Приостановление регистрации "Народного альянса": что это означает, и что будет дальше

В прошлый понедельник, 6 мая, Министерство юстиции РФ объявило о приостановлении регистрации партии "Народный
Альянс" пресс-релизом на своем сайте, а на следующий день,
ближе к вечеру, мы получили на руки письмо, мотивирующее причины
отказа. За выходные мы подробно разобрали претензии Минюста, и
опубликовали полностью как сами претензии, так и
наш разбор на официальном сайте партии. Почитайте, это
поучительно.
О претензиях Минюста.
Если вам все-таки лень читать, то вот вам краткий обзор.
Претензии Минюста состоят из двух частей - 3 замечания к Уставу
(несоответствие Устава партии требованиям ФЗ "О политических
партиях) и 5 замечаний к оформлению комплекта документов, в том
числе, одним из этих пунктов, 6 опечаток.
Здесь сразу надо отметить, что серьезными проблемами могут являться
замечания к Уставу: чтобы их устранить, может понадобиться
проведение нового съезда партии, и, вообще, несоответствие Устава
партии федеральному закону может служить основанием для отказа в
регистрации.
Что же касается оформительских замечаний и, тем более, опечаток, то
все они легко устранимы - это просто "выигрыш времени" Минюстом. Я
хочу еще раз напомнить: основная форма, которая сдается в Минюст,
состоит из 252 страниц, а суммарно с приложениями мы сдали около
2000 страниц документации. Это - отличная поляна для того, чтобы
играть в игру "найди опечатку", потому что (надеюсь) все прекрасно
понимают - в истории человечества никогда еще не был и никогда не
будет создан текст из 2000 страниц, опечаток не содержащий.
(Собственно говоря, лучше всего это доказывает сам Минюст: в тексте
из всего одной странички, в объявлении о
приостановлении регистрации, они сделали две опечатки, позже
исправленных - дальневосточный политик Черепков у них пару дней
побыл Черенковым, а наш Владимир Львович Ашурков превратился,
внезапно, в Ашуркова А.С.).
Впрочем, и по оформительским ошибкам не все вышло "гладко": пару
косяков они, действительно, выловили, а пару просто написали,
видимо, для объема, внушительности и солидности - например, что у
нас не указано в протоколах, что решения принимались тайным
голосованием (хотя в протоколах это указано!) и, пожалуй, самая
удивительная претензия, что в трех регионах "незаконно" были
избраны в руководящие органы региональных отделений члены партии,
не присутствовавшие на учредительных собраниях региональных
отделений. При этом якобы "незаконность" такого действия ни из чего
не следует; собственно, это не очень распространенная, но вполне
нормальная практика. Как будто все избираемые члены какого-нибудь
"Генсовета партии Единая Россия" присутствуют на своем избрании - а
не сидят спокойно у себя дома в Майями. Ну, все подробности
читайте, опять же, в разборе; нам скрывать нечего, там, где
действительно у нас есть ошибка - мы это признаем, где ошибка у
Минюста - аргументированно пишем и об этом. Так или иначе, на
исправление этих ошибок и "ошибок" нужно лишь несколько часов.
Теперь вернемся к главному - к претензиям к Уставу. Тут аналогичная
статистика - этих претензий три, из них две придуманы на ровном
месте для объема. Минюст пишет, что в Уставе "не предусмотрен
порядок внесения изменений в программу партии", и это прямая
неправда, он там предусмотрен; Минюст пишет, что Устав
предусматривает сдачу отчетности партии в "федеральный
уполномоченный орган", а надо было писать "в ЦИК РФ", да вот только
ЦИК РФ и является федеральным уполномоченным органом, и
формулировка наша - стандартная, взята из Уставов большинства
зарегистрированных партий, и нужна только для того, чтобы не менять
Устав каждый раз, когда федеральный уполномоченный орган будет
переназначаться.
Вообще надо понимать вот какую вещь: вот есть ФЗ "О политических
партиях", и он многословно и досконально предписывает, каким
образом партия должна функционировать. Руководящие органы должны
так-то избираться и так-то ротироваться, региональные отделения
должны так-то создаваться, документация должна так-то вестись... И
95% Устава любой политической партии - это выкопировка и адаптация
соответствующих норм ФЗ, причем шаг влево и шаг вправо не
допускаются. И лишь 5% Устава находятся за пределами этого
малоосмысленного упражнения, и оставляют партии пространство для
"творчества" и для того, чтобы чем-то и как-то отличаться друг от
друга. Грубо говорят, сами выбрать структуру руководящих органов мы
не можем (предписано ФЗ), а вот выбрать, как они будут называться
мы можем - и должны это в Уставе прописать. И так далее.
Именно с этим и связана единственная реальная ошибка,
которая есть у нас в Уставе: мы предусмотрели возможность
распускать местное отделение решением регионального, и недоглядели,
что этот момент тоже зарегулирован ФЗ, который разрешает ликвидацию
местного отделения только решением федерального исполнительного
органа партии. Почему мы это проглядели? Во-первых, потому что это
уж очень логичная идея (дать право вышестоящему отделению
ликвидировать нижестоящее), во-вторых - потому что такая норма
содержится в Уставах очень многих как давно существующих
политических партий (как пример - "Единая Россия" и КПРФ), так и
многих свежезарегистрированных (как пример - "Альянс зеленых -
Народная партия" и "За женщин России"). Мы, естественно, свой Устав
не с нуля писали, а собирали из успешно прошедших регистрацию - вот
и недоглядели.
В сухом остатке: у Минюста было только одно реальное основание для
приостановления регистрации, причем это же основание позволяет
немедленно отменить регистрацию политической партии "Единая
Россия", например. Весь остальной текст Минюста - разлитая для
солидности вода, демонстрирующая лишь избирательность подхода
регистратора, обращающего разное внимание на партии-спойлеры и на
реальные независимые политические силы.
Тем не менее, ввязываясь в эту игру, мы, конечно, понимали, что
садимся играть с шулерами по их правилам, никакой паники из-за
этого решения о приостановлении у нас нет. Закон отводит три месяца
для исправления замечаний, ничего критичного в них нет,
соответственно уже в июне мы сможем повторно представить документы
на регистрацию, и в июле партия "Народный Альянс" будет
существовать юридически.
Один юридический вопрос, который нам осталось решить, заключается
вот в чем: нужно ли нам проводить новый съезд. Мы на учредительном
съезде специальным решением делегировали Центральному совету партии
право вносить в учредительные документы редакционную правку в
случае получения замечаний из Минюста - именно для того, чтобы
упростить доработку документов в случае решения о приостановлении
регистрации; юристы считают, что все предложенные Минюстом правки
вполне укладываются в понятие "редакционных". Но может быть мы
все-таки решим не рисковать и проведем полноценный съезд для
внесения изменения в Устав. Так или иначе - это уже все дело
техники.
* * *
Что приостановление означает?
Еще раз скажу: приостановление - не отказ. Практическое следствие
приостановления только в одном - "Народный Альянс" пролетает мимо
ближайшего единого дня голосования, партия не сможет принять
участие в выборах в сентябре 2013 года. (Чтобы иметь такое право,
партия должна быть зарегистрирована вместе со всеми своими
региональными отделениями до публикации решения о назначении
выборов, которое в зависимости от региона, будет опубликовано в
диапазоне 10-20 июня; мы делали все для того, чтобы уложиться в эти
сроки, но теперь больше нет даже теоретических шансов).
Ну и еще раз продемонстрирована разница между духом и буквой
закона. Смысл законодательства о политических партиях достаточно
прост: "если группа людей хочет заниматься политикой, их не меньше
500 человек не меньше чем в 42 регионах, и они живые люди,
разделяющие общие идеи и ценности - они вправе создать политическую
партию". Есть какие-то сомнения в том, что у "Народного альянса"
есть 500 живых сторонников в регионах? Думаю, даже у самого
заядлого нашиста в этом сомнений нет. Но на практике все это
превращается в странную игру "докажи, что ты можешь по хитрым
правилам заполнить четыре коробки бумаги без юридических
неточностей и опечаток" - и никакого отношения ни к наличию
сторонников, ни к политическим ценностям, ни к поддержке
избирателями она не имеет. Ну, примерно то же самое как на выборах
хорошая идея "докажи, что тебя хоть кто-то поддерживает, чтобы быть
не зря внесенным в бюллетень" превращается в "оформи подписи с
соблюдением сотни шаманских процедур, но мы тебя все равно к
выборам не допустим, если нам так будет угодно".
Самое забавное, что мы все к этому уже привыкли - и в истории со
сбором подписей на выборах, и в истории с решением Минюста о
приостановлении регистрации "Народного альянса" мне еще и
приходилось успокаивать наших юристов, которые терзали себя в духе
"ну как же мы это проглядели" и "надо было еще на тысячу раз
вычитать".
Это - на самом деле яркое проявление стокгольмского синдрома, не более
того. Глупо терзаться из-за того, что ты не смог выполнить заведомо
невыполнимые требования террористов. Мы уже так привыкли к этому в
России за последние годы, что просто забыли, что в цивилизованном
мире правовая система работает иначе, и предметом рассмотрения в
судах и государственных институтах является соблюдение не буквы, а
духа закона.
Ладно, это мы все и так знали, ничего нового нам этот эпизод не дал
- будем выправлять буквы.
Ну и отдельно отмечу сюжет с клоуном Митволем: как только стало
известно о приостановлении регистрации "Народного Альянса", Митволь
разразился публичными заявлениями о том, что это -
его "заслуга". Мол, вот он оспорил право "Народного Альянса"
так называться, и вот у него в руках письмо из Минюста, где Минюст
с ним соглашается. Зачем надо было вот так вот очевидно и
проверяемо врать - непонятно. Ведь уже на следующий день ответ из
Минюста получили мы - и там нет ни слова о проблемах с названием.
Короче говоря: встретил Митволя? плюнь в Митволя! Этот человек -
патологический лжец (если вдруг еще кто раньше этого не понял).
* * *
Что будет дальше?
"Народный альянс" - реально существующая политическая партия вне
зависимости от позиции Минюста. У нас есть активисты и сторонники,
мы чувствуем их постоянную поддержку и интерес к партии, и очень за
это благодарны. Мы пройдем до конца ту бюрократическую историю, в
которую мы ввязались, даже если это потребует проведения еще одного
(или даже не одного) федерального съезда и т.п.
Наша ближайшая политическая цель предельно ясна: Мосгордума'14.
Мы не собираемся размывать силы и участвовать в мелких выборах,
которые потребуют кучи ресурсов без понимания того, как это реально
может повлиять на политическую ситуацию в стране. Наша формула
политического успеха, в конечном счете, проста - "участвовать в тех
и только тех выборах, которые реально можно выиграть".
Партия жива и реально существует, мы собираемся вам это доказать в
ближайшее время несколькими конкретными партийными проектами -
следите за новостями!
Бонус-треки:
хороший материал "по горячим следам" от Газеты.Ру
развернутые мысли по этому же вопросу в блоге у Федора
Крашенинникова.