Иконосуки и Тораносуки


Ровно 155 лет тому назад, 7 мая 1869 года, закончилось трехдневное сражение в бухте Аомори — крупнейшая морская битва японской гражданской войны, вошедшей в историю под названием войны Босин. Императорский флот под командованием Масуды Тораносуки разгромил флот республики Эдзо, которым командовал Араи Иконосуки. Из пяти республиканских боевых кораблей два были потоплены, еще два — захвачены, а выбросившийся на отмель флагманский пароходофрегат "Кайтэн" республиканцы сожгли сами, чтобы он не достался врагу. В общем, полный крах.
Такой результат был вполне закономерен, поскольку имперская эскадра превосходила противника не только количественно (восемь боевых кораблей против пяти), но и качественно. Ее корабли несли более мощное вооружение, а, помимо деревянных парусно-паровых фрегатов и канонерок в ее состав входил броненосец-таран "Котецу", фактически неуязвимый для вражеских орудий.
Тем не менее, на третий день сражения республиканцам удалось "размочить счет". Винтовой корвет "Банрю" утопил имперский фрегат "Чойо". Небольшая 12-фунтовая бомба угодила в крюйт-камеру, вызвав детонацию боекомплекта и гибель судна, вместе с которым погибли 73 члена команды. Правда, вскоре и сам "Банрю" затонул от многочисленных пробоин.
17 мая капитулировали осажденные в крепости Горекаку наземные войска Эдзо, а 27 июня республика официально прекратила свое существование. Так завершилось полуторалетняя война за объединение Японии в единое государство под просвещенным правлением императора Мэйдзи.

Республиканский флот вступает в бой. На переднем плане — "Кайтэн", бывший прусский пароходофрегат "Данциг", спущенный на воду в 1853 году, в 1864-м купленный сегунатом Токугава, а в 1868-м — доставшийся "по наследству" республике Эдзо. Вооружение - 12 пушек.

Республиканская винтовая канонерка "Чиёдагата", вступившая в строй в 1866 году. Его вооружение состояло из одного 150-миллиметрового нарезного орудия и двух мелких пушек. В бухте Аомори "Чиёдагата" была захвачена имперцами, впоследствии - разоружена и до 1911 года использовалась как китобойное судно.


Флагман имперского флота - броненосец-таран "Котецу" (или "Котетсу"), бывший американский броненосец "Стоунуолл", построенный во Франции по заказу Конфедерации Южных штатов, но не успевший прибыть к заказчику до окончания американской гражданской войны. В 1868 году "Стоунуолл" был продан Японии, став на ввремя самым мощным кораблем ее военно-морского флота. Кстати, слово "Котецу" по-японски означает "броненосец".

Схема бронирования и вооружения "Стоунуолла-Котецу". В носовом броневом барбете размещалось на поворотном станке 300-фунтовое (136 кг) нарезное орудие Армстронга, а в кормовом — два орудия той же фирмы калибром по 70 фунтов (32 кг). Кроме того, на корабле стояло несколько картечниц Гатлинга. Броневой пояс и барбеты имели толщину 6 дюймов (152 мм).
Во время сражения в бухте Аомори огневая мощь "Котецу" позволяла ему одним удачным выстрелом отправить на дно любой корабль республиканского флота, но он так ни в кого и не попал. Задействовать могучий таран ему тоже не удалось, так что, он лишь пугал республиканцев своим грозным видом.

Имперский пароходофрегат "Касуга", построенный в Британии в 1863 году и изначально предназначавшийся для Китая. Но с китайцами не удалось договорится о цене и в 1867-м корабль купили японцы. Вооружение — одно 100-фунтовое (178-мм) дульнозарядное нарезное орудие, четыре 40-фунтовых нарезныых и два 12-фунтовых гладкоствольных. Скорость на паровом ходу — 9 узлов.
Справа — групповой снимок офицеров "Касуги", участников сражения в бухте Аомори. Во втором ряду в белом кимоно стоит молодой лейтенант Хейахиро Того, будущий главнокомандующий японским флотом и победитель в битве при Цусиме.

Сожженный и полузатопленный "Кайтэн" много десятилетий маячил на отмели как своеобразный памятник гражданской войне, пока его не разобрали на металлолом. Эта фотография сделана в 1922 году.

Слева — обмундирование капитана, офицера и матроса военно-морского флота республики Эдзо. Справа — -капитан, морской пехотинец и матрос императорского флота времен войны Босин. Можно заметить, что капитанская форма — практически идентична, поскольку она шилась по одному европейскому образцу.
|
</> |