(Ч208) "Добродетельный" современник скрывается от глаз Deus ex machina

топ 100 блогов ifc21.09.2023 и про вино скажи

К вопросу о внутреннем чекисте.

В комментариях к моим постам регулярно возникают дискуссии по вопросам нравственности и морали, зачинатели и участники коих нередко отстаивают материалистическую точку зрения (например) на оные вопросы.

Тем интереснее читать об успехах передовитых эльфийских обществ, продвинувшихся по дороге отрицания наличия Бога намного дальше отечественного социума. Вот из относительно недавнего, накопанного товарищем Мараховским:

<...> Я ‎встретил ‎великолепный образчик современного ‎авторского‏ ‎рассуждения ‎в‏ ‎передовом‏ ‎английском ‎СМИ. ‎Как‏ ‎сказал ‎бы‏ ‎робот ‎Яндекса, ‎«в ‎статье ‎рассматриваются‏ ‎аспекты‏ ‎утраты ‎религиозности ‎населением ‎Британии ‎и ‎вопросы ‎морали». ‎

Автор:‏ ‎

а) ‎цитирует‏ ‎опросы,‏ ‎согласно ‎которым‏ ‎христианами ‎себя ‎считают ‎менее ‎половины‏ ‎жителей ‎Британии;‏ ‎лишь‏ ‎около ‎четверти ‎опрошенных‏ ‎считают ‎Британию‏ ‎христианской ‎страной, ‎лишь ‎1%‏ ‎считающих‏ ‎себя ‎христианами‏ ‎обращаются ‎за‏ ‎нравственным ‎руководством ‎к ‎Библии ‎и‏ ‎лишь‏ ‎5% ‎следуют‏ ‎в ‎моральной‏ ‎части ‎христианским ‎традициям.

б) ‎задаётся ‎вопросом,‏ ‎связано‏ ‎ли‏ ‎«отступление ‎от‏ ‎христианства» ‎с‏ ‎наблюдаемыми ‎моральными‏ ‎проблемами‏ ‎общества ‎(а ‎общество,‏ ‎как ‎мы ‎помним, ‎всё‏ ‎более ‎одиноко,‏ ‎эгоцентрично,‏ ‎атомизировано ‎и ‎сидит ‎на ‎антидепрессантах). ‎Действительно ‎ли, ‎перефразируя‏ ‎Достоевского, ‎мы‏ ‎не‏ ‎можем ‎быть ‎моральными‏ ‎без ‎приглядывающей‏ ‎за ‎нами ‎небесной ‎камеры ‎слежения‏ ‎и‏ ‎«если ‎Бога ‎нет, ‎то ‎всё ‎позволено»?

в) ‎отвечает: ‎ну‏ ‎конечно ‎же,‏ ‎нет!‏ ‎Ведь ‎христиане‏ ‎некогда ‎торговали ‎рабами, ‎жгли ‎ведьм‏ ‎и ‎казнили‏ ‎прелюбодеев‏ ‎- ‎и ‎считали‏ ‎это ‎вполне‏ ‎санкционированным ‎Богом. ‎Сейчас ‎они‏ ‎так‏ ‎не ‎считают,‏ ‎а ‎это‏ ‎значит, ‎что ‎и ‎без ‎Бога‏ ‎всё‏ ‎ок. ‎

Что‏ ‎бросается ‎в‏ ‎глаза ‎в ‎данной ‎статье, ‎ув.‏ ‎друзья:‏ ‎по‏ ‎сути, ‎это‏ ‎похвала ‎пассивности.‏ ‎Пугающим ‎действиям древних‏ ‎христиан‏ ‎противопоставляется ‎похвальное ‎бездействие современных‏ ‎нехристиан. ‎И ‎это ‎отсутствие‏ ‎действий ‎-‏ ‎вызванное‏ ‎очевидными ‎историческими ‎причинами ‎- ‎трактуется ‎с ‎какого-то ‎перепугу‏ ‎как ‎добродетель.

Оказывается,‏ ‎мы‏ ‎с ‎вами ‎сегодня‏ ‎не ‎торгуем‏ ‎рабами, ‎не ‎жжём ‎ведьм ‎и‏ ‎не‏ ‎казним ‎за ‎адюльтер ‎не ‎потому, ‎что ‎не ‎можем‏ ‎себе ‎этого‏ ‎позволить,‏ ‎а ‎потому,‏ ‎что ‎высокоморальны.

Но ‎передовой ‎автор, ‎скорее‏ ‎всего, ‎даже‏ ‎не‏ ‎замечает, ‎что ‎фактически‏ ‎утверждает ‎моральное‏ ‎преимущество ‎обычных ‎камер ‎слежения‏ ‎перед‏ ‎«воображаемой ‎камерой‏ ‎слежения ‎с‏ ‎небес». ‎Ему ‎не ‎приходит ‎в‏ ‎голову,‏ ‎что ‎воздерживаться‏ ‎от ‎работорговли‏ ‎и ‎сожжения ‎ведьм ‎там, ‎где‏ ‎за‏ ‎это‏ ‎полагается ‎пожизненное‏ ‎- ‎несколько‏ ‎проще, ‎чем‏ ‎там,‏ ‎где ‎то ‎и‏ ‎другое ‎часть ‎общепринятой ‎практики.

Ему‏ ‎не ‎приходит‏ ‎в‏ ‎голову ‎сопоставить ‎деяния ‎одинаково ‎доступные, ‎одинаково осуждаемые, ‎но ‎не‏ ‎наказуемые в ‎верующих‏ ‎и‏ ‎неверующих ‎обществах ‎-‏ ‎и ‎посмотреть,‏ ‎работает ‎ли ‎религия ‎и ‎если‏ ‎да,‏ ‎то ‎как. ‎

Если ‎бы ‎он ‎попытался ‎это ‎сделать‏ ‎(например, ‎выяснить,‏ ‎почему‏ ‎процент ‎дамских‏ ‎измен ‎в ‎передовых ‎обществах ‎вырос на‏ ‎40% ‎за‏ ‎20‏ ‎лет ‎и ‎не‏ ‎связано ‎ли‏ ‎это ‎с ‎тем, ‎что‏ ‎процент‏ ‎верующих ‎в‏ ‎них ‎упал‏ ‎на ‎25% ‎за ‎те ‎же‏ ‎20‏ ‎лет) ‎-‏ ‎это ‎было‏ ‎бы ‎попыткой ‎рассмотреть ‎вопрос ‎морали‏ ‎и‏ ‎религии‏ ‎по ‎сути,‏ ‎по ‎смыслу‏ ‎и ‎по‏ ‎содержанию.‏ ‎

Но ‎передовой ‎автор‏ ‎- ‎потому ‎и ‎передовой,‏ ‎что ‎не‏ ‎нуждается‏ ‎в ‎содержании ‎и ‎смысле. ‎Он ‎потому ‎и ‎передовой,‏ ‎что ‎оперирует‏ ‎словесными‏ ‎упаковками ‎от ‎смыслов‏ ‎и ‎содержаний,‏ ‎причём ‎на ‎высоких ‎оборотах ‎(он‏ ‎фигачит‏ ‎книжки, ‎читает ‎лекции, ‎ведёт ‎подкасты, ‎строчит ‎колонки, ‎а‏ ‎ещё ‎надо‏ ‎не‏ ‎забывать ‎иксить‏ ‎в ‎X). ‎Он ‎потому ‎и‏ ‎передовой, ‎что‏ ‎в‏ ‎битве ‎содержания ‎и‏ ‎простоты ‎перешёл‏ ‎на ‎сторону ‎добра.

И ‎то,‏ ‎что‏ ‎он ‎пишет‏ ‎- ‎естественно,‏ ‎является ‎в ‎чистом ‎виде ‎пересказом‏ ‎от‏ ‎GPT ‎и‏ ‎инъекцией ‎оземпика‏ ‎в ‎мозг ‎аудитории. ‎Ведь ‎ей,‏ ‎ув.‏ ‎аудитории,‏ ‎тоже ‎некогда‏ ‎разбираться ‎по‏ ‎сути: ‎ей‏ ‎нужна‏ ‎прямо ‎сейчас ‎инъекция‏ ‎со ‎вкусовыми ‎маркерами-тезисами ‎«Ты‏ ‎высокоморальная ‎умничка»‏ ‎и‏ ‎«Тебе ‎не ‎нужно ‎напрягаться, ‎чтобы ‎держать ‎высокую ‎моральную‏ ‎марку, ‎за‏ ‎тебя‏ ‎всё ‎делают ‎камеры‏ ‎слежения».

И ‎ув.‏ ‎целевая ‎аудитория ‎получает ‎то, ‎что‏ ‎хочет:‏ ‎словесные ‎пирожки ‎с ‎ничем, ‎завёрнутые ‎в ‎упаковку ‎«ты‏ ‎только ‎что‏ ‎прочла‏ ‎умное ‎и‏ ‎всё ‎поняла».

...К ‎сказанному ‎остаётся ‎добавить‏ ‎одну ‎занятную‏ ‎жизненную‏ ‎рифму.

В ‎городе ‎Лондоне,‏ ‎занимающем ‎сейчас,‏ ‎плюс-минус, ‎чуть ‎ли ‎не‏ ‎весь‏ ‎юг ‎упомянутой‏ ‎Британии, ‎начиная‏ ‎с ‎поздней ‎весны идёт охота ‎граждан‏ ‎на ‎камеры‏ ‎слежения. Эти ‎камеры‏ ‎призваны ‎к ‎высокой ‎(одобряемой ‎лондонцами)‏ ‎миссии:‏ ‎выпаливать‏ ‎и ‎привлекать‏ ‎к ‎ответственности‏ ‎тех, ‎чьи‏ ‎грязные‏ ‎машины ‎обнаруживаются ‎в‏ ‎объявленной ‎«зоне ‎сверхнизких ‎выбросов»‏ ‎(штраф ‎-‏ ‎12‏ ‎с ‎половиной ‎фунтов ‎в ‎сутки). ‎Городские ‎власти ‎с‏ ‎грустью ‎констатируют,‏ ‎что‏ ‎истреблены ‎уже ‎сотни‏ ‎камер, ‎а‏ ‎поймать ‎удалось ‎пока ‎только одного‏ ‎человека.

Это‏ ‎иллюстрирует ‎простую ‎мысль. ‎Безусловно, ‎если ‎граждане ‎лишены ‎внутренних‏ ‎императивных ‎структур‏ ‎вроде‏ ‎Бога ‎и‏ ‎заповедей ‎с ‎небес, ‎то ‎с‏ ‎ними ‎куда‏ ‎проще‏ ‎«коммуницировать» ‎любому ‎истеблишменту:‏ ‎граждане ‎будут‏ ‎кивать, ‎поддерживая ‎всё ‎одобряемое,‏ ‎и‏ ‎осуждать ‎всё‏ ‎осуждаемое, ‎и‏ ‎вообще ‎«хавать ‎что ‎дают». ‎

Но‏ ‎заставить‏ ‎их ‎самих‏ ‎вести ‎себя - будет‏ ‎становиться ‎всё ‎трудней. ‎Ибо ‎если‏ ‎их‏ ‎внутренний‏ ‎Достоевский ‎с‏ ‎преступлениями ‎и‏ ‎наказаниями ‎вынесен‏ ‎на‏ ‎аутсорс ‎и ‎передан‏ ‎репрессивным ‎органам ‎и ‎умным‏ ‎камерам, ‎то‏ ‎для‏ ‎них ‎«скрыться ‎от ‎глаз ‎Бога» ‎(задача ‎для ‎предков‏ ‎невыполнимая) ‎превратится‏ ‎во‏ ‎вполне ‎доступную ‎опцию‏ ‎«сломать ‎камеру».


Материалисты заявляют, что Божественный надзор людям не нужен, и что люди способны управиться с соблюдением моральных норм сами. Забывая, правда, что таких людей нужно сперва воспитать, что становится весьма нетривиальной задачей в социуме, "добродетельность" коего - обычная показуха, причём базирующаяся всё равно исключительно на внешнем надзоре.

Вопросу о том, где находится выход из этого тупика, и посвящён свежий пост на тему человекостроения.

P.S. Заглавная картинка в очередной раз взята из сообщества (Ч208) Добродетельный современник скрывается от глаз Deus ex machina ru_marriedtosea

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
С начала 2018 года литр бензина подорожал на заправках России, по данным Росстата, в среднем на 7,3%, в том числе литр АИ-92 — на 7,7%, а литр дизтоплива — на 7,9%. Темпы роста цен на бензин в России приблизились к 2% в неделю. В Москве с 21 по 27 мая литр бензина подорожал в среднем ...
В НЗ это только пфайзер, бельгийский. Начали вакцинировать работников карантинов и границы. Медработников будут во второй очереди, и нас тогда заодно. ...
Дорогие сообщницы и подруги! Всем привет. Оригинал взят у quark_fusion в Радфем и тленфем: возвращаясь к истокам Почитала я недавние слухи-скандалы-расследования на тему "радфем-нерадфем". И, собственно, пришла к выводу что нам очень нужно вернуться к истокам и вспомнить зано ...
Или зеленая шакшука. Эту вкуснейшее сочетание встретила случайно в инстаграме, в сборнике рецептов американских блоггеров- кулинаров. На приготовление блюда требуется не более 25 минут. Это может быть завтрак, скорее воскресный, а для ужина - совсем идеально, особенно, когда после ...
...и не знали, но теперь вам интересно :) Знали ли вы, что «панеттоне», как и многие другие дорогие вашему желудку вкусности итальянской кухни, был изобретен случайно ? И что настоящий панеттоне — родом из Милана ? Или что миланцы верят, что «завалявшийся» с Рождества кусочек ...