И без притчи не говорил им ничего

топ 100 блогов anairos24.08.2020 Эту статью я написал больше двух лет назад. Задолго до того как в западных странах начался настоящий чад кутежа по поводу социальной справедливости, системного расизма и тому подобной ультралевизны.

На мой взгляд, перечитать её сейчас будет не только интересно, но и поучительно.


Метафора – это гвоздь в ботинке, и лучше её выполоть.
Вредные советы по русскому языку

Вчера ходил на «Яркость». Прикинь, полицейский боевик, где Уилл Смит играет белого копа!
Из интернет-разговоров


Любая притча – удачная метафора. Ее создатель нашёл способ представить сложную, непонятную или трудную тему в простой и наглядной аналогии.

Иногда без этого не обойтись. Есть вещи, говорить о которых простым языком можно, только если собеседник уже в теме. Иначе он ничего не поймёт – или, хуже того, решит, что понял.

А иногда, наоборот, стремление рассказать притчу играет с нами плохую шутку. Если говорить метафорами о том, о чём нужно сказать прямо – смысл может поменяться на противоположный.

Так постоянно происходит с голливудскими фильмами, посвящёнными неравенству, угнетению и предрассудкам.


Общество выделяет какую-то группу людей, и ко всем им относится, как если бы они были опасными и злобными нелюдями. Каждому, кто попал в это меньшинство, приходится сталкиваться с унижениями, дискриминацией, страхом и ненавистью.

Мы хотим снять об этом фильм. Так давайте угнетённое меньшинство в нашем фильме будут представлять опасные и злобные нелюди. Желательно, если они ещё и внешне уродливы, но это необязательно.

Страх и ненависть, которые «мы» испытываем к «ним», полностью разумны и обоснованы. Никаких предрассудков не существует: «они» действительно могут, и чаще всего хотят, причинить нам вред.

Затем главный герой знакомится с представителем этого меньшинства и обнаруживает, что тот не так уж плох. Оказывается, среди «них» не все – чудовища и преступники, есть и славные ребята, которые не хотят никому вредить и готовы мирно сосуществовать с «нами».

Угнетённым меньшинством в разных произведениях оказываются орки, вампиры, инопланетяне, оборотни, великаны – вариантов множество. Но в любом случае большинство из них полностью соответствует тому мнению, которого придерживаются "неправильные" и "предубеждённые" антагонисты.

Нет, конечно, авторы не обязательно требуют, чтобы мы с распростёртыми объятиями приняли всех чужаков. Только тех, кто прикладывает серьёзные усилия, чтобы подавить в себе чудовище и во всём уподобиться нам, настоящим людям. Как хищники в "Зверополисе".

Обличать расизм с помощью самой расистской из возможных метафор умеют, наверное, только в Голливуде.


Когда любители притч берутся за истории о неравенстве классовом, получается ничуть не лучше.

Система разделяет людей на две группы. Одна – господа, наслаждающиеся статусом полноценного человека. Другая – чернь. Элита относится к ним, как к машинам или низшим существам, годным лишь на то, чтобы служить и подчиняться.

Так давайте угнетённую группу  у нас будут изображать машины или низшие существа, специально созданные, чтобы служить и подчиняться. Они не люди и никогда ими не станут. Отличить их от человека не всегда бывает легко, но всегда возможно.

Их бунт – не против несправедливости, отнимающей у них право на полноценную жизнь. Это бунт против создателей и хозяев, благодаря которым у них вообще есть хоть какая-то жизнь. Он в принципе стал возможен только благодаря недосмотру хозяев, давших своим рабам больше свободы, чем им было нужно и полезно.

Мир, в котором восстание увенчалось успехом – вымороченный мир наподобие того, что у Брэдбери в рассказе "Будет ласковый дождь". Машины, продолжающие бессмысленно исполнять свои обязанности, хотя уже не осталось никого из тех, ради которых всё это и было создано. Слугам не стать новыми хозяевами, даже если они истребят прежних. Слишком уж они разные.

Впрочем, классовое неравенство – тема, с которой западный кинематограф и без притч не слишком справляется. Предел критики, до которого он готов дойти – заявить, что система несправедлива, потому что слугой становится тот, кто достоин быть господином.

Иногда исключение делается лишь для одного персонажа. Рождённый среди черни, он доказывает, что ничем не уступает господам, и в финале занимает место среди них.

Это подаётся как торжество справедливости. Но позвольте, разве это не значит, что система изначально была справедливой? Тот, кто достоин находиться в элите, оказывается там. Тот, кто способен лишь копаться в земле, остаётся смердом. Социальные лифты в действии.


Можно сказать, что выбор метафор стал для современного общества оговоркой по Фрейду. Он говорит нам не столько о том, что автор хочет сказать, сколько о том, что он на самом деле думает.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сенатор и  его жена  подъезжают на заправку. И здесь выясняется, что в молодости заправщик ухаживал за женой сенатора. Сенатор говорит жене: — Вот видишь, дорогая, если бы ты тогда вышла замуж не за меня, а за него, то ...  была бы теперь женой заправщика. А она ему отвечает: -  ...
Вчера была на маникюре у украинки. Я уже некоторое время к ней хожу. Болтаем о жизни здесь, о детях, школе, мужьях. Она волонтерит, переводит украинцам, они ей звонят и во время работы. Ходит в полицию переводить им, по организациям, помогает оформить документы. И вдруг вчера она говорит, ...
С удивлением узнал, что вчера весь мир страдал от хакерской атаки на интернет. А ЖЖ как работало, так и работает. Неужели все починили, и он больше не будет ломаться? Хакеры заставили миллионы интернет-пользователей по всему миру мучиться медленным соединением, долгой загрузкой сайтов и ...
Увидела на сайте проекта «Тогда» обложку журнала «Музыка и быт» 1927 года: Обложка журнала «Музыка и быт», № 1 за 1927 год. Оформление: Николай Ушин. Из собрания МИРА коллекция // /www.togdazine.ru ...
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Дорогие православные И не православные !!! Ирочка это тебе Микаэл Таривердиев Mikael Tariverdiyev - Влюбленные 02:52  ...