Перемога индивидуализма над коллективизмом рушит глобальный Север

топ 100 блогов ifc02.10.2023 число миллионеров в США

Минутка истоков.

Продолжая вчерашнюю тему, не могу не отметить, что описанная в предыдущем посте "патократия" есть следствие полного торжества индивидуализма над коллективизмом. Как верно отметил сегодня поутру товарищ Мараховский, конфликт между двумя упомянутыми подходами долгое время играл роль двигателя развития т.н. глобального Севера, т.е. стран, находящихся в умеренных и холодных широтах, откуда длительное время осуществлялось доминирование над южанами.

Это долго было сильной стороной эльфийской Status Civilization, но это же в итоге её и подточило:

<...> Все‏ ‎страны‏ ‎т.н.‏ ‎Севера ‎отличает‏ ‎аффектированный ‎конфликт‏ ‎личного ‎и‏ ‎общественного, который‏ ‎- ‎в ‎разных‏ ‎вариантах ‎и ‎в ‎разное‏ ‎время ‎-‏ ‎периодически‏ ‎приводит ‎к ‎победе ‎какого-нибудь ‎«индивидуализма» ‎или ‎«коллективизма», ‎а‏ ‎уже ‎эта‏ ‎победа‏ ‎в ‎свою ‎очередь,‏ ‎основательно ‎переразвившись,‏ ‎превращается ‎в ‎свою ‎противоположность.

В ‎рамках‏ ‎этого‏ ‎северного ‎сюжета ‎можно ‎наблюдать ‎неожиданные ‎(казалось ‎бы) ‎смены‏ ‎ролей.

Например, ‎запрыгнем‏ ‎сейчас‏ ‎в ‎нашу‏ ‎потёртую ‎машину ‎времени, ‎отправимся ‎на‏ ‎ней ‎в‏ ‎1983‏ ‎год ‎и, ‎выйдя‏ ‎на ‎площадь‏ ‎перед ‎каким-нибудь ‎европейским ‎капитолием,‏ ‎попробуем‏ ‎сообщить ‎почтенным‏ ‎буржуа ‎следующее:

- Через‏ ‎сорок ‎лет ‎консервативная ‎христианская ‎капиталистическая‏ ‎Россия‏ ‎будет ‎противостоять‏ ‎стремительно ‎секуляризирующемуся‏ ‎Западу, ‎прогрессивные ‎левые ‎элиты ‎которого‏ ‎достигнут‏ ‎внушительных‏ ‎успехов ‎в‏ ‎пропаганде ‎равенства,‏ ‎планирования, ‎контроля‏ ‎умственной‏ ‎жизни ‎граждан ‎и‏ ‎коллективной ‎дисциплины. ‎Во ‎имя‏ ‎общей ‎великой‏ ‎цели‏ ‎западные ‎народы ‎будут ‎убеждать ‎всё ‎более ‎настойчиво ‎отказываться‏ ‎от ‎личного‏ ‎имущества,‏ ‎личного ‎транспорта ‎и‏ ‎удобств ‎-‏ ‎и ‎даже ‎пытаться ‎регулировать ‎их‏ ‎рацион‏ ‎питания ‎через ‎апелляции ‎к ‎общему ‎великому ‎благу. ‎Дойдёт‏ ‎до ‎того,‏ ‎что‏ ‎в ‎Англии‏ ‎начнут ‎арестовывать ‎за ‎лайки ‎в‏ ‎соцсетях, ‎и‏ ‎вам‏ ‎лучше ‎не ‎знать,‏ ‎что ‎это‏ ‎такое.

Если ‎буржуа ‎будут ‎типичными‏ ‎для‏ ‎своей ‎эпохи - то‏ ‎они ‎засмеются:‏ ‎чушь ‎какая. ‎Если ‎же ‎нам‏ ‎встретится‏ ‎умный ‎старичок-профессор,‏ ‎родившийся ‎ещё‏ ‎на ‎заре ‎XX ‎века, ‎то‏ ‎он‏ ‎не‏ ‎найдёт ‎в‏ ‎нашем ‎пророчестве‏ ‎ничего ‎ни‏ ‎удивительного,‏ ‎ни ‎невероятного.

- Как ‎же,‏ ‎как ‎же, ‎- ‎скажет‏ ‎он, ‎-‏ ‎я‏ ‎отлично ‎помню ‎главный ‎идейный ‎спор ‎времён ‎Первой ‎мировой,‏ ‎спор ‎между‏ ‎героическим‏ ‎коллективизмом ‎пруссаков ‎и‏ ‎торговым ‎индивидуализмом‏ ‎англичан. ‎Немцы ‎были ‎уверены, ‎что‏ ‎разработали‏ ‎научно-философскую ‎концепцию ‎грядущего ‎мира, ‎в ‎котором ‎не ‎существует‏ ‎частных ‎лиц, ибо‏ ‎всякий‏ ‎гражданин ‎да‏ ‎исполняет ‎какую-нибудь ‎государственную ‎должность. ‎И,‏ ‎следовательно, ‎все‏ ‎работают‏ ‎как ‎детали ‎одного‏ ‎эффективного ‎механизма‏ ‎ради ‎общей ‎цели. ‎

Свой‏ ‎героический‏ ‎коллективизм ‎они‏ ‎противопоставляли ‎презренному‏ ‎английскому ‎торгашеству ‎и ‎либерализму, ‎при‏ ‎котором‏ ‎движения ‎капиталов‏ ‎и ‎масс‏ ‎определяла ‎не ‎общая ‎воля ‎нации,‏ ‎а‏ ‎чьи-то‏ ‎частные ‎амбиции‏ ‎и ‎алчность.‏ ‎Да, ‎да...‏ ‎Сейчас‏ ‎забавно ‎вспоминать ‎об‏ ‎этом. ‎Так ‎вы ‎говорите,‏ ‎молодые ‎люди,‏ ‎что‏ ‎через ‎сорок ‎лет ‎мы, ‎европейцы, ‎прогуляемся ‎по ‎этим‏ ‎граблям ‎заново?‏ ‎Ну‏ ‎что ‎ж, ‎это‏ ‎хорошая ‎новость‏ ‎для ‎меня: получается, ‎я ‎не ‎доживу‏ ‎до‏ ‎римейка ‎фильма, ‎который ‎уже ‎видел ‎в ‎юности. ‎Значит,‏ ‎и ‎жалеть‏ ‎не‏ ‎о ‎чём.

...Так‏ ‎вот, ‎ув. ‎друзья. ‎Есть ‎основания‏ ‎полагать, ‎что‏ ‎у‏ ‎«глобального ‎Юга» ‎конфликт‏ ‎между ‎личным‏ ‎и ‎общественным ‎никогда ‎(по‏ ‎крайней‏ ‎мере, ‎до‏ ‎сих ‎пор)‏ ‎не ‎достигал ‎«северного» ‎накала ‎и‏ ‎не‏ ‎выступал ‎сюжетообразующим.‏ ‎С ‎высокой‏ ‎вероятностью ‎- ‎потому, ‎что ‎«северный‏ ‎сюжет»‏ ‎как‏ ‎раз ‎заключается‏ ‎в ‎противопоставлении‏ ‎личности ‎и‏ ‎её‏ ‎воли ‎обществу ‎и‏ ‎судьбе, ‎которую ‎она ‎приносит‏ ‎- ‎а‏ ‎«южные»‏ ‎сюжеты ‎не ‎включают ‎этого ‎противопоставления. ‎Или, ‎по ‎меньшей‏ ‎мере, ‎не‏ ‎считают‏ ‎его ‎главным.

Китайцы ‎славны‏ ‎во ‎всём‏ ‎мире ‎своей ‎предприимчивостью ‎- ‎но‏ ‎эта‏ ‎предприимчивость ‎у ‎них ‎не ‎сталкивается ‎в ‎конфликте ‎с‏ ‎идеей ‎общественного‏ ‎блага.‏ ‎Им ‎в‏ ‎базовом ‎смысле ‎даже ‎трудновато ‎понять,‏ ‎почему, ‎собственно,‏ ‎почему‏ ‎могучий ‎индивид ‎должен‏ ‎непременно ‎бросать‏ ‎обществу ‎вызов, если ‎куда ‎продуктивней‏ ‎будет‏ ‎его ‎использовать.‏ ‎

Тут ‎стоит‏ ‎вспомнить, ‎что ‎главным ‎аргументом ‎«северных»‏ ‎мыслителей‏ ‎в ‎спорах‏ ‎о ‎том,‏ ‎достигнет ‎ли ‎когда-либо ‎Китай ‎экономического‏ ‎величия,‏ ‎служил‏ ‎следующий:

- Нет, ‎в‏ ‎Китае ‎однопартийная‏ ‎система ‎и‏ ‎политический‏ ‎авторитаризм. ‎Такие ‎системы‏ ‎подавляют ‎личную ‎инициативу, ‎а‏ ‎потому ‎неконкурентоспособны.‏ ‎Теорема‏ ‎доказана.

Мы ‎сейчас ‎знаем, ‎как ‎оно ‎вышло ‎на ‎деле.‏ ‎И ‎мы‏ ‎можем‏ ‎предположить, ‎что ‎под‏ ‎«китайским ‎авторитаризмом»‏ ‎северные ‎мыслители ‎упорно ‎понимали ‎всё‏ ‎то‏ ‎же ‎собственное ‎пруссачество ‎конца ‎XIX ‎века ‎(у ‎всех‏ ‎пруссаков ‎есть‏ ‎какая-нибудь‏ ‎должность, ‎все‏ ‎они ‎винтики ‎одной ‎машины, ‎всё‏ ‎личное ‎подавлено‏ ‎в‏ ‎пользу ‎общеимперской ‎цели).‏ ‎

«Китайский ‎авторитаризм»,‏ ‎с ‎их ‎точки ‎зрения,‏ ‎должен‏ ‎был ‎быть‏ ‎именно ‎европейской‏ ‎антиутопией ‎с ‎тотальным ‎контролем ‎сознания‏ ‎и‏ ‎подавлением ‎личности,‏ ‎потому ‎что‏ ‎как ‎иначе-то. ‎Мысль ‎о ‎том,‏ ‎что‏ ‎личность‏ ‎вне ‎северного‏ ‎сюжета ‎может‏ ‎комфортно ‎себя‏ ‎чувствовать‏ ‎в ‎высокоорганизованной ‎среде‏ ‎и ‎реализовывать ‎свои ‎мульки,‏ ‎не ‎сталкиваясь‏ ‎вдребезги‏ ‎с ‎косным ‎социумом, ‎для ‎них ‎была ‎странна.

Я, ‎увы,‏ ‎не ‎специалист‏ ‎по‏ ‎современным ‎обществам ‎глобального‏ ‎Юга, ‎а‏ ‎на ‎их ‎жизнь ‎мы ‎смотрим‏ ‎через‏ ‎очень ‎тусклое ‎стекло ‎книжей, ‎издаваемых ‎на ‎западе, ‎блогеров,‏ ‎вещающих ‎на‏ ‎запад,‏ ‎и ‎фильмов,‏ ‎награждаемых ‎на ‎западе ‎(то ‎есть‏ ‎отобранных ‎глобальным‏ ‎Севером.‏ ‎А ‎значит, ‎комплементарных‏ ‎его ‎представлениям‏ ‎о ‎правильном ‎драматическом ‎конфликте).

Но‏ ‎мы‏ ‎можем ‎судить‏ ‎по ‎результатам:‏ ‎главные ‎северные ‎пророчества ‎относительно ‎Юга‏ ‎(от‏ ‎его ‎неспособности‏ ‎к ‎креативу‏ ‎и ‎до ‎его ‎непременной ‎будущей‏ ‎военной‏ ‎агрессивности)‏ ‎оказались ‎ошибочны.‏ ‎

И ‎напротив:‏ ‎относительно ‎себя‏ ‎самого‏ ‎глобальный ‎Север ‎предсказывал,‏ ‎как ‎выясняется, ‎довольно ‎верно.‏ ‎Констатация, ‎некода‏ ‎сделанная‏ ‎на ‎этом ‎проекте ‎(о ‎том, ‎что ‎Оруэлл ‎и‏ ‎Хаксли ‎вместо‏ ‎того,‏ ‎чтобы ‎бороться ‎до‏ ‎победы ‎кого-нибудь‏ ‎одного, ‎поженились ‎и ‎родили ‎современный‏ ‎нищепанк)‏ ‎с ‎некоторых ‎пор ‎постоянно ‎встречается ‎мне ‎в ‎едкой‏ ‎западной ‎публицистике («как‏ ‎оказалось,‏ ‎две ‎антиутопии‏ ‎лучше ‎одной»).


Несмотря на то, что я в целом согласен с выкладками товарища Мараховского, у меня есть одно существенное возражение.

Оно заключается в том, что, несмотря на показушное следование к "великой цели" (ради которой турбированных хомяков бомбардируют боевыми химерами ради принуждения к отказу от собственности ради достижения формулы "вы не будете ничем владеть и будете счастливы"), IRL всё это, конечно, не качание маятника в сторону коллективизма, а лишь имитация оного.

На самом деле индивидуализм в нормальных-то странах торжествует - как бы намекает нам приведённая выше картинка со статистикой о стремительном росте числа богачей в Оплоте Свободы и других государствах эльфийской Status Civilization. Просто это индивидуализм с двойным дном: для ылитных рептилоидов он проявляется в росте материального благосостояния, а для рядовых турбированных хомяков - лишь в накачке ЧСВ, той самой, о коей тут шла речь вчера. Ведь возвеличивание любых патологий - это и есть раздувание ЧСВ носителей оных патологий.

В результате такой перемоги социальные институты идут вразнос способом, о коем тот же Мараховский писал чуть ранее:

... Существование ‎человека ‎вообще ‎трагично‏ ‎и ‎драматично,‏ ‎конфликт‏ ‎между ‎индивидуальным ‎и ‎общественным ‎проходит ‎отнюдь ‎не ‎вне,‏ ‎но ‎внутри нас‏ ‎-‏ ‎и ‎не ‎существует‏ ‎системы, ‎которая‏ ‎не ‎норовила ‎бы ‎- ‎постоянно!‏ ‎-‏ ‎превратиться ‎в ‎смесь ‎анархии ‎(для ‎тех, ‎кто ‎имеет‏ ‎власть ‎причинять‏ ‎неприятности)‏ ‎с ‎рабством‏ ‎(тех, ‎кто ‎причинять ‎неприятности ‎не‏ ‎может).

Поскольку ‎всякая‏ ‎система‏ ‎иерархична ‎- ‎легко‏ ‎понять, ‎что‏ ‎на ‎её ‎вершине ‎всегда расположены‏ ‎граждане,‏ ‎чьи ‎возможности‏ ‎принуждать ‎заметно‏ ‎шире, ‎чем ‎у ‎тех, ‎кто‏ ‎располагаются‏ ‎в ‎подножии‏ ‎её.

Соответственно ‎здоровье‏ ‎систем поддерживается ‎за ‎счёт ‎присутствия ‎в‏ ‎них‏ ‎таких‏ ‎редких ‎зверей,‏ ‎как ‎«герой-индивид‏ ‎высокого ‎ранга,‏ ‎фанатеющий‏ ‎на ‎повышении ‎эффективности‏ ‎системы ‎и ‎успешно ‎стимулирующий‏ ‎всех ‎в‏ ‎нём‏ ‎участвовать».

Данное ‎стимулирование ‎всегда ‎заключается ‎и ‎в ‎раздаче ‎призов,‏ ‎и ‎в‏ ‎раздаче‏ ‎люлей.

Легко ‎понять, ‎что‏ ‎такого ‎героя‏ ‎всегда ‎чаще ‎встретишь ‎во ‎главе‏ ‎«собственного‏ ‎дела», ‎чем ‎в ‎министерстве, ‎церкви ‎или ‎корпорации ‎-‏ ‎поскольку ‎все‏ ‎эти‏ ‎почтенные ‎институты,‏ ‎как ‎правило, ‎находятся ‎на ‎разных‏ ‎стадиях ‎системного‏ ‎кризиса.‏ ‎Кризис ‎же ‎этот‏ ‎всегда ‎наступает‏ ‎потому, ‎что ‎индивиды, ‎фанатеющие‏ ‎не‏ ‎на ‎повышении‏ ‎эффективности ‎системы,‏ ‎а ‎на ‎сугубо ‎личных ‎целях,‏ ‎неизменно‏ ‎воспринимают ‎иерархию‏ ‎как ‎ресурс‏ ‎- ‎и ‎эксплуатируют ‎её ‎как‏ ‎ресурс,‏ ‎то‏ ‎есть ‎не‏ ‎симбиотически, ‎а‏ ‎паразитарно.

В ‎качестве‏ ‎злободневного‏ ‎примера ‎можно ‎привести‏ ‎недавнюю ‎встречу ‎генсека ‎НАТО‏ ‎и ‎министра‏ ‎обороны‏ ‎США, ‎на ‎которой ‎оба ‎великих ‎манагера ‎согласились, ‎что‏ ‎надо ‎готовиться‏ ‎к‏ ‎долгой, ‎лет ‎на‏ ‎7-8, войне ‎на‏ ‎Юкрейн ‎и ‎обеспечивать ‎победу. Феерия ‎заключается‏ ‎в‏ ‎том, ‎что ‎обоим, ‎скорее ‎всего, ‎остался ‎ровно ‎год‏ ‎в ‎нынешних‏ ‎должностях‏ ‎(после ‎чего‏ ‎оба ‎перейдут ‎на ‎прямое ‎или‏ ‎косвенное ‎содержание‏ ‎производителей‏ ‎оружия) ‎- ‎и‏ ‎обоим, ‎соответственно,‏ ‎глубоко ‎пофигу, ‎что ‎будет‏ ‎через‏ ‎7 ‎лет.

...Но,‏ ‎к ‎великому‏ ‎счастью ‎человечества, ‎люди ‎часто ‎сочетают‏ ‎в‏ ‎себе ‎альтруизм‏ ‎с ‎паразитизмом‏ ‎- ‎и ‎пропорции ‎могут ‎меняться‏ ‎в‏ ‎зависимости‏ ‎от ‎ситуации.‏ ‎У ‎многих‏ ‎жертвенных ‎героев‏ ‎были‏ ‎судимости ‎за ‎хищения,‏ ‎у ‎многих ‎осуждённых ‎за‏ ‎спекуляции ‎были‏ ‎боевые‏ ‎награды.

Из ‎всего ‎сказанного ‎легко ‎сделать ‎следующие ‎выводы:

А: ‎в‏ ‎здоровом ‎(всегда‏ ‎«пока‏ ‎ещё» ‎или ‎«уже‏ ‎опять») ‎коллективе‏ ‎индивиды, ‎имеющие ‎значение, ‎заинтересованы ‎в‏ ‎достижении‏ ‎настоящих ‎результатов ‎коллективного ‎действия.

Б: ‎в ‎нездоровом ‎(всегда ‎«уже»‏ ‎или ‎«ещё»)‏ ‎коллективе‏ ‎индивиды, ‎имеющие‏ ‎значение, ‎стремятся ‎имитировать ‎результаты ‎с‏ ‎целью ‎обеспечения‏ ‎личных‏ ‎антиколлективных ‎целей.

В: ‎не‏ ‎абсолютным, ‎но‏ ‎довольно ‎надёжным ‎признаком ‎больного‏ ‎коллектива‏ ‎и ‎больной‏ ‎системы ‎служит‏ ‎умножение ‎в ‎них ‎числа ‎дополнительных,‏ ‎не‏ ‎относящихся ‎к‏ ‎базовым ‎результатам‏ ‎целевых ‎показателей, за ‎которые ‎происходит ‎раздача‏ ‎призов‏ ‎и‏ ‎люлей.

Говоря ‎проще,‏ ‎если ‎в‏ ‎колхозе ‎начинают‏ ‎принуждать‏ ‎к ‎участию ‎в‏ ‎самодеятельности ‎и ‎увязывать ‎выдачу‏ ‎сахара ‎с‏ ‎посещением‏ ‎лекций ‎о ‎физике ‎- ‎значит, ‎председатель ‎пользует ‎заклубом‏ ‎(а ‎для‏ ‎выдачи‏ ‎ей ‎ачивок ‎нужны‏ ‎отчёты).

А ‎если‏ ‎в ‎корпорации ‎заводятся ‎«офицеры ‎по‏ ‎инклюзивности»‏ ‎и ‎показатели ‎ESG ‎(как ‎верно ‎отмечает ув. ‎коллега ‎Кримсон,‏ ‎сейчас ‎это‏ ‎оформляется‏ ‎у ‎нас‏ ‎не ‎под ‎«на ‎Западе ‎все‏ ‎так ‎делают», а‏ ‎под‏ ‎«в ‎Китае ‎все‏ ‎так ‎делают») - значит,‏ ‎верхушка ‎основательно ‎инфицирована ‎завклубами,‏ ‎хранящими‏ ‎ключи ‎от‏ ‎личных ‎радостей‏ ‎руководства.


Так вот, моё утверждение, что эльфийской Status Civilization вскоре каюк, базируется на том основании, что в западной части глобального Севера упомянутые в цитате целевые показатели - инклюзивность, ESG и прочий левацкий дрэк - полностью вытеснили то, что имеет отношение к действительной пользе для общества. Обогащая лишь узкую прослойку заказчиков господствующего передовитого дискурса и их корпоративной обслуги.

Как эффективные манагеры провернули это, я уже писал, повторяться не стану.

Наша же задача - сдержать наступление скользких эффективных манагеров в Этой Стране, не обращая никакого внимания на то, что они теперь апеллируют не к эльфийским, а к китайским best practices.

Если сдержим - тогда глобальный Север рухнет без нас.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Знаете, я все больше убеждаюсь в том, что ЖЖ это наркотик. От него есть определенного рода зависимость, по сути своей, мало чем отличающаяся от наркотических веществ. Судите сами. Возьмем, к примеру, поездку блогеров в пресс-туры. Всегда и везде найдутся в компании те, кто судорожно ищет ...
#тосамоелето #вижукрасивое   9 июня 2023 года гулял в Ландшафтном парке Митино и решил показать вам белых лебедей.  ...
Пятничный пост одного фото. Стоит герой возле моего дома в Красном Селе.  Ездит периодически. Угадывайте наличие тонировки передней полусферы. ...
Когда вам говорят, что девушка победила в конкурсе красоты, что вы ожидаете увидеть перед собой? Уверена, что вы, как и я, думаете о внешности победительницы: ноги от ушей, классически красивое лицо с высокими скулами, тонкий носик, обворожительная улыбка. Ну, примерно вот так: Фото: ...
Я заметила,что давно ничего не показывала вам из того,что готовлю Как-то времени не было. Но был у меня рецептик,который я как-то подглядела в женском журнале . В эти выходные решила побаловать своих любимых мужчин и приготовила куриную грудку,с помидорами и сыром,запеченную в духовке. ...