Иллюстраторское: что стоит или не стоит отдавать в тендер

Казалось бы - простейшее решение проблемы: дайте людям денег даже за попытку.
Многие говорят: да запросто, и предлагают за эскиз или пробную работу небольшой предварительный гонорар.
И вот вам история: к нескольким иллюстраторам обратились с предложением о работе - разрабатывать комикс. Работа настолько творческая, что аж дух захватывает. Первый же минус - уже существует заданный стиль и два главных персонажа - это надо умудриться воспроизвести как можно ближе к уже созданному. Ну и в стиле этом придется потом жить остаток проекта. Дальше плюсы: авторам предлагалось придумать к двум уже существующим еще штук пять персонажей. Самим придумать потенциальное развитие истории. И от своей истории один разворотик нарисовать.
Авторы постарались и сделали. Некоторые даже попросили о помощи друзей, которые учились сториборду, и умеют строить истории. Постарались построить историю поинтереснее, нарисовали по развороту. После всего выбрали одного (как и собирались). От остальных переняли истории, только переименовав основных героев, и слегка изменив их. Поданные отрисованные развороты практически обвели, включив их в проект, при перерисовке только изменив вид и имена новых героев. У авторов - возмущение! Им кажется, что их использовали, они там накидали идей, героев, сюжетов, и у них все это взяли. Работу при этом не дали.
Решение юриста: т.к. они за это получили деньги, у них вообще шансов нет. Работодатель прав на 100%. Они за деньги разработали сюжет по заказу - его купили и ипсользовали. Так же они за деньги рисовали раскадровку, ее у них купили и могут использовать. Немного скользким лед становится на моменте создания собственного персонажа - так там заказчик аккуратно с этого льда ушел, переделав персонажей в своих. Текст можно использовать один в один, не считая замены имен, т.к. текст в данном случае тоже писался на заказ, и заказ оплачен.
Если бы работа не была оплаченной, заказчик тоже был бы прав на очень много процентов. Во-первых, потому что он ни у кого ничего не украл, а люди сами согласились работать за бесплатно. Их никто не гнал. Поэтому ни о какой возмутительной эксплуатации речи не будет. Однако и все сделанное заказчику не принадлежит так однозначно, как если бы он это просто купил. вывод из этого последовал бы только один: персонажей, само собой, брать нельзя. Раскадровку один в один использовать нельзя. И тексты без изменений (или один в один) брать тоже нельзя. Однако с историями законы очень расплывчаты, и перенимать их нельзя, а брать как идею, вдохновляться или адаптировать - можно. И все это становится легальным, если от каждого куска авторского контента в сюжете можно узнать не более 20%. Поэтому взять все сюжеты всех конкурентов, смешать их в одну кучу, или влить в свою огромную историю - можно. Каждая из предложенных авторами историй превратится только в небольшой поворот сюжета, за это никого не накажут.
Поэтому - с одной стороны понятно, что всем хочется показать себя в тендере с лучшей стороны. С другой стороны - и бесплатно такое делать не хочется.
С третьей стороны - думайте хорошо, что вы отдаете людям. И если это как-то очень вам дорого и жалко потерять, например, это ключевая часть истории вашей жизни, на которой вы свою авторскую книгу собрались строить - оставьте лучше при себе.
P.S. На этом я (посоветовавшись с вами же) завела тэг "Иллюстраторское ремесло", и такие статьи (и все прочее, с цифрами и примерами из иллюстраторской кухни) буду писать сюда. Кому это скучно - можете отписаться от этого конкретного тэга.
|
</> |