Легендарная авария Mercedes CLR на гонке Ле-Ман

топ 100 блогов diadumenianus — 01.07.2024 — WOW

Легендарная авария Mercedes CLR на гонке Ле-Ман. Как это было и почему.

12 июня 1999 года произошла авария, которая взбудоражила весь автомобильный мир, а уже позднее стала героем почти всех подборок с авариями из мотоспорта. Гоночный прототип Mercedes CLR взлетел над трассой, сделал 3 оборота в воздухе и приземлился за пределами трассы.

Уникальный случай…или нет?

К счастью, в этом инциденте обошлось без пострадавших, но сам Мерседес знает и более трагические страницы. В 1955 году их болид, легендарный Mercedes 300SL, стал участником аварии, где погибло 80 зрителей. Это самое крупное происшествие за всю историю автоспорта.

Не обошли стороной аварии и других немецких автопроизводителей:

  • В 1998 году Porsche GT1 ушел в отрыв на трассе Road Atalanta во время этапа Petit Le Mans, обошлось без пострадавших;
  • Спустя 2 года BMW V12LM исполнил аналогичный трюк на той же трассе, снова последствия были только для автомобиля;
  • Тест-пилот Микеле Альборето в том же 2000 году погиб, когда его Audi R8 жестко приземлилась после взлета.

Несмотря на то, что болиды Ле Ман сделаны максимально похожими по своей форме на крыло, чтобы снизить сопротивление воздуха, попытки взлететь гасятся при помощи диффузоров на днище автомобиля и системы антикрыльев. Но иногда и этого недостаточно.

Почему взлетают болиды Le Mans

Прижимная сила, как уже было сказано выше, создает диффузором под днищем автомобиля и мощными антикрыльями по корпусу болида, однако все они бессильны, если приподнять над трассой переднюю ось автомобиля. В этот момент в дно упирается мощный поток воздуха, который крутит плоский и легкий автомобиль как картонку, выброшенную с балкона.

Причиной аварий становилось одновременное сочетание двух условий:

  • Гонщик приближался к концу подъема на трассе, после чего происходила разгрузка передней оси.
  • Хвост разреженного воздуха от впереди идущего болида, который резко снижал эффективность антикрыльев и сводил на нет прижимную силу.

Дальше получались эффектные кадры кружащегося в воздухе спорткара, а на голове у пилота появлялись новые седые волосы.

Как создавался «взлетевший» Mercedes CLR

Перед началом сезона 1999 года Мерседес поставила себе наполеоновские планы. Планировалось отыграть за прошлогоднее поражение в Ле-Мане, показательные выступления на трассе Норисринг и закрыть год участие в зарубежных этапах Petit Le Mans.

Подготовка к новому сезону шла в обстановке строжайшей секретности, особенно это касалось трех новых прототипов, которые за короткий срок накатали более 40 тысяч километров по гоночной трассе в Флориде, США. За такой солидный для тестов пробег случилась всего одна серьезная поломка, у одного прототипа сломалась передняя левая подвеска, но повреждения были минимальны. Прибывшая на место бригада механиков увидела репортера и просто разбила ему камеру, настолько все было серьёзно.

Помимо желания реванша, команда Мерседес воодушевилась новым регламентом автомарафона. Появилась категория Le Mans Gran Turismo Prototype (LMGTP). Здесь не требовалась омологация автомобиля на дорогах общего пользования, так что инженеры и дизайнеры были полностью свободны в своих желаниях. И они сделали предельно экстремальный прототип.

Отправной точкой был выбран чемпионский CLK-GTR, а дальше ради максимальной производительности, оставили только скелет. Первым под нож пошел комфорт пилота. Кабину сделали максимально компактной, колесную базу сократили, чтобы создать днище в виде ровной плиты и увеличить прижимную силу. Основной упор был сделан на достижение максимальной скорости на длинных прямых.

Не много цифр: общая длина болида составил 489 см из которых жизненное пространство между осями составляло всего 267 см. Передний свет выдавался на 108 см, а сзади был хвост длиной 114 см. Для сравнения конкуренты из японского Nissan возили хвост длиной 88 см. В итоге получись огромные рычаги за передней и задней осью, которые при разгоне и торможении «клевали», значительно меняя дорожный просвет. Вы же помните, что резкий заход воздуха под днище приводит к перевороту? Так инженеры создали первую причину аварии 1999 года.

Для улучшения аэродинамики на прямых были установлены более мягкие пружины, которые под действие прижимной силы антикрыльев сильнее сжимались и снижали общее сопротивление кузова набегающему воздуху. Это тоже сыграет свою роль.

Первые полеты

После начала тестов обновлённого прототипа Ле-Ман события стали развиваться с поразительной скоростью, но это не остановило азартных боссов Мерседес. Представленная новинка показала отличные результаты и лишь после тестового дня фотограф Джон Брукс, который вел съемку на участке поворотов Porsche даст небольшую ремарку: «Нос CLR постоянно бьется об асфальт, и машина выглядит несобранной.»

Уже на следующий день один из прототипов отправится в полет во время тестов, но пройдет это незамеченным для публики, между поворотами Мульсан и Индианаполис. За рулем находился опытный Марк Уэббер и пытался догнать извечных соперников «трех лучей» Audi R8R. Вот как эту ситуацию прокомментировал сам пилот:

«Я почувствовал, как передняя часть машины стала легче и поначалу не придал этому значения, — вспоминает Марк — Но быстро понял, что не могу вернуть нос обратно к земле — он продолжал подниматься. Все это было похоже на плавный взлет самолета. Черт, да это и был взлет! К этому моменту скорость была под 300 километров в час, и машина оторвалась от асфальта. Я уже не мог видеть машину Франка, только голубое небо, потом землю, потом снова небо. И все это на высоте 10 метров».

Эта история смогла остаться в тени по удачному стечению обстоятельств – машина приземлилась на все четыре колеса. Пилот прошел проверку в клинике, а команда инженеров села в раздумьях, что же это было.

Уже на вторые сутки Марк Уэббер вышел из клиники с диагнозом «здоров» и снова вернулся за руль «летающего» болида. Машина была значительно переработана, и Марк вышел на трассу с полной уверенностью показать чемпионский результат.

Неспешный выход на круг, прогрев всех жидкостей, все шло по плану. CLR пожирал трассу и приближался к прямой Мульсан, где и должен был показывать наилучшие результаты. Приближаясь к вершине перегиба, машина снова резко взмывает в небо, делает несколько оборотов и падет на крышу. На момент отрыва от земли скорость была 280 км/ч, а после падения составила 140 км/ч. Приземление пришлось на крышу с последующим скольжением по асфальту.

Между двумя взлетами одного гонщика прошло всего полкруга. Уэббер поддался панике и после приземления на крышу сразу отстегнул ремни, а болид продолжал скользить на остатках крыши. Пилоту чудом удалось удержаться в кабине, получив только пару касаний трассы шлемом, который выдержал и не протерся до головы. Удачным можно считать то, что машина скользила по асфальту без конечного удара в стену или другие машины, тогда мемуары Марка Уэббера вряд ли увидели бы свет.

У команды оставалось только 2 варианта развития событий: с позором сняться с гонки или экстренно что-то предпринять. Как мы уже знаем, выбран был второй вариант

12 июня 1999 года

Марк Уэббер отказался от участия в гонках и захотел покинуть расположение команды, но Норберт Хауг договорился ним, чтобы он остался на парад пилотов.

Коллектив из пилотов и инженеров пришли к выводу, что проблемы «взлета» свойственны только для машины под номером «4» и внесли изменения в аэродинамику передней части. Пилотам рекомендовали избегать нахождения в потоке разреженного воздуха от впереди идущего соперника, но только на прямых.

Mercedes CLR Питера Дамбрека потерпел крушение на 75 круге, перед входом в поворот Индианаполис. Австралиец Уэббер узнал об этом после телефонного звонка в свой моторхоум, где он приходил в себя после двух аварий за три дня, и побежал в боксы чтобы, по его словам, «поубивать там всех».

Болид Дамбрека вылетел з пределы трассы на высоте около 10 метров, попутно пролетев мимо будки маршалов трассы и рекламного щита, чудом их не задев. Первые удары были о сосны, которые вплотную растут вдоль всей трассы. От перегрузок пилот потерял сознание, ветки прошили монокок, но попали между креслом пилота и топливным баком. Удивительным образом пилот не получил серьезных травм.

Гонка для команды «трех лучей» была закончена. Последний CLR был снят с гонки на следующем круге, а представители команды отказались от комментариев. Спустя два года заводская команда Mercedes-Benz H.W.A. ушла из гонок Ле-Ман и не вернулась до сих пор.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Из чего складывается цена на билеты в кино? ну, с продуктами понятно: сырье, ...
Ой-йооооо... Идите туда, скорей идите. Там русские утверждают, что борщ - национальное русское блюдо. И делятся рецептами. Мама-не-горюй, я продолжать не буду. Идите же ! (вместо эпилога) Подтверждаю, россияне действительно не умеют варить борщ. Как ...
Внезапно десерт улыбнулся и спросил: куда ж несёшься ты? дай ответ. ...
вот сколько уже прошу lifespeachy подарить мне это милое чудо - бестолку)) пусть все знают, какой Саша ...
Подскажите, пожалуйста, если сейчас дают место в саду, но в данный момент нам это не актуально, при этом хотелось бы пойти позже (например, в сентябре), что следует предпринять? Сад говорит, чтобы мы писали им прям по эл. почте отказ и они вернут нашу заявку в ОСИП с переносом очереди. Ч ...