И полетят тут Телеграмы...

топ 100 блогов artyom_ferrier23.04.2018

Продолжается война Роскомнадзора с Телеграмом. Все прочие — от греха подальше стараются залезть под VPN. Даже — государственные российские структуры. Чтоб не зацепила, грешным делом, карающая дубина державного IT.

Встречался давеча с одним толковым приятелем, и он высказал довольно интересную версию.

«Вот почему, - говорит, - все считают, что этот беспредел с отключением кластеров совершенно непричастных айпишников устроил именно Роскомнадзор? И ведь все недоумевают, почему в этом случае он не ограничился рутинной, и довольно бесполезной, своей блокировкой — а решил показать вот такое рвение, которое уже боком выходит и госструктурам, и госкомпаниям, и по хорошему счёту — его бы давно уже должны были приструнить. Но это в том случае, если б могли бы».

«В смысле? - уточняю. - Ты хочешь сказать, что этот Жаров держит за яйца Путина?»

Смеётся: «Нет, конечно. Сомневаюсь, что он хоть самого себя может за яйца держать. Но вот что представляется. Возможно, Роскомнадзор — и собирался, исполняя очередное дебильное решение дебильного суда, устроить очередную дебильную блокировку, которую сможет обойти любой дебил. Но для Дурова — это принципиальный момент. У него на всю эту шайку зуб ещё за Вконтактик, который у него отжали. И вот, что если он воспользовался моментом, чтобы нехило подставить Роскомнадзор и показать беспомощность российской власти вообще? Его блокируют — он атакует сервера Роскомнадзора. А там — какое соотношение сил? С одной стороны — затрапезная правительственная шаражка, чья сила только в «праве штемпеля», с другой — мощная IT-компания мирового уровня. Естественно, Дуров берёт сервера Роскомнадзора под контроль. Это, к слову, могло бы объяснять, почему собственно Телеграм работает и в обычном режиме, безо всяких обходов блокировки. И почему разблокировался ряд ресурсов, которые давно были заблочены в России РКН, включая кавказских джихадистов. А теперь — все доступны стали. Зато, видишь, накрываются пачками адреса то Амазона, то Гугла, то и российских госкомпаний. Что, естественно, производит впечатление крайне лунатичных, маниакальных действий Роскомнадзора, полной его недееспособности. Хотя на самом деле эта недееспособность может выражаться лишь в том, что он не может защитить свои сервера от грамотной атаки. И потому сейчас вот весь этот бардак от имени РКН и с серверов РКН — творят другие люди. Ну, хакеры, нанятые Дуровым».

Подхватываю: «Или — американцы, мстящие за вмешательство в выборы. Слушай, но Роскомнадзор признаёт, что это именно он заблокировал часть айпишников Гугла».

«А что ещё ему остаётся делать? Сказать: «Извините, но мы, главная контора, отвечающая за безопасность в области связи и информации, сделались жертвами хакерской атаки и нифига сейчас не контролируем»? Но ты же понимаешь менталитет этих ребят. Для них самое страшное — показать свою слабость. Показать, какое они на самом деле беспомощное ни на что не годное чмо. Им предпочтительней выставляться злодеями и маньяками, нежели терпилами, какие они есть по жизни. Поэтому если Дуров решил их выебать — то им только и остаётся, что покряхтывать, мол, да, это всё мы, ибо страшны в своём гневе».

Что ж, если честно — проще поверить в криворукость Роскомнадзора, чем в то, что Дуров стал бы, овладев Роскомнадзором, класть Амазон и Гугл. Это слишком стрёмно. Гугл — это не драное российское государство, с ним себе дороже шутить.

Но вообще, хотя российский случай особо клинический, но взаимоотношения государства и Интернета — это общая проблема. Которая выражается в том, что потуги государственных органов контролировать Интернет (во имя безопасности, конечно) — всё больше раздражают серьёзных людей, поскольку это в любой момент может приводить вот к такому бардаку, который мешает делать дела.

И при этом все прекрасно понимают, что реально конспиративные, террористические или криминальные сообщества, прекрасным образом обойдут любые ограничения, прекрасным образом скроют от «недреманного ока» свои коммуникации. Во всяком случае, не выявишь ты их только лишь с использованием средств технического контроля, без оперативной работы. И если мусорам лень заниматься оперативной работой так, чтобы не мешать при этом жить нормальным людям, — то, значит, надо менять мусоров, а не давать им больше полномочий.

Так же понятно, что вот насколько малоуязвимы для технического государственного контроля коммуникации всяких террористов, настолько уязвимы могут быть коммуникации вполне добропорядочных граждан, включая бизнесменов. И получая конфиденциальную информацию об их делах — естественно, госслужащий будет иметь сильное искушение «торгануть» ей на рынке, в том или ином виде. Ущерб от этого может быть гораздо больше, чем от самого разнузданного терроризма (который всё-таки — булавочные уколы в тушу социума).

Серьёзно, сейчас мы подошли к такой черте, когда частные коммуникации (и информационные, и финансовые) оказываются в опасной уязвимости для произвола со стороны государства. Когда правительственный агент, пользуясь привилегиями, данными ему по закону, может посмотреть, кто кому переводил деньги или кто кому какие письма слал — это ненормальная ситуация. Вот именно то, что ему законом создаются такие возможности. Ей-богу, у государства и так слишком привилегированный статус, чтобы ещё и технически облегчать работу его агентам. Нет уж, пусть изволят добывать информацию на общих основаниях — заодно и лучше будут шевелить извилинами.

Впрочем, поскольку защита от государственного произвола — необходимое условие выживания и развития цивилизованного общества, оно учится противодействовать попыткам государства расширить свой контроль.

Ей-богу, я довольно скептически отношусь к т. н. «криптовалютам», как к потенциально практичному расчётному средству, но вот спрос на «криптобанки», то есть, такие клиринговые центры, которые бы максимально заботились об анонимности клиентов, максимально затрудняли доступ каких бы то ни было сторонних агентов к своим базам данных — такой спрос очевидно вызрел. В какой-то мере такую роль играют офшорные государства, но они, будучи всё-таки территориальными образованиями, уязвимы для давления со стороны более крупных государств. Идеальны всё-таки будут — виртуальные «прачечные», не привязанные к какому-то конкретному месту.

Для этого, естественно, нужны и коммуникационные сети, не привязанные к территориальным юрисдикциям. И это тоже развивается.

Вообще же, как я говорил не раз, я считаю устаревшей саму по себе идею территориально-национальной юрисдикции, то есть, государства в классическом виде. Даже когда я говорю о замене «Московии» на «Возрождённую Новгородчину», то и последнее — тоже лишь «паллиатив». Временное решение в рамках перехода к параллельным корпоративным юрисдикциям, сосуществующим на одной территории (а вернее — по всему миру, транснационально). Именно в этом видится будущее.

Характер взаимодействия людей как социально-экономических субъектов всё меньше привязан к некой территории, становится всё более транснациональным — соответственно, и силовое обеспечение этих отношений требует транснациональных, а не территориальных организаций. Каковыми могут выступать этакие страховые (или, можно сказать, «крышевые») компании, обладающие собственным силовым ресурсом (или способностью привлечь сторонний в случае необходимости).

Ну и само собой, сосуществуя на одних и тех же территориях, никто из этих компаний не будет заинтересован в том, чтобы кто-то из них получал чрезмерно широкие возможности совать свой нос в чужие частные дела. В отличие от территориальных государств, которые неизбежно, по природе своей, рано или поздно начинают стремиться к тому, чтобы совать нос в частные дела. Вот даже самые демократические государства — они зависят от всяких мамашек, которых очень легко развести на «вашему ребёночку в Инете подсунут порнуху или наркотики или синего кита», и политики будут стремиться ограничивать Инет, выполняя волю своих избирателей.

Страховые-крышевые компании, за которыми я вижу будущее, - всё-таки будут работать в интересах наиболее платёжеспособных клиентов, в интересов бизнесов, с которых имеют долю. А бизнесы — не любят запретительные решения. Даже если какой-то запрет будет выгоден конкретно тебе здесь и сейчас — в целом он сужает поле для манёвров, ограничивает в стратегии развития, а потому всё равно нежелателен. Во всяком случае, умный бизнесмен это понимает. И мамашкам, озабоченным сетевой безопасностью своих чад, он предпочтёт продать пакет родительского контроля с ежемесячным обновлением опасных мест за скромную абонентскую плату, но не бросаться «корчевать скверну» направо-налево.

Поэтому мир будущего, какой вижу я, мир параллельных транснациональных добровольно выбираемых «страховых» юрисдикций — возможно, не будет безопасней, чем нынешний, но точно — свободней. Для меня лично это гораздо важнее безопасности, которой, строго говоря, никогда никто не гарантировал для человека на этой планете. Но он бы и не стал «сапиенс», если б ему гарантировалась безопасность. Нет, махайроды, в том или ином виде — всегда бродят поблизости, и если вдуматься, это даже прикольно. С этой мыслью — интересней жить.

Впрочем, что уж точно — будет меньше войн, когда власть будет разделена между корпорациями, крышующими бизнесы, а не сконцентрирована в руках каких-то туземных вожачков, ориентирующихся на мании и фобии своей трайбалистской братвы.

Не сказать, что буржуины совсем уж не могут развязывать войны — но всё-таки по каким-то разумным причинам. Скажем, за доступ к той или иной торговле, сулящей барыши. То есть, перед тем, как ринуться в какое-то военное мероприятие — ну, люди садятся и считают «что мы имеем с гуся». Так у буржуинов и в семнадцатом веке было, когда, скажем, Англия закусывалась с Голландией, выясняя, кто больше достоин эксплуатировать жителей Явы и Борнео.

Сейчас же сформировалось понимание, что любая война в принципе невыгодна буржуинам, поскольку вредит торговле в любом случае. Поэтому современные войны и имеют зачастую такой странный формат, когда вроде и пушки палят, но при этом и караваны туда-сюда через границу шастают. И это-то — в тех условиях, когда самой причиной войны становится слияние наполеоновских комплексов тиранчика с «коллективной бессознательной» обиженностью черни, жаждущей кого-то там понагибать, чтобы отвлечься от своего ничтожества. Если б на политические решения не могли влиять ни настроения люмпенов, ни мании и фобии недоделанных наполеончиков из отставных жандармов, если б важные решения, касающиеся применения насилия, принимались деловыми людьми (сколь угодно циничными и бездушными, но всё же умеющими считать деньги) — ну, во многих случаях никаких войн просто не было бы.

Во всяком случае, последние лет... много, я чего-то не слышал, чтобы одна корпорация наняла погромщиков, чтобы разнести штаб-квартиру конкурирующей корпорации. Хотя ресурсов у иной корпорации — может быть побольше, чем у иного государства. Но просто понимают люди, что один раз учинишь такой беспредел — с тобой вообще никто дела иметь не будет, но вызверятся на тебя все.

Поэтому, в антиутопиях иногда рисуют страшный мир, где всем заправляют бездушные монстрозные корпорации, и это ужасно — но с чего бы? Корпорации (и буржуины, из которых они состоят) — это самая приличная публика на Глобусе. И если они иногда бывают немножко... беспечны, по части, там, экологической безопасности, или условий труда, на который подряжаются те или иные аборигены — то это в любом случае ничто по сравнению с тем, что позволяли себе государства.

К тому же, параллельное сосуществование «крыш» подразумевает их конкуренцию в борьбе за клиентов. И вряд ли можно обрести привлекательность, творя какой-то голимый беспредел. Скорее, осознание того, что у твоих конкурентов, многие из которых транснациональны, имеется собственный силовой ресурс (то есть, тебе недостаточно купить шерифа в этой местности, чтобы чувствовать себя королём говна и пара) — будет приводить к очень осторожному и продуманному подходу в разрешении конфликтных ситуаций через авторитетные конторы арбитража (тоже частные, тоже конкурирующие, а не назначаемые чокнутым тиранчиком в условиях чисто формального «разделения властей»).

Ну и, повторю, это будет более свободный мир, чем сейчас. Поскольку сейчас и лучшие государства (не говоря уж про путинскую Россию) неизбежно тяготеют к тому, чтобы всё больше вмешиваться в частные дела людей. В том числе — пытаться брать под контроль коммуникации, особенно Интернет.

Что ж, пока — можно наслаждаться видом того, как при этом государства обсираются, заведомо уступая в компетентности успешным частным компаниям. Я уж не знаю, хакнул ли Дуров Роскомнадзор, или они сами по себе весь этот бардак устроили — но смотрится феерично, конечно.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пока не завела кошку)  Проснулась я сегодня в четыре утра оттого, что в мой очередной кошмарный сон стал внедряться какой-то посторонний звук. У меня бывает так, что звук ...
Съездил на самое главное ежегодное мероприятие для всех гиков, фриков и игроманов - "Игромир / Комик-кон". Всяких подробных ОТЧЁТОВ оттуда скоро появятся сотни и тысячи, поэтому просто пара замечаний о наболевшем. Очередь - ГИГАНТСКАЯ, стоял около часа. При этом билеты стоят 1500; ...
https://potrebitel-il.livejournal.com/26364738.html Если у меня страховка на одного водителя - я могу временно изменить ее на всех. Принято ли при продаже машины дать покупателю проехать на машине? Я полагаю, что вряд ли кто захочет купить без поездки. Но что в случае если покупатель ...
Здравствуйте уважаемые. Действительно, любопытные конепты :-) Кольцеплан Суханова В 1936 году студент Московского Авиационного Института (МАИ) М. Суханов представил к защите в качестве дипломной работы проект самолета с кольцевым крылом диаметром 3 м, с расчетной максимальной скоростью ...
- Такое уже впечатление, что пропаганда – любая - просто выявляет на нее падких, чтобы им отвести место. Ковидом пропаганда вышла на гребень и войной, которая и в бреду не прибредится и этот бред грозит быть везде, на интернете просто валом пошла. - Кажется, перед ковидом Земля и правда ...