(ИдР-63) Родительский авторитет и принуждение оказывают
ifc — 15.10.2023В продолжение темы главной задачи взрослых людей.
Как верно констатировал один китайский мыслитель, всё, что важно, не бывает срочно, тогда как выглядящее срочным - обычно представляет собой банальную суету. А потому, наблюдая just for lulz за ЕЖГ на Ближнем Востоке, не стоит игнорировать подлинно важные явления, актуальные в любые времена.
Например, ту, о которой столь часто цитируемый мною товарищ Мараховский ровно месяц назад написал -
Родительский авторитет <...> зарождается в ребёнке сам собой. Однако есть основания поспорить с тем, что удерживается и развивается он вовсе без всякого насилия (или, шире, принуждения).
Формы наказания в нашем мире разнообразней, чем виды бабочек: для кого-то невыносимы материнские слёзы, кого-то хлещет пуще розги отцовское молчание.
Поощрение тоже выступает принуждением.
Наконец, мощнейшим инструментом принуждения является пример.
Коль скоро у нас сегодня день ув. Антона Семёновича (а ув. друзья знают, как я его чту, он в некоторой степени был и моим воспитателем), то позволю себе ещё его цитату - одну из моих любимых:
«Вы можете быть с ними (т.е. юными гражданами - В.М.) сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне, и они не выдадут. Всё равно, в чём проявляются эти ваши способности, всё равно, кто вы такой: столяр, агроном, кузнец, учитель, машинист. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы, как бы вы не были симпатичны в быту и в отдыхе, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, если все у вас оканчивается браком или «пшиком», - никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения».
- а спустя некоторое время добавил:
Время, конечно, стирает города и цивилизации, но оно не властно над истинными ценностями. Я не рискну испытывать терпение ув. друзей и возьму паузу в экскурсиях в античность (нельзя так часто думать о Римской империи), поэтому ограничусь уверением: ничто так не отрезвляет, как обнаружение в древнючих документах легендарных эпох чего-нибудь остроактуальненького, будто вчера писаного. Ув. предки в своей древней Руси, древнем Средиземноморье и древней Азии, если угодно, были не как мы. Они и были мы.
Разумеется, кое-какие атрибуты и даже сущности в схеме взаимодействия поколений за минувшие полтора века дичайше изменились. Но рискну заявить, что эти изменения - временные, поскольку они очевидным образом не ведут к развитию и продолжению поколенческих цепочек и, таким образом, не имеют билета в будущее.
Если же говорить о схемах, отработанных временем и доказавших свою жизнеспособность, то пресечение в новом поколении ошибок, имевших место в собственной юности - является константой. Роль всякого птенца в гнезде - разевать клювик и орать и вести себя абсолютно эгоцентрично. Если посмотреть на это существо, которое либо требует ещё, либо спит, трудно поверить, что уже через пару лет оно само со святым терпением будет притаскивать кому-то по сотне гусениц, стрекоз и скорпионов в день, мотаясь туда-сюда.
У млекопитающих к процессу кормления, между прочим, добавляется ещё и процесс наказания (в форме надавать по мягкому месту расшалившемуся и покинувшему отведённое место детёнышу). Кажется, у Даррелла я читал о воспитательной экзекуции, устроенной какому-то обнаглевшему тюленёнку взрослым тюленем: мелкий докапывался до взрослых, и один не выдержал и в течение получаса забрасывал наглеца в воду, дожидался, пока тот с возмущёнными воплями выплывет и вернётся на пляж, после чего снова хватал его за шиворот и кидал в море. Юный тюленёнок, безусловно, получил свой урок - но есть ли у нас повод сомневаться в том, что суровый воспитатель сам несколькими годами ранее точно так же возмущённо верещал, летая туда-сюда? Вопрос, как легко понять, риторический. Скорее всего, именно так будущий воспитатель и выучил данную воспитательную процедуру - в буквальном смысле на собственной шкуре.
Напротив: было бы откровенным манкированием своими обязанностями непредоставление ув. юному поколению ругательно-наказательных услуг, которыми мы пользовались сами, будучи в его возрасте. Это по сути то же самое, что не приносить в гнездо достаточного количества жирных гусениц и питательных высокобелковых скорпионов.
Будучи практикующим человекостроителем, выковавшим себя путём постановки опытов на себе же, а затем - начавшим применять проверенные опытом методы на своих мелких, я посвятил очередной пост на тему идей для родителей ругательно-наказательным услугам. Направленным на формирование в детях опоры на себя и таки дающим результаты даже в возрасте, который принято считать вообще несознательным.
P.S. Картинка в начале поста снова входит в число тех, которые я давно скопировал из ЖЖ-сообщества ru_marriedtosea.