И без притчи не говорил им ничего
anairos — 24.08.2020 Эту статью я написал больше двух лет назад. Задолго до того как в западных странах начался настоящий чад кутежа по поводу социальной справедливости, системного расизма и тому подобной ультралевизны.На мой взгляд, перечитать её сейчас будет не только интересно, но и поучительно.
Вредные советы по русскому языку
Вчера ходил на «Яркость». Прикинь, полицейский боевик, где Уилл Смит играет белого копа!
Из интернет-разговоров
Любая притча – удачная метафора. Ее создатель нашёл способ представить сложную, непонятную или трудную тему в простой и наглядной аналогии.
Иногда без этого не обойтись. Есть вещи, говорить о которых простым языком можно, только если собеседник уже в теме. Иначе он ничего не поймёт – или, хуже того, решит, что понял.
А иногда, наоборот, стремление рассказать притчу играет с нами плохую шутку. Если говорить метафорами о том, о чём нужно сказать прямо – смысл может поменяться на противоположный.
Так постоянно происходит с голливудскими фильмами, посвящёнными неравенству, угнетению и предрассудкам.
Общество выделяет какую-то группу людей, и ко всем им относится, как если бы они были опасными и злобными нелюдями. Каждому, кто попал в это меньшинство, приходится сталкиваться с унижениями, дискриминацией, страхом и ненавистью.
Мы хотим снять об этом фильм. Так давайте угнетённое меньшинство в нашем фильме будут представлять опасные и злобные нелюди. Желательно, если они ещё и внешне уродливы, но это необязательно.
Страх и ненависть, которые «мы» испытываем к «ним», полностью разумны и обоснованы. Никаких предрассудков не существует: «они» действительно могут, и чаще всего хотят, причинить нам вред.
Затем главный герой знакомится с представителем этого меньшинства и обнаруживает, что тот не так уж плох. Оказывается, среди «них» не все – чудовища и преступники, есть и славные ребята, которые не хотят никому вредить и готовы мирно сосуществовать с «нами».
Угнетённым меньшинством в разных произведениях оказываются орки, вампиры, инопланетяне, оборотни, великаны – вариантов множество. Но в любом случае большинство из них полностью соответствует тому мнению, которого придерживаются "неправильные" и "предубеждённые" антагонисты.
Нет, конечно, авторы не обязательно требуют, чтобы мы с распростёртыми объятиями приняли всех чужаков. Только тех, кто прикладывает серьёзные усилия, чтобы подавить в себе чудовище и во всём уподобиться нам, настоящим людям. Как хищники в "Зверополисе".
Обличать расизм с помощью самой расистской из возможных метафор умеют, наверное, только в Голливуде.
Когда любители притч берутся за истории о неравенстве классовом, получается ничуть не лучше.
Система разделяет людей на две группы. Одна – господа, наслаждающиеся статусом полноценного человека. Другая – чернь. Элита относится к ним, как к машинам или низшим существам, годным лишь на то, чтобы служить и подчиняться.
Так давайте угнетённую группу у нас будут изображать машины или низшие существа, специально созданные, чтобы служить и подчиняться. Они не люди и никогда ими не станут. Отличить их от человека не всегда бывает легко, но всегда возможно.
Их бунт – не против несправедливости, отнимающей у них право на полноценную жизнь. Это бунт против создателей и хозяев, благодаря которым у них вообще есть хоть какая-то жизнь. Он в принципе стал возможен только благодаря недосмотру хозяев, давших своим рабам больше свободы, чем им было нужно и полезно.
Мир, в котором восстание увенчалось успехом – вымороченный мир наподобие того, что у Брэдбери в рассказе "Будет ласковый дождь". Машины, продолжающие бессмысленно исполнять свои обязанности, хотя уже не осталось никого из тех, ради которых всё это и было создано. Слугам не стать новыми хозяевами, даже если они истребят прежних. Слишком уж они разные.
Впрочем, классовое неравенство – тема, с которой западный кинематограф и без притч не слишком справляется. Предел критики, до которого он готов дойти – заявить, что система несправедлива, потому что слугой становится тот, кто достоин быть господином.
Иногда исключение делается лишь для одного персонажа. Рождённый среди черни, он доказывает, что ничем не уступает господам, и в финале занимает место среди них.
Это подаётся как торжество справедливости. Но позвольте, разве это не значит, что система изначально была справедливой? Тот, кто достоин находиться в элите, оказывается там. Тот, кто способен лишь копаться в земле, остаётся смердом. Социальные лифты в действии.
Можно сказать, что выбор метафор стал для современного общества оговоркой по Фрейду. Он говорит нам не столько о том, что автор хочет сказать, сколько о том, что он на самом деле думает.
|
</> |