Крылатый крокодил
vikond65 — 05.05.2024Ровно 95 лет назад, 5 мая 1929 года, совершил первый испытательный полет первый и единственный крупносерийный советский многомоторный авиалайнер довоенного периода АНТ-9 (ПС-9). С 1929 по 1935 год было выпущено два опытных образца и ровно 100 серийных машин, ставших первыми "рабочими лошадками" Аэрофлота. Они обслуживали многие маршруты, но больше всего их летало на Дальнем Востоке, в Сибири и Средней Азии.
Кстати, с этим самолетом связан первый в СССР случай воздушного терроризма. В 1938 году вооруженный пассажир, взяв экипаж в заложники, заставил его перелететь границу и совершить посадку в Иране. Машину иранцы вернули, а дальнейшая судьба угонщика — неизвестна.
До начала войны АНТ-9/ПС-9 возили пассажиров и грузы, а потом были мобилизованы и использовались как военные транспортники. Им приходилось летать к партизанам за линию фронта и забрасывать разведчиков-парашютистов во вражеский тыл. Последний из них списали по износу в 1944 году.
К сожалению, ни одного музейного экземпляра АНТ-9 не сохранилось. А на заставке — наиболее живописный представитель этого семейства, входивший в агитационную эскадрилью имени Максима Горького и декорированный под эмблему популярного сатирического журнала "Крокодил".
Как это нередко бывало в Советском Союзе, пассажирский АНТ-9 создавался на базе военной машины - дальнего разведчика АНТ-7 (Р-6). От него авиалайнеру досталось крыло и хвостовое оперение.
Первый прототип АНТ-9, выставленный накануне первомая 1929 года (то есть, еще до первого полета) на Красной площади в качестве демонстратора достижений советского авиапрома.
Та же машина во время летных испытаний, которые продолжались всего несколько дней. "Самолет был очень удачным" писал впоследствии летчик-испытатель Михаил Громов.
10 июля 1929 года первый экземпляр АНТ-9, которому присвоили имя "Крылья Советов", отправился в рекламно-пропагандистское турне по странам Европы, посетив Польшу, Германию, Францию, Италию и Великобританию. В пассажирском салоне находилась делегация известных советских писателей, журналистов, инженеров и административных работников, изображенная на снимке. К сожалению, опознать удалось не всех. Итак:
2-й слева — журналист Михаил Кольцов (Моисей Фридлянд), специальный корреспондент газеты "Правда".
3-й — авиаконструктор Александр Архангельский, участник проектирования АНТ-9.
4-й — (высокий, с сигаретой) — Валентин Зарзар, главный инспектор Гражданской авиации СССР, организатор перелета.
6-й — (закуривает) Алексей Гарри (Бронштейн), журналист газеты "Известия".
7-й — Иван Погодин, директор авиакомпании "Добролет".
8-й — Иван Бобрышев, ответственный редактор газеты "Комсомольская Правда".
9-й (в очках и брюках "гольф") — художник-карикатурист Борис Ефимов, брат Михаила Кольцова.
"Крылья Советов" на одном из заграничных аэродромов.
Высадка пассажиров из АНТ-9 советско-германской авиакомпании "Дерулюфт". Самолеты этой компании оснащались трехлопастными металлическими винтами, а их двигатели были покрыты кольцевыми капотами. Позади и справа от советской машины немецкие трехмоторные авиалайнеры "Юнкерс" Ju-52 3M.
По современным меркам, салон АНТ-9 выглядел очень скромно и вмещал всего девять пассажиров. Узкий проход между сиденьями перегораживали силовые балки каркаса, через которые приходилось перешагивать. Вопреки западным веяниям, стюарда на самолете не было и напитки с закусками пассажирам никто не предлагал. На этих "буржуазных излишествах" решили сэкономить. Зато в хвосте уже был туалет, представлявший собой прикрепленное к полу жестяное ведро с дыркой вместо днища. Впервые увидев это чудо техники, Громов скорбно произнес: "из авиации ушла романтика...".
Первые экземпляры АНТ-9 оснащались тремя английскими звездообразными моторами Бристоль "Титан" (слева) или аналогичными американскими "Райтами" J4. Потом все серийные машины переделали под два советских рядных мотора водяного охлаждения М-17 - копии германского BMW-VI. Место крепления носового двигателя закрыли обтекателем.
ПС-9 с М-17 Среднеазиатского управления ГВФ, конец 1930-х годов. Новый индекс самолет получил осенью 1937-го, когда его создателя А.Н. Туполева арестовали как "врага народа".
ПС-9 в стандартной для второй половины 1930-х годов ливрее "Аэрофлота" и агитсамолет "Крокодил". К машине приделали декоративный деревянный нос и гребни на крыше фюзеляжа, а колеса шасси закрыли обтекателями, раскрашенными под когтистые лапы.
Советские почтовые марки, посвященные АНТ-9.
|
</> |