орнаментом на ней. Рукава рубахи собраны в складки, на запястьях украшения.
И. Е. Забелин, говоря о шубках цариц, пишет, что "на богатых выходных и ездовых шубках всегда носили накладное ожерелье — круглый широкий воротник", как у героини картины Заключительной деталью костюма служит головной убор царевны с ряснами, спускающимися к плечам. Художники-передвижники, к которым относился В. М. Васнецов, стремились к жизненной правде в искусстве, к детальному воспроизведению исторических памятников Поэтому многие их произведения повлияли на работы художников кино, в том числе на костюмное решение Э. П. Маклаковой.
Неизвестный художник. Фрагмент портрета самодержицы Софьи
Алексеевны. Конец XVII – XVIII в. Государственный Русский
музей, Санкт-Петербург.
Глухое платье с откидными рукавами такого типа называли накладной шубкой. Вероятно, героиня показана в облегченной шубке, которая изготавливалась без меховой подкладки. Материал изделия средней плотности с цветочным раппортным рисунком. По соединительным и окантовочным швам шубки в области плечевого ската прослеживается отделка из ткани светлых оттенков. Такая обработка, как уже было упомянуто, нехарактерна для изделий рассматриваемого периода. Собранные в складки рукава рубахи выполнены из шелкового материала, приближенного к белому цвету.
В следующей сцене верхняя одежда Софьи Алексеевны остается прежней, рубаха меняется по цвету на черную
Костюм Софьи из бархатной парчи (телогрея) и шелковой саржи (рубаха), меховой ворот, ожерелок и запястья с вышивкой искусственным жемчугом