Концептуальность фильма "Василиса Прекрасная" (1939)
selyanka1 — 22.03.2024Во всём мире с середины 1920-х до начала Второй Мировой войны царил изысканно-пугающий, шикарный стиль Aр-деко, названный так после нашумевшей выставки 1925 года - Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes. Это были смелые и даже наглые геометрические линии, пересекающие под странными углами, концентрические круги, острые углы (псевдо-готическая изюминка) и — такая же жгучая любовь к экзотике, вроде ожерелий в египетском стиле и странных фигур - человеческих или анималистических - в декоре.
Всё это оформлялось очень дорого-богато, с непременным намёком на буржуазные вкусы. А вот в Советском Союзе это направление как-то не любили. Его, в сущности, критиковали за эклектичность и ультра-модность. Его брали (украдкой). Так явное обращение к Aр-деко прослеживается в оформлении станций метро "Аэропорт" и "Маяковская", но в целом СССР воспринял тогда линию неоклассицизма и следовал ей с догматической дотошностью.
Слева станция метро "Аэропорт" (Москва, 1936—1938), архитекторы Б. С. Виленский, В. А. Ершов. Справа станция метро "Маяковская" (Москва 1936—1938), архитектор А. Н. Душкин, художник А. А. Дейнека
Правда, существовали лазейки для "модничанья" - это ...детские сказки.
Зал Змея - это карикатура на Ар-деко. Но очень талантливая.
Зал Змея - здесь лучше виден пол
Инфернальное Ар-деко
Большую часть сцен фильма -сказки "Василиса Прекрасная" записывали в Ялте. Именно туда по частям доставили главную декорацию фильма — Змея Горыныча. Александр Роу отказался от идеи сделать дракона из бумаги и картона. Режиссер заказал его Экспериментальному заводу игрушек в Загорске. Макет разрабатывал художник-конструктор Борис Михин.
Кадр из фильма "Василиса Прекрасная"
Кадр из фильма "Василиса Прекрасная"
Дракон Фафнир из "Нибелунгов" Фрица Ланга 1924 г
Кадр из фильма "Василиса Прекрасная"
Кадр из фильма "Василиса Прекрасная"
Кадр из фильма "Багдадский вор" 1940 г
Размер Годзиллы из одноименного фильма 1954 года
Кадр из фильма "Василиса Прекрасная". Георгий Милляр — Баба-Яга, Валентина Сорогожская — Василиса Прекрасная
Валентина Сорогожская — Василиса Прекрасная, Сергей Столяров — Иван, младший сын
Мне не очень хочется повторять то, что уже было написано в Киносказка сталинской эпохи и В гостях у сказки Ч.2. / Девицы в голубом, от «Каменного цветка» до «Аленького цветочка»
Пропустим нашу положительную "Девицу в голубом" и перейдем сразу к образам дворянской и купеческой дочери
Ирина Зарубина — Маланья Саввична, купеческая дочь
Слева неизвестный художник "Портрет купчихи с голубым платочком в руке" 1840-е. ГИМ, В центре Ирина Зарубина — купеческая дочь Маланья Саввична Справа Константин Маковский "Портрет Зинаиды Юсуповой в русском костюме" 1900-е
Вот здесь хорошо видно сравнение платьев в древнерусском стиле 19 века от купчихи и княгини и сказочного купеческого платьишка из фильма
Купеческая дочь выглядит даже слегка как баба на чайник.
Купеческая дочь выглядит даже слегка как баба на чайник.
Кадр из фильма "Василиса Прекрасная".
Ну баба нe баба, а вид у купеческой дочери хотя бы русский, а вот дворянскую дочь сделали иностранкой, водрузив ей на голову эннен и обрядив в нечто полосатое
Эннен (фр. hennin) — это сложный женский головной убор на каркасе из китового уса, металла, накрахмаленного полотна или твёрдой бумаги. Наиболее распространённые варианты эннена исполнялись в виде конуса, усечённого конуса или трубы. Эннены получили распространение в XV в. в период "бургундских мод". Это был любимый головной убор знати.
Слева Ганс Мемлинг "Молодая женщина с с гвоздикой" Диптих Аллегория истинной любви, левая створка. 1485–90 гг. Музей Метрополитен, В центре Лидия Сухаревская — дворянская дочь Беляндряса Петровна. Справа Хуго ван дер Гус "Мария Портинари из Брюгге" фрагмент правой створки "Алтаря Портинари", 1476-1478 гг Галерея Уффицы
Прекрасный пример, как можно через одежду показать чужеродность в течение 200 лет интенсивно европеизированного российского дворянства, что ко времени революции вылилось в сосуществование в Российской империи двух групп населения - русского народа и европейской элиты [часто даже не воспитанной на местах французскими и английскими гувернерами, а просто из Европы понаехавшей]
Лидия Сухаревская — Беляндряса Петровна, дворянская дочь
С моей лично точки зрения одежда Василисы, Маланьи Саввичны и Беляндрясы Петровны - это вообще некие концептуальные идеи. Население СССР в то время все еще не было поголовно образованным, только-только с грамотностью разобрались, поэтому визуальные образы фильмов играли роль некоего политического концептуального театра, помогавшего без слов, чисто картинкой доносить до населения мысли, идеи и концепции
Слева кадр из фильма. Справа Егоров Владимир Евгеньевич эскиз костюма "Приживала Белендрясы" (арт.Л.Скавронская) Фильм "Василиса Прекрасная". 1939
Вот тут вот явно просматривается некая монастырская концепция - при том, что героиня явно отрицательная.
Слева Егоров Владимир Евгеньевич эскиз костюма "Отец-Пахарь" (арт.Г.Милляр) Фильм Василиса Прекрасная. Фильм "Василиса Прекрасная". 1939 Справа кадр из фильма.
Вот такая вот вроде бы простая русская народная сказка. А фильм оказался многослойным, многосмысловым и концептуальным
Отсюда Отсюда Отсюда Отсюда
|
</> |