Имперские бронеходы

топ 100 блогов vikond6509.06.2024 Имперские бронеходы russo-balt-bratolyubova.jpg

Ровно 115 лет назад, 9 июня 1909 года, началось производство первого в царской России крупносерийного легкового автомобиля "Руссо-Балт", спроектированного бельгийским инженером Жюлем Поттера по образцу бельгийского автомобиля "Фондю-CF". "Руссо-Балты" выпускались до осени 1915 года, а всего было построено 488 машин с разными кузовами и некоторыми различиями в конструкции шасси.

Ну, а поскольку этот блог— преимущественно — военно-исторический, я не буду рассматривать гражданские модели "Руссо-Балтов" (тем более, что подробную информацию о них легко найти в интернете), а остановлюсь только на боевых модификациях, появившихся вскоре после начала Первой мировой войны.

17 августа 1914 года военный министр Сухомлинов предложил полковнику Добржанскому сформировать первую в российской армии "автомобильную бронепулеметную батарею" и отправить ее на германский фронт. Поскольку формировать было не из чего, Добржанский за несколько дней спроектировал бронекорпус для установки на шасси "Руссо-Балта", создав таким образом первый российский бронеавтомобиль, получивший обозначение "Руссо-Балт тип С".

Он имел лобовую и кормовую броню толщиной 5 мм, а бортовую — 3,5 мм. Машина могла атаковать как передним, так и задним ходом. Вооружение состояло из трех пулеметов "Максим", стрелявших сквозь амбразуры в бронекорпусе. Один пулемет был направлен вперед, другой — назад, а третий был "перекидным" и мог устанавливаться в зависимости от обстоятельств на левом или на правои борту. Экипаж — 5 человек: водитель и четыре пулеметчика.

Военное министерство оперативно закупило восемь шасси "Руссо-Балтов" и уже в сентябре (сроки впечатляют) на Ижорском заводе изготовили и и испытали первые восемь российских бронеавтомобилей. 12 октября была сформирована 1-я автопулеметная рота, в которую, помимо "Руссо-Балтов", включили пушечный броневик, сделанный на базе немецкого грузовика "Маннесман-Мулаг".

19 октября, после краткого обучения экипажей, рота отбыла на фронт, а 9 ноября — впервые вступила в бой под Лодзью. Эффект от применения броневиков оказался весьма значительным. Уже 10 ноября благодаря их огневой поддержке русские овладели городом Стрыков, за что штабс-капитан Шулькевич — командир броневой группы, участвовавшей в боях за город, получил орден святого Станислава.

21 ноября четыре "Руссо-Балта" совместно с пехотой атаковали городок Пабьянице и обеспечили его захват, но там же, в ходе уличных боев, выяснилось, что тонкая броня русских броневиков не держит винтовочные пули на близких дистанциях. Все четыре машины были подбиты и их пришлось вывозить на буксире. За этот бой все члены экипажей бронемашин, среди которых несколько человек получили ранения, были награждены Георгиевскими крестами.

"Руссо-балты" участвовали в боях вплоть до выхода России из Мировой войны, а в дальнейшем три уцелевшие машины применялись красными в Гражданской войне и были списаны только в 1921 году, продемонстрировав удивительную, по тем временам, надежность и долговечность. Но этим история "Броне-Балтов" не исчерпывалась.

В 1915 году по проекту инженера Братолюбова на шасси той же машины были изготовлены шесть "броневиков-истребителей", предназначенных для борьбы с вражескими бронеавтомобилями и вооруженных 37-миллиметровыми полуавтоматическими пушками "Гочкисс". А в 1916 году Братолюбов спроектировал броневатомобиль с тремя пулеметами, размещенными в большой вращающейся башне. Таких машин построили четыре штуки, каждая из которых имела собственное наименование - "Олег", "Ярослав", "Святослав" и "Победоносец".

Однако на испытаниях как пушечные, так и пулеметные броневики Братолюбова продемонстрировали низкую проходимость по грунтовым дорогам и невозможность использования вне дорог, а их моторы быстро перегревались в движении. Машины оказались слишком перетяжеленными, поэтому часть из них использовали как учебные, а часть — переделали в бронедрезины. В этом качестве они применялись в 1916-17 годах в составе "броневого автомобильно-железнодорожного взвода" на Юго-западном и Западном фронтах. Дальнейшая их судьба — неизвестна.

Имперские бронеходы 22751362827_1dfdc85835_b.jpg
Прототип "Руссо-Балта" - бельгийский автомобиль "Фондю".

руссо-балт_2.JPG
Единственный сохранившийся подлинный экземпляр "Руссо-Балта" в московском Политехническом музее.

Имперские бронеходы P1070196.JPG
Напутственный молебен 1-й автопулеметной роты перед отправкой на фронт. Экипажи стоят возле своих бронеавтомобилей "Руссо-Балт тип С"

Имперские бронеходы 07f.jpg
Замаскированные ветками "Руссо-Балты" на прифронтовой дороге.

Имперские бронеходы 08.jpg
"Руссо-Балт" и члены его экипажа после боя 12 февраля 1915 года, в котором погиб их командир — штабс-капитан Гурдов. Хорошо видны многочисленные пробоины в лобовом листе бронекорпуса.

Имперские бронеходы P1070205.jpg
"Броневик-истребитель" Братолюбова с 37-миллиметровой пушкой после испытаний на обстрел.

Имперские бронеходы
Аналогичная, а может быть и та же машина после переделки в пулеметную бронедрезину на Румынском фронте.

Имперские бронеходы P1070202.jpg
Один из пулеметных броневиков Братолюбова.

Имперские бронеходы rus-bronev-10.jpg
Он же с другого ракурса.

Имперские бронеходы P1070204.jpg
Броневик "Победоносец".

Имперские бронеходы Dezember10 1191.jpg
Прапорщикъ Гиркинъ с господами офицерами едет на "Руссо-Балте" воевать германца.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Дайте обезьянке гранату! Вот торкнуло, иначе не скажешь. Гранат ем, гранатовый сок пью, гранатовую серию косметических продуктов использую. Видимо, чего-то не хватает в организме) Хотя швейцарский концерн WELEDA считает, что гранат-поиск равновесия. Может быть, его и ищу? Вообще ...
Порой можно поразиться и даже восхититься тем, до какой степени полярные эмоции может вызвать одно и то же событие. И до какой степени разделить оно может. Как сторонники разных точек зрения на него бьются друг с другом в каком-то полурелигиозном экстазе, устраивая яростные баталии и ...
Храм Казанской Иконы Божьей Матери в Янтарном, открытый в 1991 году, размещается в здании бывшей кирхи, построенной в XIX в. для работников янтарной фабрики. Здание евангелистской кирхи в Пальмникене (Янтарный) было возведено по проекту архитектора В.Л. Бесселя-Лорка на деньги фирмы ...
Когда я был маленький, я в договорах писал: стороны друг к другу претензий не имеют и не будут иметь никогда. ...
Начинаю говорить о политике. - Давайте не будем о плохом, - резко говорит собеседник. - Давайте не будем. О хорошем будем только, - отвечаю. Через минут пять собеседник начинает возмущаться гневно тем, что ему не нравится. - Давайте не будем о плохом, - говорю я. Собеседник понимает, что ...