Игорь Никитин "«У самого синего моря...»"

Но в чём же старуха жестоко ошиблась? В первую очередь в том, что она то единственное связующее звено между самой собой и своим благополучием, первратила в антагониста. Мы говорим о старике, которого она ссылала всё дальше и дальше от себя, требуя при этом от него всё больше и больше. Ей бы скооперироваться с ним, сказать: «Давай, дед, сейчас мы эту рыбу разделаем под орех, она у нас попляшет». Возможно, что при таком подходе старик стал бы не просто слепым исполнителем её воли, а проявил бы инициативу как лицо заинтересованное. Ну а уже потом, когда все цели достигнуты, можно его и на конюшню сослать.
Хотя, конечно, вряд ли от старика можно было ждать какой-то инициативы. Вся предыдущая их совместная жизнь показала, что кроме как закидывать невод в море, надеясь на везение, он больше ни на что не способен.
Итак, могла бы старуха поступить по-другому? Нет. Всё, что произошло в «Сказке о рыбаке и рыбке», произошло закономерно, по неписаным законам жизни. Затюканная жизнью старуха, внезапно дорвавшаяся до безграничных возможностей; затюканный своей супругой старик, который так и не понял, что именно попало к нему в руки, и какие из этого могут быть последствия; желание старухи избавиться от прошлого, убрав старика подальше на конюшню, но при этом, сознавая его необходимость на данном этапе создания первоначального капитала, скажем так, вынужденно прибегать к его услугам посредника, то есть фактически выжимать из него то, что он ещё способен давать, чтобы потом всё же отправить на свалку истории. И — закономерный исход.
"Тайны XX века".
|
</> |