рейтинг блогов

Праведный раж светлоликих потребителей инфонаркоты подсказывает рецепт трезвости

топ 100 блогов ifc11.10.2023 Эйдельман и палестинцы

К вопросу об источниках исступления.

Всякий, кто следит за событиями на Ближнем Востоке, вряд ли смог увернуться от высказываний, подобным тому, которое запечатлено на скриншоте выше. Оставленных на просторах тырнета заслуженными кряклами, ранее много лет поливавшими Эту Страну содержимым своего ОБВМ, а ныне с ражем бросившимися требовать крови палестинцев.

Упоротость, с которой носители ощущения передовитой исключительности требуют крови, видимо, и подтолкнула товарища Мараховского написать сегодня поутру эссе по теме трезвости, как образа жизни, несовместимого с употреблением любых веществ, включая и инфонаркоту.

Позволю себе обширно процитировать.

<...> Одним ‎из ‎ключевых, ‎быть‏ ‎может, ‎даже‏ ‎самым‏ ‎ключевым ‎моментом ‎в ‎понимании ‎всякой ‎эпохи ‎должен ‎быть‏ ‎ответ ‎на‏ ‎вопрос,‏ ‎что ‎именно ‎работает‏ ‎в ‎данную‏ ‎эпоху ‎и ‎в ‎данном ‎месте‏ ‎главным‏ ‎Веществом ‎- ‎возбуждающим ‎ли, ‎успокаивающим ‎ли.

Тут ‎нужно ‎заметить,‏ ‎что ‎периодически‏ ‎появляющиеся‏ ‎на ‎развлекательных‏ ‎сайтах ‎тексты ‎вида ‎«Учёные ‎предположили,‏ ‎что ‎в‏ ‎появлении‏ ‎и ‎распространении ‎христианства‏ ‎главную ‎роль‏ ‎сыграли ‎галлюциногенные ‎грибы» ‎(сопровождаемые,‏ ‎в‏ ‎свою ‎очередь,‏ ‎доказательствами ‎вида‏ ‎«на ‎древней ‎фреске ‎ангел ‎держит,‏ ‎как‏ ‎принято ‎в‏ ‎иконописи, ‎символизирующую‏ ‎мир ‎сферу, но ‎мы ‎назовём ‎её‏ грибом») являются‏ ‎упражнениями‏ ‎для ‎самых‏ ‎некритичных ‎наркоэнтузиастов.

В‏ ‎действительности ‎(я‏ ‎уже‏ ‎как-то ‎об ‎этом‏ ‎писал) ‎ув. ‎человечеству ‎всегда‏ ‎было ‎свойственно‏ ‎упарываться,‏ ‎и ‎потому ‎приписывать ‎появление ‎какого ‎бы ‎то ‎ни‏ ‎было ‎культурного,‏ ‎религиозного‏ ‎или ‎цивилизационного ‎феномена‏ ‎распространению ‎наркотика,‏ ‎вызывающего ‎искажение ‎восприятия - неуместно. ‎Человеку, ‎кажется,‏ ‎скорее‏ ‎необходимо, ‎чем ‎просто ‎хочется периодически ‎изменять ‎своё ‎восприятие: ‎во‏ ‎всяком ‎случае,‏ ‎мне‏ ‎никогда ‎не‏ ‎доводилось ‎читать ‎о ‎человеческих ‎сообществах,‏ ‎где ‎не‏ ‎практиковались‏ ‎хоть ‎какие-нибудь ‎способы‏ ‎догнаться.

Паслёновые ‎и‏ ‎грибы, ‎грубо ‎говоря, ‎растут‏ ‎всюду‏ ‎- ‎и‏ ‎доставать ‎из‏ ‎них ‎алкалоиды ‎люди ‎многие ‎тысячелетия‏ ‎назад‏ ‎начали ‎тоже‏ ‎всюду, ‎от‏ ‎Австралии ‎до ‎Патагонии ‎и ‎от‏ ‎Дальнего‏ ‎Востока‏ ‎до ‎Британских‏ ‎островов.

К ‎тому‏ ‎же ‎вопрос‏ ‎о‏ ‎том, ‎какое ‎восприятие‏ ‎является ‎изменённым, а ‎какое, ‎собственно,‏ ‎нормальным, ‎не‏ ‎имеет‏ ‎простого ‎ответа. ‎В ‎солидной ‎до ‎занудности ‎книжке, ‎посвящённой‏ ‎средневековой ‎экономике‏ ‎европейского‏ ‎пивоварения, ‎я ‎прочёл,‏ ‎например, ‎что:


  1. На‏ ‎каждого ‎ганзейского ‎морехода ‎в ‎сутки‏ ‎полагалось‏ ‎пять ‎пинт ‎пива. ‎Это, ‎конечно, ‎было ‎т.н. ‎«сельдяное»,‏ ‎или ‎«моряцкое»‏ ‎пиво‏ ‎крепостью ‎в‏ ‎пару ‎оборотов, ‎самое ‎слабое ‎—‏ ‎но ‎представим‏ ‎себе‏ ‎человека, ‎чьи ‎трудовые‏ ‎будни ‎проходят‏ ‎в ‎ситуации ‎«каждый ‎день‏ ‎по‏ ‎два ‎литра‏ ‎слабого пива», ‎и‏ ‎только ‎когда ‎человек ‎наконец ‎сходит‏ ‎на‏ ‎берег, ‎то‏ ‎выпивает ‎уже‏ ‎по-нормальному;
  2. В ‎городах ‎северной ‎Европы ‎налоги‏ ‎на‏ ‎пиво‏ ‎составляли ‎порой‏ ‎основную ‎часть‏ ‎доходов ‎бюджета‏ ‎(а‏ ‎были ‎ещё ‎и‏ ‎налоги ‎на ‎вино). ‎Это‏ ‎говорит ‎нам‏ ‎как‏ ‎о ‎том, ‎что ‎нормальный ‎средневековый ‎город ‎находился ‎перманентно‏ ‎под ‎градусом,‏ ‎так‏ ‎и ‎о ‎том,‏ ‎что ‎именно‏ ‎экономика ‎веществ (алкоголь-стимулятор, ‎хмель-седатив) ‎в ‎некотором‏ ‎смысле‏ ‎была ‎становым ‎хребтом ‎общеевропейской.
Таким ‎образом, ‎смело ‎предположим ‎мы,‏ ‎находиться ‎под‏ ‎градусом‏ ‎и ‎было‏ ‎нормой - в ‎то ‎время ‎как ‎«изменённым‏ ‎сознанием», ‎в‏ ‎свою‏ ‎очередь, ‎служили ‎пост‏ ‎и ‎трезвость.

Это‏ ‎достаточно ‎привлекательная ‎мысль, ‎чтобы‏ ‎спросить‏ ‎себя, ‎не‏ ‎рассматриваем ‎ли‏ ‎мы ‎историю ‎ув. ‎человечества ‎вверх‏ ‎тормашками.‏ ‎И ‎что‏ ‎будет, ‎если‏ ‎перевернуть ‎всё ‎на ‎180% ‎и‏ ‎попробовать‏ ‎взглянуть‏ ‎на ‎условные‏ ‎исторические ‎прорывы не‏ ‎как ‎на‏ ‎результаты‏ ‎появления ‎новых ‎наркотиков,‏ ‎а ‎наоборот ‎- ‎как‏ ‎на ‎результаты‏ ‎абстиненций.

Разумеется,‏ ‎такая ‎версия ‎для ‎того, ‎чтобы ‎стать ‎хотя ‎бы‏ ‎гипотезой, ‎потребует‏ ‎примерно‏ ‎сотни ‎лет ‎вдумчивой‏ ‎работы ‎сотни‏ ‎вдумчивых ‎исследователей ‎- ‎но ‎мы‏ ‎можем‏ ‎по ‎меньшей ‎мере ‎поспекулировать.

Если ‎верить ‎текстам ‎древним ‎и‏ ‎священным ‎-‏ ‎то‏ ‎в ‎основании‏ ‎всякого ‎нового ‎откровения ‎мы ‎с‏ ‎куда ‎большей‏ ‎вероятностью‏ ‎встретим ‎подвиг ‎воздержания,‏ ‎чем ‎«и‏ ‎тут ‎он ‎съел ‎мухомор‏ ‎и‏ ‎всё ‎понял». Примеры,‏ ‎полагаю, ‎приводить‏ ‎излишне, ‎но ‎на ‎всякий ‎случай:‏ ‎Моисей‏ ‎ли, ‎Христос‏ ‎ли, ‎Магомет‏ ‎ли ‎- ‎постились ‎(и ‎мы‏ ‎накрыли‏ ‎уже‏ ‎более ‎половины‏ ‎религиозного ‎мира);‏ ‎разбираться ‎во‏ ‎всех‏ ‎сортах ‎индуизма ‎дело‏ ‎безнадёжное, ‎но, ‎сколько ‎я‏ ‎помню, ‎для‏ ‎великих‏ ‎его ‎фигур ‎«уйти ‎на ‎14 ‎лет ‎в ‎лес‏ ‎и ‎там‏ ‎медитировать»‏ ‎было ‎делом ‎почти‏ ‎обыденным. ‎Будда‏ ‎сидел ‎под ‎своим ‎деревом ‎определённо‏ ‎ни‏ ‎под ‎чем (кроме ‎того, ‎что ‎бурлило ‎внутри ‎него).

Под ‎этим‏ ‎углом ‎уместно‏ ‎рассмотреть‏ ‎и ‎нашу‏ ‎ув. ‎современность ‎- ‎и ‎поинтересоваться‏ ‎у ‎неё,‏ ‎насколько‏ ‎часто ‎в ‎ней‏ ‎встречаются, ‎собственно,‏ ‎трезвые ‎головы.

Здесь ‎нам ‎даже‏ ‎не‏ ‎нужно ‎смотреть‏ ‎в ‎статистику‏ ‎употребления ‎вина, ‎пива, ‎водки, ‎коньяка,‏ ‎кашасы,‏ ‎коктейльчиков, ‎ракии‏ ‎(...) ‎травы,‏ ‎питури, ‎мухоморов, ‎псилоцибов, ‎аяхуаски, ‎дурмана,‏ ‎белены,‏ ‎красавки‏ ‎(...) ‎никотина‏ ‎и ‎кофеина,‏ ‎наконец.

Просто ‎учтём‏ ‎между‏ ‎прочим, ‎что ‎наш‏ ‎среднестатистический ‎современный ‎ув. ‎землянин‏ ‎помимо ‎всего‏ ‎прочего‏ ‎накачивает ‎себя ‎беспрецедентными ‎(по ‎историческим ‎меркам) ‎количествами ‎сахара.

А‏ ‎сахар ‎в‏ ‎этих‏ ‎самых ‎беспрецедентных ‎количествах‏ ‎- ‎как‏ ‎утверждают злые ‎люди ‎- ‎«приводит ‎к‏ ‎метаболическим,‏ ‎сердечно-сосудистым ‎и ‎нервным расстройствам». ‎И ‎работает, ‎как ‎известно, ‎популярнейшим‏ ‎бытовым ‎средством‏ ‎от‏ ‎депрессии ‎-‏ ‎хотя ‎одновременно ‎её ‎же ‎и‏ ‎провоцирует.

Таким ‎образом,‏ ‎на‏ ‎лобовое ‎«трезвы ‎ли‏ ‎мы ‎по‏ ‎жизни» ‎следует ‎сначала ‎основательно‏ ‎подумать,‏ ‎а ‎уж‏ ‎затем ‎осторожно‏ ‎пожать ‎плечами.

То, ‎что ‎современник ‎привык считать‏ ‎себя‏ ‎трезвенником ‎на‏ ‎том ‎основании,‏ ‎что ‎в ‎его ‎организме ‎редко‏ ‎гостит‏ ‎алкоголь‏ ‎- ‎это‏ ‎и ‎есть,‏ ‎если ‎угодно,‏ ‎искажение‏ ‎самовосприятия ‎под ‎влиянием‏ ‎текущей ‎культуры. ‎С ‎тем‏ ‎же ‎успехом‏ ‎на‏ ‎вопрос ‎о ‎здоровье ‎можно ‎отвечать ‎«да, ‎у ‎меня‏ ‎руки ‎не‏ ‎сломаны».

...А‏ ‎куда ‎определить ‎потребляемый‏ ‎ув. ‎среднестатистическим‏ ‎современным ‎землянином ‎(в ‎тоже ‎беспрецедентных‏ ‎объёмах)‏ ‎медиаконтент ‎- ‎на ‎минуточку, ‎создаваемый ‎буквально ‎затем, ‎чтобы‏ ‎изменять ‎сознание?

Здесь‏ ‎нам‏ ‎действительно ‎стоит‏ ‎на ‎минутку ‎взять ‎паузу ‎и‏ ‎отойти, ‎чтобы‏ ‎полюбоваться‏ ‎данным ‎фактом: ‎продукция,‏ ‎официально ‎и‏ ‎общепризнанно ‎производимая ‎для ‎воздействия‏ ‎на‏ ‎наше ‎восприятие,‏ ‎настроение ‎и‏ ‎ощущения, ‎не ‎считается товарами, ‎изменяющими ‎сознание‏ ‎-‏ ‎если, ‎конечно,‏ ‎при ‎её‏ ‎производстве ‎соблюдены ‎приличествующие ‎прокладки ‎вида‏ ‎«это‏ ‎мы‏ ‎не ‎пропагандируем жуткое‏ ‎насилие, ‎а‏ ‎рассказываем, ‎как в‏ ‎далёком‏ ‎вымышленном ‎Вестеросе ‎все‏ ‎друг ‎друга ‎резали ‎и‏ ‎насиловали. ‎Абсолютно‏ ‎очевидно‏ ‎же, ‎что ‎если ‎режут ‎и ‎насилуют ‎в ‎вымышленном‏ ‎Вестеросе ‎и‏ ‎красивые‏ ‎вымышленные герои ‎призывают ‎убить‏ ‎всех ‎вымышленных кливийцев/люзанцев‏ ‎- ‎то ‎это ‎никак ‎не‏ ‎возбуждает‏ ‎соответствующие ‎центры ‎в ‎человеческом ‎мозгу».

Этот ‎последний ‎феномен ‎тем‏ ‎более ‎актуален‏ ‎с‏ ‎учётом ‎того,‏ ‎что ‎сегодня ‎мы ‎наблюдаем ‎воочию,‏ ‎как ‎целый‏ ‎мир‏ ‎упарывается ‎красочными ‎кадрами‏ ‎ультранасилия ‎в‏ ‎восточном ‎Средиземноморье, ‎и ‎звучат‏ ‎какие-то‏ ‎подзабытые ‎выкрики на‏ ‎тему ‎«убить‏ ‎всех ‎недочеловеков», ‎и ‎заслуженные ‎учителя‏ ‎Российской‏ ‎Федерации, ‎два‏ ‎года ‎рассказывавшие‏ ‎ей ‎о ‎её ‎зверствах, ‎пребывают‏ ‎в‏ ‎абсолютно‏ ‎очевидном ‎вакхическом‏ ‎исступлении.


(см. скрин в начале поста)

Я ‎специально‏ ‎обрезал ‎всё,‏ ‎что‏ ‎следует ‎за ‎«потому‏ ‎что», ‎потому ‎что ‎всё‏ ‎равно, ‎почему.‏ ‎Заслуженная‏ ‎учитель, ‎конечно, ‎вставляет ‎дальше ‎между ‎собой ‎и ‎культурой,‏ ‎которую ‎в‏ ‎неё‏ ‎как ‎бы ‎заинсталлировало‏ ‎образование, ‎какие-то‏ ‎прокладки ‎- ‎но ‎видно ‎же,‏ ‎что‏ ‎её ‎прёт.

...Вывод ‎из ‎всего ‎сказанного ‎отличается ‎оскорбительной ‎простотой.

- Вероятно,‏ ‎если ‎мы‏ ‎хотим‏ ‎по-настоящему ‎изменить своё‏ ‎сознание, ‎то ‎нам ‎стоит ‎попробовать‏ ‎загнать ‎себя‏ ‎в‏ ‎трезвость ‎(физическую ‎и‏ ‎медийную). ‎И‏ ‎не ‎в ‎виде ‎специально‏ ‎обставленного‏ ‎трипа-ретрита ‎с‏ ‎выездом ‎на‏ ‎природу, ‎отключением ‎телефонов ‎и ‎прослушиванием‏ ‎какой-нибудь‏ ‎музыки ‎чаш‏ ‎(это, ‎как‏ ‎легко ‎видеть, ‎означает ‎всего ‎лишь‏ ‎«попробовать‏ ‎новых‏ ‎веществ»). ‎А‏ ‎прямо ‎посреди‏ ‎мира ‎людей,‏ ‎можно‏ ‎даже ‎без ‎отрыва‏ ‎от ‎производства ‎и ‎общения.


Тут, кстати, уместно будет привести (специально для тех, кто сейчас напишет, что во всём виноват тырнет) данные из другого, сентябрьского эссе того же Мараховского, посвящённые упарыванию медиаконтентом в доинтернетные времена зари XXI века:

<...> Самой‏ ‎большой ‎ошибкой‏ ‎представлений ‎рациональной‏ ‎эпохи ‎стало,‏ ‎пожалуй,‏ ‎то, ‎что ‎человеческая‏ ‎нужда ‎в ‎опиуме (или, ‎скажем‏ ‎шире, ‎в‏ ‎зависимости)‏ ‎трактовалась ‎ею ‎как ‎нечто ‎вызываемоей ‎недостатком ‎покоя ‎и‏ ‎уверенности ‎в‏ ‎организме.

На‏ ‎днях ‎я ‎вычитал‏ ‎один ‎впечатляющий‏ ‎факт (не ‎то ‎чтобы ‎он ‎был‏ ‎для‏ ‎нас ‎нов, ‎но ‎дело ‎было ‎двадцать ‎лет ‎назад,‏ ‎и ‎мы‏ ‎все‏ ‎уже ‎многое‏ ‎позабыли). ‎Так ‎вот:

- По ‎состоянию ‎на‏ ‎2004 ‎год,‏ ‎когда‏ ‎не ‎было ‎ещё‏ ‎ни ‎смартфонов,‏ ‎ни ‎социальных ‎медиа, ‎ни‏ ‎страха‏ ‎перед ‎глобальным‏ ‎потеплением, ‎ни‏ ‎страха ‎перед ‎возвращением ‎ядерной ‎угрозы,‏ ‎в‏ ‎самом ‎центре‏ ‎однополярного ‎мира,‏ ‎в ‎его ‎метрополии ‎(доказавшей ‎только‏ ‎что,‏ ‎между‏ ‎прочим, ‎что‏ ‎с ‎ней‏ ‎шутки ‎плохи‏ ‎и‏ ‎разнесшей ‎пару ‎стран,‏ ‎обвинённых ‎в ‎нелюбви ‎к‏ ‎ней), ‎лопавшейся‏ ‎от‏ ‎благополучия ‎и ‎недорогих ‎кредитов ‎(кризис ‎субпраймов был ‎ещё ‎за‏ ‎тремя ‎поворотами‏ ‎вокруг‏ ‎Солнца) ‎-

чувствовавшие ‎себя‏ ‎защищёнными, ‎кажется,‏ ‎более ‎чем ‎кто-либо ‎на ‎свете‏ ‎и‏ ‎уверенные ‎в ‎себе ‎граждане ‎США ‎- ‎потребляли ‎более‏ ‎11 ‎часов‏ ‎медиапродукции в‏ ‎сутки ‎в‏ ‎среднем ‎на ‎душу.

Благополучнейшее ‎общество ‎планеты‏ ‎уже ‎пырилось‏ ‎в‏ ‎экраны, ‎залипало ‎в‏ ‎юные ‎ещё‏ ‎интернеты ‎и, ‎конечно, ‎слушало‏ ‎очень‏ ‎много песен.

11 часов ‎в‏ ‎сутки ‎-‏ ‎это, ‎ув. ‎друзья, ‎много. ‎Это‏ ‎около‏ ‎43% ‎всего‏ ‎времени ‎в‏ ‎сутках ‎(а ‎ведь ‎должны ‎были‏ ‎быть ещё‏ ‎8‏ ‎часов ‎работы‏ ‎и ‎хотя‏ ‎бы ‎6-7‏ ‎часов‏ ‎сна ‎- ‎и,‏ ‎как ‎легко ‎видеть, ‎11‏ ‎часов ‎медиапродукции‏ ‎в‏ ‎сутки ‎означает, ‎что ‎кто-то ‎либо ‎потреблял ‎её ‎на‏ ‎работе, ‎либо‏ ‎недосыпал.‏ ‎Впрочем, ‎основными ‎потребителями‏ ‎видео- ‎и‏ ‎аудиоопиума ‎могли ‎быть ‎дети, ‎домохозяйки‏ ‎и‏ ‎пенсионеры, ‎как ‎и ‎сейчас).

Данный ‎факт ‎доказывает ‎нам, ‎что‏ ‎зависимость ‎гнездится‏ ‎не‏ ‎в ‎беспокойстве.‏ ‎Зависимость ‎гнездится ‎не ‎в ‎страхе‏ ‎перед ‎будущим.‏ ‎Зависимость‏ ‎вообще ‎работает ‎не‏ ‎обезболивающим ‎от‏ ‎суровости ‎жизни.

Зависимость ‎(совсем ‎как‏ ‎Царство‏ ‎Божие, ‎только‏ ‎наоборот) ‎живёт‏ ‎где-то ‎внутри ‎нас ‎и ‎охотится‏ ‎за‏ ‎нами ‎-‏ ‎и, ‎как‏ ‎легко ‎видеть, ‎часто ‎настигает.

Она, ‎можно‏ ‎сказать,‏ ‎существует‏ ‎не ‎из-за‏ ‎среды, а ‎ровно‏ ‎настолько, ‎насколько‏ ‎эта‏ ‎самая ‎среда ‎позволяет‏ ‎ей ‎существовать.

И ‎если ‎среда‏ ‎позволяет ‎забытье‏ ‎/‏ ‎трип ‎/ ‎отключку ‎в ‎принципе ‎- ‎то ‎наш‏ ‎ув. ‎современник‏ ‎вполне‏ ‎согласен ‎забить ‎на‏ ‎все ‎любые‏ ‎трудности.


Что следует из всего, изложенного выше?

Что если наш современник хочет и правда оставаться трезвым, то ему придётся отказаться от упарывания не только веществами любого сорта, включая официально разрешённые никотин и алкоголь, но и их аналогами из мира порождающей неуиноуных хомяков состоящей из сплошного сахара нямки, а также из мира инфонаркоты, жадно потребляемой любителями дискурса "кровь, кишки, разтридварасило" (вне зависимости от политической ориентации оных любителей).

Быть трезвым в наше интересное время означает не вовлекаться эмоционально примерно ни во что. Действуя хладнокровно даже в отношении тех, кого мы верно считаем нашими экзистенциальными противниками, жаждущими гибели Этой Страны и её народа.

Ибо любой, кто жаждет войти в праведный раж, мало чем отличается от заслуженных эйдельманов.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Постельные сцены в эту холодную осеннюю пору ...
При нестабильном центральном электроснабжении, либо при его отсутствии загородный дом и дачу можно оснастить автономной системой энергоснабжения – дизельными генераторами, они обеспечат объекты необходимым количеством энергии. Что представляет собой дизельная электростанция Это у ...
И до "СПОКОЙНОЙ НОЧИ МАЛЫШИ" добрались десталинизаторы. «Я считаю, что эту программу, являющую собой пережиток советского прошлого, атавизм в информационной среде современного российского медиаполя, следует закрыть», - заявил... кто бы Вы ...
Ребенок уже второй год занимается в школе русской традиционной культуры «Терем», но так уж вышло, что музея этой самой школы я до сих пор не видел. И сегодня, неожиданно, этот гештальт закрылся ...
Продолжается подготовка к параду Победы в Донецке. В условиях террористической угрозы со стороны Украины, безопасность важнее всего. Вся техника снова тщательно проверяется сапёрами, чтобы не допустить опасности для зрителей. Рабочее обсуждение ПВО Республики На заднем пл ...