И снова эта злая сказка про св. Николая

Эта сказка давно уже разобрана.
что касается «пощечины святителя Николая», так это выдумки. В слове, которое в 8 веке св. Андрей Критский посвятил св. Николаю , рассказывается о вразумлении пастырем мирликийским одного епископа, впавшего в «маркионитскую ересь» (т.е. не-признание Ветхого Завета исходящим от того же Благого Бога, что и Евангелие): «Некогда ты, встретившись с мужем блаженной памяти Феогнием (который был тогда маркионитским епископом), словами Писания обличал его в заблуждении до тех пор, пока не обратил от лжи к истине. Но поскольку в нем таилось раздражение, происшедшее от сего обличения, ты, заметив это, возвышенным голосом произнес к нему: Брат мой! Помиримся!». (Христианское чтение. Спб., 1834, ч. IV, сс. 229-242).
История о пощечине отсутствует в древних версиях Жития. Текст жития св. Николая, в 10 веке составленный Симеоном Метафрастом, не содержит этого сюжета, в чем русский читатель может убедиться по интернет-публикации: http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=419 При научном отношении к истории житийных текстов, связанным с именем св. Николая, не обойтись без публикаций: Крутова М. Святитель Николай Мирликийский в русской иследовательской традиции // Богословский сборник. Вып. 3, М., 1999 и Крутова М. Святитель Николай Мирликийский в древнерусской письменности. М., 1997
Впервые она встречается лишь в XVI веке – сначала в латинском «Каталоге святых» Петра де Наталибуса, а затем в двадцатом слове (О жизни и деятельности преподобного отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца) Дамаскина, «иподиакона и студита, Фессалоникийского» (См. Бугаевский А. В., архим. Владимир (Зорин). Святитель Николай архиепископ Мирликийский Великий Чудотворец. Его жизнь, подвиги и чудотворения по древним греческим, латинским и славянским рукописям. М., 2001, с. 28).
«Рассказ Дамаскина наряду с древней основой сказания содержит и несомненные признаки повреждения. К их числу в первую очередь должно быть отнесено выражение «ударил по щеке». Если бы свт. Николай действительно позволил себе нанести Арию удар по щеке, то не могло бы быть и речи о его реабилитации, ибо 27 Апостольское правило, которое, несомненно, действовало еще ранее Никейского Собора, гласит: «Повелеваем, епископа, или пресвитера, или диакона, биющаго верных согрешающих или неверных обидевших, и чрез сие устрашати хотящаго, извергати от священнаго чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил; напротив того, Сам быв ударяем, не наносил ударов...». Следует обратить внимание на категоричность выраженного здесь требования о наказании. Если, например, 55 Апостольское правило, определяющее извержение из сана в качестве наказания за словесное досаждение епископу, выражается с известной осторожностью: «да будет извержен», как бы допуская возможность снисхождения и предоставляя вынесение приговора на усмотрение церковного суда, то 27 правило требует извержения из сана безоговорочно: «повелеваем извергати», указывая в качестве причины такой строгости ясно выраженную (через личный пример Иисуса Христа) божественную волю о безусловной незлобивости пастырей и недопустимости с их стороны каких-либо насильственных действий» (Воронов Л., священник (Ленинград). Святитель Николай - ревнитель и защитник Православия // Журнал Московской Патриархии. М., 1961. №6. 65-75, №7. 66-74. (Републикация: Церковный вестник. Спб., 2000, № 11. http://www.mitropolia-spb.ru/vestnik/y2000/n11/13.shtml)..
Иподиакон Дамаскин просто слишком буквально принял выражения предшествующей традиции, говорящей о словесной полемике св. Николая с Арием (В канонах Октоиха, написанных в 9 веке св. Иосифом Песнопевцем говорится: «Губящаго древле Господни люди безумнаго Ария удавил еси жилами словес твоих...» (канон 3 гл., п. 7, тр. 1). «Уставил еси премудре, твоего святаго языка струями струи Ариевы хульныя.» (канон 5 гл., п. 8, тр. 2)).
И «по простому» словесную «брань» понял как драку.
Интересно, что на мелькитской иконе 17 века св. Николай вырывает глаза Арию (Публикация: Панченко К. А. Ближневосточное Православие под османским владычеством. 1516-1831. М., 2012).
Мелкиты - это униаты Ближнего Востока. Интересно, что у них миф о св. Николае у них трансформировался не в пощечину (как полагают многие современные православные), а в вырывание глаз оппоненту. Ну разумно: не видишь Божественности Христа - нечего тебе и вообще хоть что-то видеть...
Стоит также помнить, что мелкиты жили под мусульманским гнетом, а мусульман богословски отождествляли с арианами (на фреске 18 века с внешней стены скального монастыря Панагия Сумела (Sumela Monastery) в Турции избиваемый св. Николаем Арий изображен в турецкой чалме (Фотографии см. https://diak-kuraev.livejournal.com/520086.html). По человечески понятно: в ответ на реальные зверства "сарацин", хоть на иконе помечтать об ответном...
Церковь же зовет св. Николая «образ кротости», а не «образ лютости».
Но опять же интересно, что в сознание многих православных въелась именно эта боевая легенда о св. Николае. Не менее показательно забвение нескольких историй о милосердии св. Николая.
Например, о том, как св. Николай защитил женатого епископа:
"Житие Сергия. Глава первая. Юный возрастом, невысокий ростом, с улыбающимся лицом, красивой внешностью и с голубыми глазами, он происходил от благороднейших родителей. Будучи человеком мирским и имея супругу он, возглавив церковь в Равенне, а ее, эту Евфимию, свою супругу, рукоположил в дьяконессы. Поскольку в его времена истинной ревности Господней среди священников не было, и, духом не единые, были они расколоты, то после рукоположения в Риме отвергли его священники, отторгли от себя служители Церкви, ни одного не нашлось, кто отправился бы с ним к святому престолу. [...]
Глава вторая. И в это время римский папа Захария, покинув Рим, достиг пределов Франции, добиваясь защиты и помощи в изгнании из римских границ лангобардов, ибо король их Айстульф Италию тяжко угнетал. [...]
Глава третья. Муж сей, архиепископ Сергий, когда папа римский Павел совершал путь на Францию через Тоскану, не вышел к нему навстречу, так что негодующий и распалившийся великим гневом папа, еще не покинув долины, что зовется Калле Коллата, а на языке сельских жителей Галлиата, лишил его сана. Увидев царство лангобардов, миновав их мощные укрепления, он перешел Альпы, а затем направился в сторону Франции и все, чего хотел добиться от короля Пипина, получил. Возвратившись, он принялся терзать архиепископа Сергия. А тот полагался на поддержку короля, но обманутый им, был вероломно схвачен и доставлен в Рим своими согражданами. И епископы, собравшись по указанию папы, хотели лишить его священнической чести и низвергнуть из сана. Папа выдвинул против него такое обвинение: «Ты неофит и не принадлежишь к овчарне, не служишь в церкви Равенны согласно канонам, но ты завладел епископской кафедрой внезапно, как вор, отставив достойных священнослужителей от нее, и получив престол при мощной поддержке мирской власти». На это архиепископ Равенны отвечал: «Не сам по себе я был выбран, а по воле клира и всего народа. Впрочем, меня тогда спрашивали насчет канонов, обо мне ты знаешь все: что был я мирской человек, и у меня была жена, и как я поступил в церковное сословие, и когда пришли проводить обо мне дознание, уверились, что не было никаких препятствий. И зная обо мне все, почему же ты согласился рукоположить меня?»
Епископы высказывали различные мнения, и в сердце каждого поднялась великая буря. Но все единодушно говорили: «Как можем мы, ученики, судить учителя?» Слыша это и упорствуя в своем гневе, папа объявил, что завтра же своими руками с его шеи сорвет епитрахиль. Той же ночью Сергий, глава Равеннской Церкви, припал в слезах к алтарю блаженного Николая и предался стенаниям и жалобам. Распростершись, он так долго рыдал, что место, где он изливал свое горе, стало мокрым и слезы его превратились в ручьи. Волей Божьей в ту самую ночь папа Павел был внезапно похищен смертью; он скончался, а его близкие держали это втайне до утра. С зарею, еще до того, как солнце осветило землю сияющими лучами, пришел к Сергию Стефан, служитель Церкви Римской, брат вышеназванного папы. В ту самую темницу, где находился священнослужитель Сергий. Он сказал ему: «Что ты мне дашь, если я возвращу тебя с миром в твой дом со всеми почестями, положению твоему приличествующими?» Услышав эти слова, епископ, словно из петли вынутый и спасенный, сказал: «Я думаю дать тебе дары немалые, и именно, то, что ты слышишь, сделаю. Приезжай сам в Равенну, войди в резиденцию епископа и там в церкви осмотри внимательно все богатства — золото, серебро, сосуды, монеты; все будет тебе дано, и сколько хочешь оставить себе за благословение твое, оставь». Кроме этих речей они взаимными клятвами обменялись. В тот же самый день избран упомянутый брат усопшего папы на апостольский престол и тотчас же освободил всех заключенных и всем виновным прощение даровал. Затем он приказал привести Сергия, архиепископа Равеннского, оказывая ему почести и уважение, и увидев его, встал с кресла, на котором сидел, и его, простершегося на земле и прятавшего лицо, собственными руками поднял, и бросился ему на шею, целуя. Затем он велел поставить для него кресло рядом со своим, и они говорили между собой спокойно и ласково. Папа разрешил Сергию вернуться к своей кафедре, и он сделал это с великим воодушевлением и поспешностью. После трехлетнего отсутствия возвратился он в Равенну, там встретили его близкие и воцарились радость и покой. Архиепископ Сергий отправился в монастырь Присноблаженной Девы Марии, который называется Космедин (vocatur Cosmedim). Отслужив мессу, он распростерся перед алтарем блаженного Николая и долго молился и проливал слезы, следы коих видны по сей день".
Источник: Ангел из Равенны. Liber pontificalis (написано ок. 830 г., излагает события 754-757 годов) . Публ. в: Джерардо Чоффани. Латинские источники до 10 века о святом Николае // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. Составление и общая редакция А. В. Бугаевского. М., Скиния, 2011, cc. 121-122.
Или:
«В древних источниках обнаруживается замечательное деяние Свт.
Николая, исключенное из текста его жития в X веке, — деяние о подати. В IV
веке несправедливой податью Ликия была доведена до разорения и голода.
Присланный из столицы сборщик налогов, требуя все новых и новых денег,
постоянно унижал народ. Жители попросили своего архиепископа о
заступничестве. Святитель Николай отправился в Константинополь, и после
его разговора с императором подать была уменьшена в 100 раз. Это решение
было записано в скрепленную золотой печатью грамоту. Но архиепископ знал,
что под влиянием сановников Константин может отменить свой указ. Святитель
обратился к Богу за помощью, и чудесным образом императорская грамота в
тот же день оказалась в Мирах и была обнародована. На следующий день
император, поддавшись уговорам, попытался изменить указ. Когда Святитель
сказал, что документ уже зачитан в Мирах и, значит, вступил в силу, ему не
поверили: до Ликии от Константинополя было шесть дней пути. Чтобы
проверить слова Святителя, снарядили самый быстроходный корабль. Через две
недели посланники вернулись и подтвердили, что ликийский сборщик налогов
получил грамоту императора в тот день, когда она была подписана.
Христолюбивый Константин усмотрел во всем происшедшем волю Божию и
попросил прощения у Святителя, щедро одарив его. А через шесть столетий при Василии II создавалась императорская менология (то, что у нас называется Четьи Минеи). В те времена жития святых были основной литературой, которую читали православные люди. И «Деяние о подати» императорские агиографы не включили в жизнеописание Святителя Николая, чтобы влиятельные архиереи не смогли использовать этот невыгодный для царской казны пример для снижения налога в своих епархиях. А казна византийского императора в X веке, как и в IV, очень нуждалась в пополнении. И тысячу лет это деяние не попадает в житие, как и еще одно — о хлебовозах. В нем рассказывается о том, как Святитель Николай в очередной раз спас Миры от голода. Мимо Ликии на пяти кораблях везли из Египта хлеб в Константинополь. И Святитель уговорил капитана отгрузить часть хлеба в бедствующих Мирах. Поскольку хлебовоз был императорский, Константинополь счел это деяние неприемлемым" (Бугаевский А. В. Правда о Святителе Николае (Агиографическое расследование) http://www.nikola-ygodnik.narod.ru/Raznoe_077.html
|
</> |