Ирина Минаева "Иероглифы Русского Севера"

Истинное происхождение мезенской росписи учёными так и не установлено. По одной версии её относят к языческим верованиям, основам шаманского культа народов Русского Севера. По другой — корни идут гораздо глубже, и проводится параллель между мезенской росписью и наскальными рисунками Заонежья. Другие искусствоведы видят сходство по стилю и по технике со старинными росписями Средней Азии и Индокитая. Как бы там ни было, очевидно, что истоки её символов — в мифологическом восприятии мира древними народами Севера. Многоярусность композиций указывает на шаманские традиции, согласно которым мир разделён на три части: подземную, наземную и небесную. На это же указывает и состоящий из символов орнамент: нижний и средний ярусы заполнены оленями и лошадьми, словно словами говорят о мире мёртвых и живых. Олени символизировали рожениц, дарящих жизнь на земле. Ель считалась символом мужской силы. Ствол мифологического Древа Жизни расписывали ромбами, означающими бесчисленный род предков. Венчающий верхушку дерева солярный знак выступал символом небесного мира, а его завитые в спирали корни обозначали подземный мир.
Верхний ярус с птицами (гуси, лебеди, утки) олицетворял души предков, оберегающих потомков. Миры эти были разделены горизонтальными орнаментными лентами и трактуются по ярусам снизу вверх. Расписные предметы усеяны дробным узором, состоящим из изображений звёзд, чёрточек и крестиков. На прялках, датированных XIX веком, встречаются изображения сцен охоты, всадников и даже парохода, выполненные в более вольном стиле, чем орнаментный узор.
"Загадки истории".
|
</> |