рейтинг блогов

Игры на тиЯтрах - 3

топ 100 блогов qebedo06.09.2022 Эсхилос, порождающий трагедии (продолжение)

«Просительницы» — драма, созданная «по мотивам» мифа о Данаидах. Царь Ливии Данаос имел вредного брата-близнеца Эгиптоса, царя Аравии. Многолетняя вражда наконец завершилась, когда Эгиптос предложил выдать своих 50 сыновей за 50 дочерей Данаоса. Однако ж оракул спрорицал ливийцу, что примет он смерть от коня зятя своего (либо же от племянника — что в данном случае было монопенисуально). Посему царь решил построить 50-весельный корабль, посадил тудой своих дочерей и рванул с ними в бегство — в пелопоннесский град Аргос.

Игры на тиЯтрах - 3
Данаиды (не все)

С этого момента и начинается действие «Просительниц» — сошедши на берег, хор Данаид и сам Данаос (протагонист) упрашивают тутошнего царя Пеласгоса (агониста) дать им приют и оборонить от гнева преследующих их Эгипта и Эгиптиадов. Абориген колеблЯется, но в итоге соглашается, сдавшись на уговоры. Тут является Глашатай (другая маска протагониста) Эгиптиадов, требующий выдать беглецов, а когда Пеласгос отказывается — уходит, но грозит разнообразными карами и прочими безобразиями. На сем действие драмы заканчивается. «Повисший конец» объясняется тем, что «Просительницы» были токмо первой пьесой в тетралогии (см. предыдущую серию).

Продолжение следовало во второй части, трагедии «Египтяне (Эгиптиады)», содержание которой реконструируется по мифу — женихи таки нагряли, и дабы избежать кровопролития, Данаос соглашается отдать дщерей им в жены, но тайно наказывает каждой из них в брачную ночь супружника зарезать, что те и проделывают (за что в загробном мире их заставляют вечно наполнять водой бездонную бочку). Кроме одной — Гипермнестра пожалела своего юного супруга Линкеуса и не стала убивать. За что в третьей части, драме «Данаиды», отец и сестры ея судят, но спустившаяся с небес богиня любвей Афродита ея оправдывает и защищает, ибо неподсудно то, что сделано ради великой любови... Снова гуманизЬм и дело мира - Эсхилос велИк.

Игры на тиЯтрах - 3
Эпизод штурма Фив

Четвертою пьесой трилогии была сатирова драма «Амимона». Так звали одну из дочерей Данаоса, который стал после смерти (или отречения — мифы разные, а какой использовал Эсхилос - ХЗ) Пеласгоса царем Аргоса и послал «отпрыскиц» искать водные источники, ибо царство страдало от засухи. На Амимону напал похотливый сатир, но бог морей Посейдон спас девицу и показал ей источник (или хрюканул в скалу трезубцем, сделав новый). Правда, бог действовал своекорыстно, заявив: «Твоя судьба — женой мне быть, мне — мужем быть», и Данаида сродила от него сына Навплиоса... Однако ж ни «Египтяне», ни «Данаиды», ни «Амимона» не сохранились, и особо разговаривать более тут не о чем.

Второй периУд в творчестве Эсхилоса завершился его визитами на Сицилию — тиран Сиракуз Хиерон I позвал его на церемонию в честь основания города Этна в 476 году до н. э., и драматург поставил в тамошнем театре пьесу «Этнеянки» (о нимфе Этне, родившей от Зевса божественных близнецов — не сохранилась). А в 472 году Эсхилос поставил в Сиракузах «Персов». На возвращении обратно в Афины этот периУд обычно завершают, ибо начинается третий — великое соперничество с Софоклесом, вызвавшее к жизни самые «ударные» (из дошедших до нас) пьесы: «Семеро против Фив», трилогию «Орестея» и «Прометея прикованного». Впервые драматурги схлестнулись в 468 году, когда судьи долго мяли сиськи, решая, кому отдать награду, и пришлось доверить решение прославленному флотоводцу (и аУторитЭтному гражданину, вах) Кимону, который таки назвал победителем Софоклеса.

Игры на тиЯтрах - 3
Хермес

Эсхилос даже попал под влияние своего вьюного (промеж них существовала разница в 30 лет) соперника — в тетралогии 467 года, посвященный фиванскому мифу об Эдипосе, он воспользовался нововведениями Софоклеса (см. следующие серии). Из нея сохранилась токмо одна пиеса — «Семеро против Фив» («Лаиос» и «Эдипос» до нас не дошли). Она в самой что ни на есть епической манере, достойной Хомероса, описывает штурму, кою предприняли участники похода на Этеоклеса (семь вождей), и всякие перипетии оного сражения, закончившегося, как известно, неудачею и гибелью всех семерых предводителей. Подробности всех «подробностей мифологий» см. в сериЯле «Эдипов комплект».

Самой мрачной трагедией Эсхилоса стал «Прометеус прикованный» (единственная сохранившаяся часть тетралогии о Прометеусе — «Прометеус-огненосец», «Прометеус освобождаемый» и сатирова драма «Прометеус-огневозжигатель» до нас не дошли). Действие происходит в горах («возможно что» на Каукасосе, вах!), где титан (представитель второго поколения богов, побежденного третьим — подробности см. в сериЯле «Плохие мифы Древней Греции») приковывается к скале демонами Властью и Силой под надзором Хифестоса, который причитает: «Ты к людям свыше меры был участливым». Затем кОзнители уходят, и Прометеус произносит гневный монолог.

Игры на тиЯтрах - 3
Прометеус прикованный

Потом является хор — Океаниды, морские мелкие божкини, дщери титана Океаноса, а затем и их отец сам. Оне жалеют Прометеуса, а Океанос советует — смирисЯ, бразер, аки я, покайся, и Зевс тебя помилОВАет. «Обо мне не заботься, позаботься о себе: как бы тебя самого не покарал Зевс за сочувствие преступнику!» — прогоняет «бображевателя» Прометеус, а оставшемуся хору рассказывает, как и почему помог людЯм. И намекает на некую тайну о печальном будущем Зевса, которая ему известна. Тут забегает царевна Ио, которую за шашни с верховным богом его супружница Хера превратила в корову, кою гоняет по миру злобный овод.

Ничо, утешает ея Прометеус, добежишь до Египета, рОдишь там сына, от которого в двенадцатом колене рОдится Храклес, который мя ослобонитЬ... И снова намекает на «тайную тайну». Естественно, когда Ио убегает, является Хермес, вестник Зевса, и начинает приставать — чо за тайны, чо за нафиг? Идинаф, ответствует титан. Хуже будет, в Тартар кинут, там мракожуть и жутемрак, грозится божок. «Все это я знал заранее; пусть бушуют боги, я ненавижу их», — было ему ответом. Хермес улетает, Прометеос остается мучиться, восклицая «О Небо, о мать святая, Земля, / Посмотрите: страдаю безвинно!»... Короче, полный мрак, конец трагедии.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Если в топе 80% всякого желтушного бреда, то зачем все стремятся попасть в этот дурдом? Что именно он дает, кроме того, что щекочет самолюбие? Деньги? Ну это надо быть совсем нищим, чтобы всерьез рассчитывать на дивиденды от ЖЖ. Славу? Тоже сомнительного происхождения эта слава. Тогда ...
Сегодня ночью случайно оказался на Обводнике) 64-я станция метро очень порадовала своим оригинальным оформлением, хорошей архитектурой и надписью на путевой стене)) 1. 2. В ожидании открытия 3. 4. 5. 6. 7. Вниз 8. 9. 10. 11. Надо же так ...
О днажды Суворов вызвал одного офицера к себе в кабинет, закрыл дверь на ключ и сказал, что есть у него заклятый враг. Офицер, бывший весьма несдержанным на язык и наживший вследствие этого множество врагов, терялся в догадках, кто это может быть... – Подойди к зеркалу и ...
В ответ на намерения России ввезти в Сирию ЗРК с-300 Израиль высказался, что это нисколько не помешает его военным налетам на своих противников, располагающихся там. И тут вроде бы нам и карты в руки, точнее не нам, а российской военной пропагандисткой машине, которая нам день и ночь с ...
Уже который год поп-культура пребывает во власти ретро. Неоновые 80-е прут отовсюду: под них стилизуют блокбастеры, сериалы, музыку и, конечно же, игры. Сотни игр. Эта эпоха так широко отражена в медиа, что даже дети XXI века прекрасно знают, что такое Pac-Man и как вся Америка сходила ...